Файл: Литература по теме Практические задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структурная группировка предназначена для изучения состава совокупности по какому-либо признаку. Например: изучение возрастной структуры безработных в Российской Федерации (табл. 1).
Таблица 1.

 

Распределение численности безработных по возрастным группам и средний возраст безработных в 2011 г.

(в среднем за год; в процентах к итогу)

 

 

Всего

Мужчины

Женщины

Безработные, всего

100

100

100

в том числе в возрасте, лет:

 

 

 

до 20

5,7

5,9

5,6

20–24

20,9

21,5

20,2

25–29

15,5

15,2

15,8

30–34

11,7

11,8

11,6

35–39

9,6

9,5

9,7

40–44

8,1

8,1

8,2

45–49

10,3

9,7

11,0

50–54

10,3

9,5

11,2

55–59

5,7

6,6

4,6

60–72

2,2

2,1

2,3

Сpедний возpаст безработных, лет

35,3

35,1

35,4

 

Аналитическая группировка выявляет взаимосвязи между изучаемыми признаками. В статистике выделяют факторные и результативные признаки. Факторными называются признаки, под воздействием которых изменяются другие, результативные признаки. Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием или убыванием значения факторного признака систематически возрастает или убывает значение признака результативного, и наоборот.

При построении аналитической группировки, как правило, единицы совокупности группируются по факторному признаку; каждая выделенная группа характеризуется средними величинами результативного признака. Пример аналитической группировки представлен в табл. 2.

Таблица 2.

 

Группировка зависимости суммы кредитов, выданных коммерческими банками, от размера процентной ставки

 

п/п

Группы банков по величине процентной ставки

Число

банков

Сумма выданных кредитов, млн руб.

всего

в среднем на один банк

 

А

1

2

3

1.

11–15

7

168,1

24,0

2.

15–19

13

200,5

15,4

3.

19–23

7

54,4

7,8

4.

23–27

3

6,8

2,3

Итого

30

429,8

14,3


Данные табл. 2 показывают, что с ростом процентной ставки, под которую выдается кредит, средняя сумма кредита, выдаваемая одним банком, уменьшается. Это говорит о том, что между исследуемыми признаками существует обратная связь.

По способу построения группировки бывают простые и комбинационные. Простой называется группировка, в которой группы образованы только по одному признаку.

Комбинационной называется группировка, в которой образование групп производится по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации). Рекомендуется сначала группировать единицы по качественным признакам, а затем – по количественным. Например, в группировке водителей автопарка по уровню квалификации (классу) и производительности труда вначале все водители делятся на две группы по классу, а затем внутри каждого класса производится деление по проценту выполнения плана (табл. 3).

 

Таблица 3.

 

Группировка водителей автопарка по классу и производительности труда


Квалификация

водителя

% выполнения плана

Количество

водителей, чел.

Средний размер заработной платы, тыс.руб.

I класс

100–110

110 и более

5

8

14,8

16,3

Итого по группе

-

13

-

II класс

100–110

110 и более

7

10

13,7

14,5

Итого по группе

-

17

-

ВСЕГО

-

30

-



Построение статистических группировок включает следующие этапы:

1.  Определение группировочного признака.

2.  Определение числа групп.

3.  Расчет ширины интервала группировки.

4.  Выбор признаков, которые будут характеризовать выделенные группы.
Группировочным признаком (или основанием группировки) называется количественный или качественный признак, по которому проводится разбиение единиц совокупности на группы.

Число выделяемых групп зависит от вида группировочного показателя, степени его вариации и объема изучаемой совокупности.

Если группировочный признак качественный, то число групп будет равно числу вариантов этого признака. Например, группируя сотрудников по полу, мы получим 2 группы: сотрудники-мужчины и сотрудники-женщины.

При определении числа групп необходимо учесть размах вариации группировочного признака (R), который определяется по формуле:
R = хmaxхmin,             (1)
где

Хmax – максимальное значение группировочного признака;

Хmin – минимальное значение группировочного признака.
Чем больше размах вариации группировочного признака, тем большее число групп может быть образовано. Однако при слишком большом их числе возникает проблема «пустых» групп, т.е. не содержащих ни одного объекта.

Число групп можно определить математически или экспертным путем. Математический способ предполагает использование формулы Стерджесса, которая дает хорошие результаты при большом объеме совокупности:
m = 1 + 3,322 ´ lg n,             (2)
где

m – число выделяемых групп;

n – общее число единиц совокупности.
Полученное в результате расчетов значение округляют до целого числа по стандартным правилам округления.
Интервал – это значения признака, лежащие в определенных границах. Нижней границей называется наименьшее, а верхней границей – наибольшее значение признака в интервале. Ширина интервала – это разность между его верхней и нижней границами. По ширине интервалы группировки бывают равные (одинаковые) (табл. 4) и неравные (табл. 5).
Таблица 4.

 

Группы коммерческих банков по величине балансовой прибыли


группы

Балансовая прибыль, млн руб.

Число банков

1.

200–400

40

2.

400–600

40

3.

600–800

20

Итого

100


 

Ширина каждого интервала составляет 200 млн руб:

 

400 – 200 = 600 – 400 = 800 – 600 = 200

 

Таблица 5.

 

Группы фирм по объему инвестиций

 

группы

Объем инвестиций, млн руб.

Число фирм

1.

10–20

5

2.

20–40

10

3.

