ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 243
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания или подсчета устанавливают значение признака и производят запись в формуляре наблюдения. Пример: инвентаризация основных средств на предприятиях.
Документальное наблюдение предполагает запись ответов на вопросы формуляра на основании соответствующих документов. Например: сбор данных об успеваемости студентов вуза на основе зачетно-экзаменационных ведомостей, заполнение форм статистической отчетности на основании данных бухгалтерского учета и т.п.
Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра записываются со слов опрашиваемого (респондента). Этим способом проводятся переписи населения, опросы общественного мнения.
В статистике применяются следующие способы сбора сведений: отчетный, экспедиционный, самоисчисление, анкетный.
Отчетный способ заключается в обязательном представлении хозяйствующими субъектами статистических отчетов о своей деятельности в установленной форме и в установленные сроки.
Экспедиционный способ наблюдения заключается в том, что специально привлеченные и обученные работники посещают каждую единицу наблюдения и сами заполняют формуляр наблюдения. Этим способом собираются сведения при переписях населения.
При способе самоисчисления формуляры заполняют сами опрашиваемые. Обязанность специально привлеченных для получения информации сотрудников состоит в раздаче формуляров, инструктаже опрашиваемых, сборе и проверке правильности заполнения формуляров.
Анкетный способ – это сбор данных с помощью специальных вопросников, рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати. Как правило, этим способом получения информации пользуются при проведении социологических опросов. Также многие крупные производители бытовой техники, мебели и других предметов потребления вкладывают анкеты в упаковку товара с просьбой заполнить и вернуть их производителю по указанному адресу.
Вопрос 2. Точность статистического наблюдения.
Под точностью в статистике понимают степень соответствия данных наблюдения реальным их значениям. Возникающие расхождения называются ошибками. Ошибки определяются как разность или как отношение между этими значениями. Как правило, ошибки возникают при регистрации сведений или при измерении.
Ошибки регистрации возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения, или ошибочной их записи, или того и другого вместе. Случайные ошибки возникают в результате опечаток, описок, оговорок. Например, при регистрации даты регистратор вместо 15 июня указал 15 июля. При большом числе наблюдений благодаря действию закона больших чисел эти ошибки более или менее взаимно погашаются.
Систематические ошибки наиболее опасны, поскольку приводят к сильному искажению данных. Наиболее показательными такими ошибками являются: занижение или округление населением своего возраста на цифры, оканчивающиеся на 5 или 0; сокрытие экономическими субъектами реальных размеров финансовых результатов их деятельности, стремление респондентов указать заниженное значение своего дохода и т.п.
При несплошном наблюдении возникают ошибки репрезентативности (или ошибки представительности). Они заключаются в том, что значения признаков по отобранной выборочной совокупности не отражают реально существующей картины в совокупности в целом.
С целью выявления ошибок проводится контроль полученных материалов. После проведения наблюдения весь собранный материал проверяют на полноту охвата единиц. Если выявлены упущенные единицы наблюдения, дальнейшие действия зависят от того, представляется возможным восполнение пробелов или нет.
Для проверки качества заполнения формуляров и других документов наблюдения используют логический и арифметический контроль.
Логический контроль состоит в сопоставлении между собой ответов на вопросы формуляра наблюдения и выяснении их логической совместимости. При обнаружении несовместимых ответов пытаются путем дальнейших сопоставлений установить, какой из ответов является верным.
Арифметический контроль состоит в проверке различных расчетов, результаты которых проведены в формуляре наблюдения, в частности: итогов, вычисления процентов, расчетов средних величин и т.п.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое перепись населения и почему необходимо ее проводить?
2. Для чего формируются регистры предприятий?
3. К какому виду наблюдения относится регистрация факта смерти или рождения человека?
4. Почему все зарегистрированные хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять статистическую отчетность в органы статистики?
5. В чем преимущества и недостатки сплошного и несплошного методов наблюдения?
6. В чем заключаются ошибки регистрации?
7. В каких случаях говорят о наличии ошибок репрезентативности?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Улитина Е.В. Статистика: учеб. пособие / Е.В. Улитина, О.В. Леднева, О.Л. Жирнова. – 3-е изд. – М.: МФПУ, 2013.– 312 с. – (Университетская серия).
Дополнительная литература:
1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2004.
2. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б. Теория статистики: учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Методологические положения по статистике. – М.: Госкомстат России, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Формы федерального статистического наблюдения. – http://www.gks.ru/metod/forma.html
Практические задания:
Задание 1.
