ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
федерация;
унитарное государство;
конфедерация.
Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы.
В качестве субъектов федерациимогут выступать:
— административно-территориальные образования (в России это области и края плюс 2 города – Москва и Санкт-Петербург);
— национально-государственные образования (в России это все виды автономий: автономные области, автономные республики, автономные округа).
Всего на сегодняшний день в состав РФ входят 83 субъектов.
В качестве субъектов государственного суверенитета(т.е. источников верховной власти) в федерации выступают:
— народ в целом:
— субъекты федерации.
Из сказанного следует, что наличие 2-х палатного парламента нельзя рассматривать в качестве основного признака федерации.
В качестве основных признаков федерации выделяют:
1. Распределение полномочий между центром и субъектами федерации и его закрепление в конституции государства.
2. Наличие у субъектов федерации собственных конституции, законодательных, исполнительных и судебных органов, а часто и двойного гражданства.
Унитарное государство –это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.
Иными словами, принцип унитарного государства исключает существование внутри него отдельных государственных образований.
В качестве субъектов унитарного государства выступают только административно-территориальные образования.
Субъектом государственного суверенитета в унитарном государстве является только народ в целом, тогда как в федеративном государстве – еще и субъекты федерации.
Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство, а также единую систему государственных органов.
Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.
Признаки конфедерации:
1. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.
2. В компетенцию конфедеративных органов передаются лишь некоторые вопросы, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.
Государственный режим.
Государственный режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.
Демократический государственный режим характеризуется:
1) политическим плюрализмом;
2) разделением властей, ролевой автономией различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.);
Авторитарный (властный) режим характеризуется:
1) признанием политических прав и свобод граждан в ограниченном объеме;
2) признанием лишь ограниченного политического плюрализма;
Тоталитарный режим характеризуется следующим:
1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима;
2) существует одна легальная партия;
3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается;
4) разделение властей отвергается;
5) единая обязательная политическая идеология
5)Теория разделения властей
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а
также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
6)Государство в политической системе общества
1. Понятие политической системы общества.
Политическая система общества - это совокупность всех элементов и институтов общества, осуществляющих политическую власть.
2. Структура политической системы общества.
Структура политической системы общества:
- Государство.
- Политические партии и движения.
- Моральные, социально-экономические и правовые нормы регулирующие политическую сферу общества.
- Политические отношения.
3. Роль государства в политической системе общества.
Государство является базисным элементом политической системы общества. Отражается это в следующих фактах:
- Государство обладает особы аппаратом и набором специальных средств осуществления властных полномочий.
- Только государство уполномочено на осуществление правотворческой деятельности.
- Государство является носителем суверенитета.
- Исключительное право государства на осуществление определенных действий (формирование бюджета, печатание денег, использования военной силы).
7)Понятие и признаки права
Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены:
Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);
Общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов);
Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);
Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);
Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);
Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).
8)Правоотношения
Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные и т. д. Лишь некоторые из них в силу своей социальной значимости требуют правовой регламентации. Подвергнувшись властному юридическому воздействию, эти общественные отношения приобретают правовую форму, становятся правоотношениями.
Общественные отношения — это связи, которые возникают между людьми и социальными группами в процессе их деятельности.
Правовые отношения(правоотношения) — те из них, которые регулируются нормами права.
Правоотношение- это общественное отношение, урегулированное правовой нормой. Правоотношения возникают между людьми, гражданами-предпринимателями, государственными органами, предприятиями, фирмами, кооперативными и иными организациями.
В правоотношении принято выделять:
содержание - юридические права и обязанности участников правоотношения;
объект — те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение;
субъекты — физические и юридические лица, участвующие в правоотношении.
Физические лица — это отдельные граждане государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории государства.
Юридическими лицами- называют учреждения, предприятия или организации
, которые выступают в качестве самостоятельных носителей юридических прав и обязанностей.
9)Понятия структура и классификация норм права
Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый общественных отношений — отрасль права.
Идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции. Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи: норм, фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права, фиксирующих процессы использования и исполнения наказания.
Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению.
Диспозиция— элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права .
Санкция — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
Классификация
По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
10)Источники и система права
Источник права — способ, с помощью которого закрепляются нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права.
нормативный правовой акт;
нормативный договор;
правовой прецедент