Файл: 1. 1 Смеховая культура Древней Руси.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во второй четверти ХVIII в. в России уже устойчиво существовали придворный, школьный, городской демократический и устный народный театры.

Наряду с героическими пьесами на сюжеты рыцарских романов в публичном драматическом театре получает широкое распространение комедия. Комедии были большие, полномасштабные и малые. Малые комедии назывались интерлюдиями, интермедиями, пролюдиями, а также посредствиями, междоречиями, междувброшенными забавными игрищами или просто игрищами.

Как отмечают исследователи, "значительное место среди "интермедий" занимали литературные обработки сюжетов устных народных пьес". Эти комедии родственны русским народным новеллистическим сказкам, переводным фацециям, а также народным лубочным картинкам - забавным листам.

Местом их исполнения были преимущественно балаганы, а сами комедии носили то сатирический, то развлекательный характер, то соединяли их вместе. Объектом сатиры в публичном демократическом театре становилось чаще всего дворянство, с его спесью и самодурством, пренебрежительным отношением к простому народу. "Балаганные комедии, рассчитанные на широкого демократического зрителя, посетителя ярмарок, торжищ и народных гуляний, отличаются характерным составом действующих лиц, своеобразным содержанием. В них действуют главным образом мелкие торговцы разных национальностей: белорусы, евреи, цыгане, греки. Они торгуют, играют в карты, надувают друг друга, ссорятся между собой".

Значительные изменения происходят и в других видах искусства, в частности, в литературе. Именно литературная личность явилась принципиальным новшеством, отличающим авторскую русскую литературу ХVIII века от анонимной книжности русского средневековья .

Перемещение словесного творчества из сакральной сферы в секулярную для русского сознания ХVIII века означало и пересмотр представлений о его природе. В ХVIII веке в Западной Европе, к культуре которой обратились взоры россиян сквозь окно, прорубленное реформами Петра I, господствовало рационалистическое мировоззрение. В эпоху господства рационалистического мировосприятия органом творчества считалась высшая духовная способность человека - разум. Отсюда - характерная рационалистическая концепция культурной деятельности и словесного творчества. "Век разума" неизбежно полагал любую культурную деятельность столь же прямо и непосредственно полезной
, как политическая, промышленная и сельскохозяйственная. Такая концепция творчества предопределила мотивацию писательского труда: его главный стимул - это стремление служить обществу и приносить ему реальную пользу исправлением частных и общественных пороков посредством слова, которое в сознании писателя ХVIII века являлось инструментом прямого социального воздействия.

Петровские западнические реформы потребовали от своих исполнителей таких качеств, как личная инициатива, предприимчивость, образование. Так самим ритмом стремительно меняющейся действительности была подготовлена почва для проникновения в русский менталитет европейской идеологии персонализма, личностного начала как первоосновы европейского типа сознания. Все это не могло не отразиться на словесной культуре, что повлияло и на отечественную смеховую культуру, являющуюся предметом нашего рассмотрения.

Общеевропейский тип словесной культуры определяется тремя понятиями:

) это словесность авторская (индивидуальное творчество),

) светская (не связанная прямо с церковью и религией) и 3) печатная (по форме бытования текстов в культурном пространстве), то есть массовая и многотиражная.

Что касается древнерусской словесной культуры, то по каждому из этих признаков она антонимична европейскому типу:

) словесность русского средневековья является анонимной (личность автора не имеет значения),

) духовной (непосредственно связана с культом и религией),

) рукописной (малодоступной, трудоемкой в тиражировании, с ограниченным кругом потребителей). Весь смысл культурной рефрмы Петровской эпохи и заключался в том, что перестройка массового сознания по законам идеологии персонализма спровоцировала смену традиционного национального типа культуры, в частности, и смеховой, общеевропейским.

Таким образом, появляется новая смеховая культура, смеховая культура Нового времени.

В ХVIII веке формируются жанры иной, аристократической сатиры, которая становится возможной как реакция образованной и просвещенной части русского общества на темные стороны русской жизни. Новое время, европейские традиции и придворная "полярность" передвигают морализаторские акценты на осмеяние недостатков и слабостей "высшего света" - щегольства и кокетства, галломанию, пустое "умничание", обжорство, волокитство, сплетни, взяточничество и многое другое.

В это же время из Европы приходят жанры абстрактно - морализаторской сатиры, рассуждающие об идеале и пороке. Из Западной Европы приходит также комедия, сохраняя при этом просвещенческий рационализм и морализм. В ХVIII веке в активно формирующейся новой эстетической мысли начинает теоретически разрабатываться категория комического, и слова "комизм" и "смех", "смеховая культура" становятся взаимозаменяемыми. Выделяются отдельные виды категории комического: юмор, сатира, пародия, гротеск и т.д., что свидетельствует о становлении смеховой культуры нового типа в форме различных комедийных жанров и различных направлений в искусстве. Все это возможно благодаря приобщению части русского общества к вершинам европейской просветительской культуры.


Нравственный идеал, несоответствие которому отмечает морализирующая сатира - идея европейского Просвещения с его рационалистским подходом к общественным и государственным вопросам, вера в прогресс и воспитывающую силу примера, мировоззренческий оптимизм - воплощается и в сатирических утопиях. Сатира (как жанр и как тенденция) становится во многом определяющей для развития русской духовной культуры как ХVIII, так и последующих веков.