Внимательно изучив копии формуляра Всероссийской переписи населения 2002 г. (рис. 7, 8) и 2010 г. (рис. 9, 10), выпишите попарно номера вопросов переписи 2002 г., идентичных (абсолютно совпадающих) по формулировкам вопросам переписи 2010 г. (например: № 2 (2002 г.) – № 2 (2010 г.)).
Задание 2.
Внимательно изучив копии формуляра Всероссийской переписи населения 2002 г. (рис. 7, 8) и 2010 г. (рис. 9, 10), выпишите номера вопросов переписи 2010 г., которых не было в бланках переписи 2002 г.
Задание 3.
С помощью логического контроля проведите проверку приведенных ниже ответов на вопросы переписного листа переписи населения. Отметьте вопросы, в ответах на которые вероятнее всего произведены ошибочные записи:
1. Фамилия, имя, отчество: Иванова Ирина Петровна.
2. Пол: мужской.
3. Возраст: 5 лет.
4. Состоит ли в браке в настоящее время: да.
5. Национальность: русская.
6. Родной язык: русский.
7. Образование: начальное среднее.
8. Место работы: детский сад.
9. Занятие по этому месту работы: медицинская сестра.
Рис. 7. Копия формуляра Всероссийской переписи населения 2002 г. (Д1, лицевая сторона)
Рис. 8. Копия формуляра Всероссийской переписи населения 2002 г. (Д2, оборотная сторона)
Рис. 9. Копия формуляра Всероссийской переписи населения 2010 г. (Лист Л1)
Рис. 10. Копия формуляра Всероссийской переписи населения 2010 г. (Лист Л2)
Ответы к заданиям:
Задание 1. 2(2002) – 2(2010); 3(2002) – 3(2010); 4(2002) – 5(2010); 5(2002) – 4(2010); 6(2002) – 6(2010); 7(2002) – 7(2010); 9.1(2002) – 9.1(2010); 9.2(2002) – 9.2.(2010); 10(2002) – 10(2010); 11.1(2002) – 11.2.(2010); 11.4(2002) – 11.3(2010); 11.6(2002) – 11.5(2010); 13(2002) – 13.1(2010).
Задание 2. 8.2; 9.3; 10.2; 11.4.
Задание 3. 2, 3, 7.
Тема 3. Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения
Цель изучения темы состоит в формировании системы знаний и компетенций о методах сбора и систематизации статистической информации, в частности о формах и видах статистической сводки и группировки данных, методике построения группировок, построении и графическом представлении рядов распределения.
В результате успешного освоения темы Вы:
Узнаете:
· что такое сводка и группировка данных;
· какие виды группировок существуют и для чего они применяются;
· как определить, сколько групп можно выделить внутри любой статистической совокупности;
· как оформляются результаты группировки данных;
· что такое ряд распределения и чем он отличается от группировки;
· каким образом можно наглядно представить ряд распределения;
· что такое полигон и гистограмма распределения.
Приобретете компетенции:
· владение методами теоретического и экспериментального исследования;
· понимание роли и значения информации в развитии современного общества и экономических знаний;
· владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
· способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций;
· способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные решения;
· владение методами построения и анализа статистических группировок по любому набору первичных статистических данных.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
· сводка;
· группировка и ее виды;
· группировочный признак;
· интервал, границы интервала, ширина интервала;
· ряд распределения, атрибутивные и вариационные ряды;
· частоты, частости;
· полигон распределения;
· гистограмма распределения;
· плотность распределения.
Вопросы темы:
1. Статистическая сводка и группировка данных.
2. Ряды распределения.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Статистическая сводка и группировка данных.
Собранные данные необходимо систематизировать и подготовить к последующей обработке. Для упорядочивания исходных данных статистика применяет два основных метода – метод сводки и метод группировки.
Сводка – это научная обработка первичных данных с целью получения обобщенных характеристик изучаемого социально-экономического явления по ряду существенных для него признаков (рис. 11).
По глубине и точности обработки данных различают простую и сложную сводку. Данные можно обрабатывать централизовано – в одной организации или децентрализовано – последовательно передавая результаты сводки от территориальных органов в федеральные (как при обработке отчетности).
Рис. 11. Виды статистических сводок
Группировкой называется разбиение общей совокупности единиц объекта наблюдения по одному или нескольким существенным признакам на более однородные группы. Группы могут различаться между собой по числу объектов и в качественном отношении.
В соответствии с познавательными задачами различают три основных вида группировок (рис. 12).
Рис. 12. Виды группировок
Типологическая группировка – это разбиение разнородной совокупности единиц наблюдения на отдельные качественно однородные группы и выявление на их основе устойчивых социально-экономических типов явлений. Например: группировка предприятий и организаций по формам собственности; группировка торговых предприятий по их принадлежности к сферам промышленных и продовольственных товаров.
