Файл: Учебнометодическое пособие для студентов дефектологического факультета университета. Курск, кгу. 2011. 45 с. Печатается по рекомендации учебнометодического совета дефектологического факультета Курского государственного университета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отделов мозолистого тела показало, что возможны пар­циальные «синдромы расщепления» или нарушения взаимодейст­вия полушарий в передних, средних и задних отделах мозолистого тела. Установлено, что в детском возрасте вследствие недоразвития срединных комиссур мозга «синдромы расщепленного мозга» не возникают и поражение мозолистого тела протекает иначе, чем у взрослых;

6. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов: кровообращения, ликворообращения, гуморальными, биохимическими процессами и т. п., т. е. с меха­низмами, обеспечивающими интегративную целостную работу всего мозга. Нарушение общемозговых факторов приводит к появлению особых нейропсихологических синдромов. Общемозговые факторы влияют на общее функциональное состояние мозга, изме­няя протекание всех видов психической деятельности. Они могут действовать как изолированно, так и в сочетании с другими, более региональными факторами. В связи с этим в нейропсихологии возникла проблема дифференциации локальных и общемозговых симптомов, которая весьма актуальна, например, при исследовании травматических поражений мозга и послеоперационных состояний. Общемозговая нейропсихологическая симптоматика характеризуется, как известно, широким спектром наруше­ний преимущественно динамических аспектов психических функ­ций, колебаниями в осуществлении различных видов психической деятельности. В некоторых случаях при нарушении общемозговык факторов обеспечения психических процессов (например, при грубом нарушении ликворообращения) возникает «вторичный лобный синдром» — комплекс симптомов, в определенной мере сход­ных с симптомами поражения префронтальных отделов мозга, причины появления которого пока неясны.

Помимо перечисленных факторов самостоятельное значение, возможно, имеют и те факторы, которые связаны с работой глубинных подкорковых структур головного мозга. Успехи стереотаксической нейрохирургии открыли широкие возможности для изуче­ния роли подкорковых структур в осуществлении психических функций и особенностей «глубинных факторов». Однако синдромный анализ нарушений высших психических функций при поражении различных подкорковых структур в значительной степени еще дело будущего
, хотя в литературе имеется уже описание отдельных нейропсихологических симптомов, возникающих при электрическом раздражении или деструкции того или иного подкоркового образования. Так, показано, что эффекты одностороннего раздражения или разрушения некоторых глубинных структур (например, вентролатерального ядра таламуса) имеют латеральный характер, преимущественно отражаясь либо на речевых, либо на наглядно-пространственных функциях.

Все факторы, описанные в нейропсихологии, обладают общей чертой, а именно: нарушение каждого из них вследствие того или другого локального поражения мозга приводит к появлению нейропсихологического синдрома, характеризующегося определенной структурой симптомов. Факторы обладают определенной автономностью, независимостью; нарушение одного из них может не сказываться на других. Это означает, что они отражают работу определенных отно­сительно автономных дифференцированных мозговых систем, которые характеризуются собственными закономерностями. Разработка проблемы факторов в нейропсихологии неразрывно связана с дальнейшей разработкой теории системной динамиче­ской локализации высших психических функций, с изучением специфики тех функциональных систем, которые обеспечивают протекание сложных форм психической деятельности человека.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Определение и основные направления современной нейропсихологии как прикладной отрасли психологической науки в целом.

  2. Общая структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности (концепция А.Р.Лурия).

  3. Энергетический блок мозга (блок регуляции тонуса и бодрствования).

  4. Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации.

  5. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

  6. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга.

  7. Первичные зоны корковых концов анализаторных систем коры больших полушарий.

  8. Вторичные зоны корковых концов анализаторных систем коры больших полушарий.

  9. Третичные зоны корковых концов анализаторных систем коры больших полушарий.

  10. Зрительный анализатор, принципы строения.

  11. Звуковой анализатор, принципы строения.

  12. Речевой слух.

  13. Кожно-кинестетический анализатор, основные принципы строения (тактильная, температурная, болевая и проприоцептивная виды чувствительности).

  14. Пирамидная система.

  15. Экстрапирамидная система.

  16. Общая модель структурно-системной организация мозга как субстрата психической деятельности (концепция О.С. Адрианова).

  17. Проекционные, ассоциативные, интегративно-пусковые и лимбико-ретикулярные системы.

  18. Проблема факторов в нейропсихологии.

  19. Модально-специфические и модально-неспецифические факторы. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры больших полушарий.

  20. Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга как целого.

  21. Факторы межполушарного взаимодействия. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов. Факторы, связанные с работой глубинных структур головного мозга.

  22. Функциональная система как физиологическая основа реализации высших психических функций.

  23. Психоморфологическое направление и концепция эквипотенцальности мозга.

  24. Теория системной динамической локализации высших психических функций человека Л.С. Выготского и А.Р. Лурия.

  25. Характеристики высших психических функций, сенсорные и гностические функции анализаторных систем, нейропсихологический фактор, полифункциональность мозговых структур.


Смотрите также файлы