40–80

12

Итого

37

 

Ширина интервалов неодинакова:

·     20 – 10 = 10 млн руб.

·     40 – 20 = 20 млн руб.

·     80 – 40 = 40 млн руб.

 

Ширина равного интервала h определяется по следующей формуле:

,           (3)

где

хmax, xmin – максимальное и минимальное значения признака в совокупности;

m – число выделяемых в совокупности групп.

 

Существуют следующие правила округления ширины интервала h:

·     Если h имеет один знак до запятой (например: 0,67; 1,487; 3,82), полученные значения округляют до десятых (0,7; 1,5; 3,8.).

·     Если h имеет две значащие цифры до запятой (например, 14,876), это значение округляют до целого числа (15).

·     В случае, когда h является трех-, четырех- или еще более значимым числом, его величину следует округлить до ближайшего числа, кратного 100 или 50. Например, 652 следует округлить до 650 или до 700.
Интервалы группировки бывают также закрытыми (табл. 6.) и открытыми (табл. 7.).
Таблица 6.

 

Группировка страховых компаний по величине прибыли


Прибыль предприятия, млн руб.

Число предприятий

20–40

5

40–60

15

60–80

20

80–100

10


Таблица 7.

 

Группировка страховых компаний по величине прибыли


Прибыль предприятия, млн руб.

Число предприятий

до 40

5

40–60

15

60–80

20

80 и выше

10



Если максимальные или минимальные значения сильно отличаются от других значений группировочного признака, то для определения ширины интервала используют значения, несколько превышающие минимум, и несколько меньшие, чем максимум. Полученную по формуле (3) величину округляют и используют в качестве ширины интервала, а первый и/или последний интервалы группировки открывают по верхней или нижней границе. Это делается для того, чтобы учесть в открытых интервалах единицы, имеющие аномально большие или малые значения группировочного признака.

Если значение признака у какой-то единицы совпадает с верхней границей интервала (например, 40 млн руб. (табл. 6) – это верхняя граница первого интервала (20–40) и нижняя граница второго (40–60)), то такая единица, как правило, относится к следующему интервалу (ко второму, (40–60)).

Если в основании группировки лежит дискретный признак, то нижняя граница каждого интервала (начиная со второго) берется равной верхней границе предыдущего интервала, увеличенной на 1. Например, группируя страховые компании по числу занятого персонала, можно выделить следующие группы (чел.): (100–150), (151–200), (201–300), (301–400).
Пример. Произведем группировку единиц совокупности, включающей 30 крупнейших по величине страховых премий страховых компаний Российской Федерации за 2012 год (табл. 8, по данным ФСФР, источник: www.fcsm.ru): Для удобства восприятия страховые компании расположены по убыванию величины страховых премий.

 

Таблица 8.
Показатели деятельности крупнейших страховых компаний РФ за 2012 год (по данным ФСФР)

 



п.п.

Наименование страховой

компании

Город

регистрации

Страховые

премии,

млрд руб.

Страховые

выплаты,

млрд руб.

Количество

заключенных

договоров

страхования,

млн шт.

1.

РОСГОССТРАХ

Люберцы

97,4

41,2

26,84

2.

СОГАЗ

Москва

76,0

29,8

1,03

3.

ИНГОССТРАХ

Москва

67,8

43,8

6,79

4.

РЕСО-ГАРАНТИЯ

Москва

51,8

28,3

6,46

5.

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

Москва

34,2

14,9

4,84

6.

СОГЛАСИЕ

Москва

33,8

17,1

4,74

7.

ВСК

Москва

33,6

19,4

2,95

8.

АЛЬЯНС

Москва

25,1

15,3

4,58

9.

ВТБ СТРАХОВАНИЕ

Москва

22,8

7,5

0,54

10.

СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК

Москва

20,0

14,8

4,17

11.

ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ

Москва

18,0

13,2

2,00

12.

МАКС

Москва

16,2

9,7

1,21

13.

ДЖЕНЕРАЛИ ППФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ

Москва

15,4

0,6

1,86

14.

УРАЛСИБ

Москва

13,1

7,4

1,79

15.

ЖАСО

Москва

11,8

8,2

11,75

16.

КАПИТАЛ СТРАХОВАНИЕ

Когалым

9,4

2,7

0,08

17.

РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ

Москва

8,7

5,2

1,17

18.

ЦЮРИХ

Москва

8,6

0,2

3,90

19.

РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ

Москва

8,4

1,7

0,35

20.

ТРАНСНЕФТЬ

Москва

8,3

3,9

0,13

21.

ЮГОРИЯ

Ханты-Мансийск

8,3

6,1

1,12

22.

РУССКИЙ СТАНДАРТ СТРАХОВАНИЕ

Москва

8,1

0,7

2,53

23.

АЛИКО

Москва

7,8

1,6

0,19

24.

ЭНЕРГОГАРАНТ

Москва

7,8

2,9

0,70

25.

ГУТА-СТРАХОВАНИЕ

Москва

7,4

3,5

1,52

26.

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ

Москва

6,1

0,1

1,71

27.

ДЖЕНЕРАЛИ ППФ ОБЩЕЕ СТРАХОВАНИЕ

Москва

5,4

0,1

0,67

28.

РОССИЯ

Москва

5,0

2,7

0,96

29.

СУРГУТНЕФТЕГАЗ

Сургут

4,8

3,6

0,34

30.

СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ

Москва

4,6

0,1

0,39

 

Итого

 

645,7

306,3

97,31