Документальное наблюдение предполагает запись ответов на вопросы формуляра на основании соответствующих документов. Например: сбор данных об успеваемости студентов вуза на основе зачетно-экзаменационных ведомостей, заполнение форм статистической отчетности на основании данных бухгалтерского учета и т.п.
Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра записываются со слов опрашиваемого (респондента). Этим способом проводятся переписи населения, опросы общественного мнения.
В статистике применяются следующие способы сбора сведений: отчетный, экспедиционный, самоисчисление, анкетный.
Отчетный способ заключается в обязательном представлении хозяйствующими субъектами статистических отчетов о своей деятельности в установленной форме и в установленные сроки.
Экспедиционный способ наблюдения заключается в том, что специально привлеченные и обученные работники посещают каждую единицу наблюдения и сами заполняют формуляр наблюдения. Этим способом собираются сведения при переписях населения.
При способе самоисчисления формуляры заполняют сами опрашиваемые. Обязанность специально привлеченных для получения информации сотрудников состоит в раздаче формуляров, инструктаже опрашиваемых, сборе и проверке правильности заполнения формуляров.
Анкетный способ – это сбор данных с помощью специальных вопросников, рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати. Как правило, этим способом получения информации пользуются при проведении социологических опросов. Также многие крупные производители бытовой техники, мебели и других предметов потребления вкладывают анкеты в упаковку товара с просьбой заполнить и вернуть их производителю по указанному адресу.
Вопрос 2. Точность статистического наблюдения.
Под точностью в статистике понимают степень соответствия данных наблюдения реальным их значениям. Возникающие расхождения называются ошибками. Ошибки определяются как разность или как отношение между этими значениями. Как правило, ошибки возникают при регистрации сведений или при измерении.
Ошибки регистрации возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения, или ошибочной их записи, или того и другого вместе. Случайные ошибки возникают в результате опечаток, описок, оговорок. Например, при регистрации даты регистратор вместо 15 июня указал 15 июля. При большом числе наблюдений благодаря действию закона больших чисел эти ошибки более или менее взаимно погашаются.
Систематические ошибки наиболее опасны, поскольку приводят к сильному искажению данных. Наиболее показательными такими ошибками являются: занижение или округление населением своего возраста на цифры, оканчивающиеся на 5 или 0; сокрытие экономическими субъектами реальных размеров финансовых результатов их деятельности, стремление респондентов указать заниженное значение своего дохода и т.п.
При несплошном наблюдении возникают ошибки репрезентативности (или ошибки представительности). Они заключаются в том, что значения признаков по отобранной выборочной совокупности не отражают реально существующей картины в совокупности в целом.
С целью выявления ошибок проводится контроль полученных материалов. После проведения наблюдения весь собранный материал проверяют на полноту охвата единиц. Если выявлены упущенные единицы наблюдения, дальнейшие действия зависят от того, представляется возможным восполнение пробелов или нет.
Для проверки качества заполнения формуляров и других документов наблюдения используют логический и арифметический контроль.
Логический контроль состоит в сопоставлении между собой ответов на вопросы формуляра наблюдения и выяснении их логической совместимости. При обнаружении несовместимых ответов пытаются путем дальнейших сопоставлений установить, какой из ответов является верным.
Арифметический контроль состоит в проверке различных расчетов, результаты которых проведены в формуляре наблюдения, в частности: итогов, вычисления процентов, расчетов средних величин и т.п.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое перепись населения и почему необходимо ее проводить?
2. Для чего формируются регистры предприятий?
3. К какому виду наблюдения относится регистрация факта смерти или рождения человека?
4. Почему все зарегистрированные хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять статистическую отчетность в органы статистики?
5. В чем преимущества и недостатки сплошного и несплошного методов наблюдения?
6. В чем заключаются ошибки регистрации?
7. В каких случаях говорят о наличии ошибок репрезентативности?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Улитина Е.В. Статистика: учеб. пособие / Е.В. Улитина, О.В. Леднева, О.Л. Жирнова. – 3-е изд. – М.: МФПУ, 2013.– 312 с. – (Университетская серия).
Дополнительная литература:
1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2004.
2. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б. Теория статистики: учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Методологические положения по статистике. – М.: Госкомстат России, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Формы федерального статистического наблюдения. – http://www.gks.ru/metod/forma.html
Практические задания:
Задание 1.
Внимательно изучив копии формуляра Всероссийской переписи населения 2002 г. (рис. 7, 8) и 2010 г. (рис. 9, 10), выпишите попарно номера вопросов переписи 2002 г., идентичных (абсолютно совпадающих) по формулировкам вопросам переписи 2010 г. (например: № 2 (2002 г.) – № 2 (2010 г.)).
