ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ
Первый президент России был избран в 1991 году сроком на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). В соответствии с изменением Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года, Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок.
17) Федеральное собрание РФ
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального Собрания определён в главе 5 Конституции России.
Функции и полномочия Федерального Собрания распределены между двумя палатами — Государственной Думой (нижняя палата) иСоветом Федерации (верхняя палата)(согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).
Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств
Структура Федерального Собрания
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).
Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъектов, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:
-
для заслушивания посланий Президента Российской Федерации; -
для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации; -
для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
18) Органы исполнительной власти РФ
Исполнительная власть осуществляет государственное управление. Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.
Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.
В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции.
Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).
Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).
По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).
19) Судебная власть и правоохранительные органы РФ
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ— обусловленный характером разделения властей вид государственной власти, связанный с осуществлением специализированными органами государства правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства
Судебная власть в России[
Конституционные признаки[
Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):
-
осуществляется только судами; -
имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти. -
реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; -
характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём: -
закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ». -
соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства; -
признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны; -
закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства; -
финансирования судей из федерального бюджета.
Органы судебной власти
]
Основная статья:Судебная система Российской Федерации
По действующей Конституции РФ судебная власть осуществляется федеральными судами и судами субъектов РФ.
Функции судебной власти
-
Правосудие. -
Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. -
Толкование правовых норм. -
Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. -
Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.
Высшие федеральные суды:
Конституционный Суд РФ, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ);
Верховный Суд Российской Федерации;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью;
Правоохранительные органы — обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность)
Функции правоохранительных органов]
Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:
-
Конституционный контроль -
Осуществление правосудия -
Прокурорский надзор -
Расследование правонарушений -
Обеспечение безопасности -
Исполнение судебных решений -
Оперативно-розыскная деятельность -
Охрана общественного порядка -
Оказание юридической помощи -
Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений
Виды правоохранительных органов
-
Органы выявления и расследования преступлений -
Органы юридической помощи -
Органы обеспечения правопорядка и безопасности
Правоохранительные органы в России[В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов[1]:
-
Прокуратура Российской Федерации -
Следственный комитет Российской Федерации -
Федеральная служба безопасности -
Министерство внутренних дел -
Полиция -
Федеральная миграционная служба -
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков -
Федеральная таможенная служба -
Министерство юстиции Российской Федерации -
Федеральная служба исполнения наказаний
20) Конституционные характеристики Российского государства.
Демократическое государство
Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Федеративное государство
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых называются в Конституции Российской Федерации государствами.
Правовое государство
Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.
Социальное государство
Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий "свобода" и "равенство", помогая людям непредприимчивым и бедным.