Файл: 1 Основные теории происхождения государств.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 (судебный или административный прецедент);

правовой обычай;

Система права - это внутреннее строение структурных элементов права.

Включает в себя три основных компонента: нормы праваинституты праваОтрасль права.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права .

11)Нормативно-правовой акт: Понятие и виды

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права

Виды нормативно-правовых актов. Они делятся прежде всего на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон обладает следующими признаками:

а) принимается высшими органами государственной власти или в поряд­ке референдума;

б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;

в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;

д) должен отражать волю и интересы общества в целом;

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся:

а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны);

б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции;

в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой.

Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы законодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные и законы субъектов Федерации.

Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить.

В Российской Федерации подзаконными нормативно-правовыми актами являются следующие:

а) указы Президента РФ;

б) нормативные акты Правительства РФ;

12)Основы конституционного строя в РФ

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

человек, его права и свободы как высшая ценность;


народовластие;

полнота суверенитета Российской Федерации;

равноправие субъектов РФ;

единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

экономическая свобода как условие развития экономической системы;

разделение властей;

гарантии местного самоуправления;

идеологическое многообразие;

политический плюрализм (принцип многопартийности);

приоритет закона;

приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

13)Основы правового статуса и гражданина

Правовой статус человека и гражданина – это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве.

Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми отраслями российского права. Вместе с тем ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.

Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы:

1)конституционная правосубъектность(право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается со смертью. Конституционная дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ). Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способностью осуществлять остальные виды прав. Так, ст. 97

Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации по достижении им 21 года, а для избрания Президентом необходимо достичь возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ).

В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда;

2) принципы правового статуса человека и гражданина;

3) гражданство;

4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

5) гарантии реализации конституционных прав и свобод.

Принципы правового статуса человека и гражданинаэто основополагающие начала, лежащие в основе осуществления человеком и гражданином своих прав и обязанностей.

В Конституции РФ нашли закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

- приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина;

- неотчуждаемость основных прав и свобод;

- непосредственное действие прав и свобод;

- недопустимость произвольного ограничения прав и свобод;

- гарантированность государством человеку и гражданину прав и свобод;

- равноправие;

- осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

14)Федеративное устройство РФ

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции России, принятой в 1993 году, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава




21 республика




краёв




46 областей




города федерального значения




автономная область




автономныхокруга

15) Конституционная система власти
в Российской Федерации.

Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данные органы власти самостоятельны.     

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.         

В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ различных НПА, решает споры о компетенции м/у органами власти, по запросам дает толкование конституции.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления или через выборные и другие органы МСУ.

16) Президент в РФ

Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность
 Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы[2][3]. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерацииправ и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления в Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Последнее положение являлось предметом публичного рассмотрения в Конституционном суде по запросу Государственной думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чём идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает[14].

ПОРЯДОК ИЗБРАНИЕ

Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[15].

Согласно этому закону для регистрации кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают. Закон позволяет приносить их с запасом в 5 %, то есть до 2 миллионов 100 тысяч подписей. ЦИК должен проверить не меньше 20 % из 2 млн подписей. Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше 2 миллионов.