Задание 2.
Внимательно изучив копии формуляра Всероссийской переписи населения 2002 г. (рис. 7, 8) и 2010 г. (рис. 9, 10), выпишите номера вопросов переписи 2010 г., которых не было в бланках переписи 2002 г.
Задание 3.
С помощью логического контроля проведите проверку приведенных ниже ответов на вопросы переписного листа переписи населения. Отметьте вопросы, в ответах на которые вероятнее всего произведены ошибочные записи:
1. Фамилия, имя, отчество: Иванова Ирина Петровна.
2. Пол: мужской.
3. Возраст: 5 лет.
4. Состоит ли в браке в настоящее время: да.
5. Национальность: русская.
6. Родной язык: русский.
7. Образование: начальное среднее.
8. Место работы: детский сад.
9. Занятие по этому месту работы: медицинская сестра.
Рис. 7. Копия формуляра Всероссийской переписи населения 2002 г. (Д1, лицевая сторона)
Рис. 8. Копия формуляра Всероссийской переписи населения 2002 г. (Д2, оборотная сторона)
Рис. 9. Копия формуляра Всероссийской переписи населения 2010 г. (Лист Л1)
Рис. 10. Копия формуляра Всероссийской переписи населения 2010 г. (Лист Л2)
Ответы к заданиям:
Задание 1. 2(2002) – 2(2010); 3(2002) – 3(2010); 4(2002) – 5(2010); 5(2002) – 4(2010); 6(2002) – 6(2010); 7(2002) – 7(2010); 9.1(2002) – 9.1(2010); 9.2(2002) – 9.2.(2010); 10(2002) – 10(2010); 11.1(2002) – 11.2.(2010); 11.4(2002) – 11.3(2010); 11.6(2002) – 11.5(2010); 13(2002) – 13.1(2010).
Задание 2. 8.2; 9.3; 10.2; 11.4.
Задание 3. 2, 3, 7.
Тема 3. Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения
Цель изучения темы состоит в формировании системы знаний и компетенций о методах сбора и систематизации статистической информации, в частности о формах и видах статистической сводки и группировки данных, методике построения группировок, построении и графическом представлении рядов распределения.
В результате успешного освоения темы Вы:
Узнаете:
· что такое сводка и группировка данных;
· какие виды группировок существуют и для чего они применяются;
· как определить, сколько групп можно выделить внутри любой статистической совокупности;
· как оформляются результаты группировки данных;
· что такое ряд распределения и чем он отличается от группировки;
· каким образом можно наглядно представить ряд распределения;
· что такое полигон и гистограмма распределения.
Приобретете компетенции:
· владение методами теоретического и экспериментального исследования;
· понимание роли и значения информации в развитии современного общества и экономических знаний;
· владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
· способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций;
· способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные решения;
· владение методами построения и анализа статистических группировок по любому набору первичных статистических данных.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
· сводка;
· группировка и ее виды;
· группировочный признак;
· интервал, границы интервала, ширина интервала;
· ряд распределения, атрибутивные и вариационные ряды;
· частоты, частости;
· полигон распределения;
· гистограмма распределения;
· плотность распределения.
Вопросы темы:
1. Статистическая сводка и группировка данных.
2. Ряды распределения.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Статистическая сводка и группировка данных.
Собранные данные необходимо систематизировать и подготовить к последующей обработке. Для упорядочивания исходных данных статистика применяет два основных метода – метод сводки и метод группировки.
Сводка – это научная обработка первичных данных с целью получения обобщенных характеристик изучаемого социально-экономического явления по ряду существенных для него признаков (рис. 11).
По глубине и точности обработки данных различают простую и сложную сводку. Данные можно обрабатывать централизовано – в одной организации или децентрализовано – последовательно передавая результаты сводки от территориальных органов в федеральные (как при обработке отчетности).
Рис. 11. Виды статистических сводок
Группировкой называется разбиение общей совокупности единиц объекта наблюдения по одному или нескольким существенным признакам на более однородные группы. Группы могут различаться между собой по числу объектов и в качественном отношении.
В соответствии с познавательными задачами различают три основных вида группировок (рис. 12).
Рис. 12. Виды группировок
Типологическая группировка – это разбиение разнородной совокупности единиц наблюдения на отдельные качественно однородные группы и выявление на их основе устойчивых социально-экономических типов явлений. Например: группировка предприятий и организаций по формам собственности; группировка торговых предприятий по их принадлежности к сферам промышленных и продовольственных товаров.