Файл: Учебнометодическое пособие для студентов дефектологического факультета университета. Курск, кгу. 2011. 45 с. Печатается по рекомендации учебнометодического совета дефектологического факультета Курского государственного университета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
«ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УНИВЕРСИТЕТА
КУРСК - 2011
ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УНИВЕРСИТЕТА.
Курск, КГУ. — 2011. — 45 с.
Печатается по рекомендации учебно-методического совета дефектологического факультета Курского государственного университета.
Составитель — доктор медицинских
наук, профессор Лукьянов В.В.
Научный редактор — доктор медицинских наук,
профессор Иванов В.А.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических
дисциплин………………………………………………………………………..............3
-
Основные понятия нейропсихологии. Теория системной динамической
локализации высших психических функций ……....……………..………………...12
-
Основные теории строения мозга…..………………………….……………..............19 -
Речевой слух…………………………………………………………………………...25 -
Строение зрительного анализатора…………………………………………………...27 -
Строение кожно-кинестетического анализатора………………………….................29 -
Строение слухового анализатора……………………………………………………..32 -
Регуляция произвольных движений и действий. ……………………………………35 -
Проблема факторов в нейропсихологии……………..……………………………….39 -
Экзаменационные вопросы……………………………………………………….44
1. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТО В РЯДУ СОЦИАЛЬНЫХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Нейропсихология изучает мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.
Нейропсихология, как отрасль психологической науки начала складываться в 30 – 40-е гг. нашего века в различных странах и особенно интенсивно в Советском Союзе.
Первые нейропсихологические исследования в нашей стране проводились еще в 20-х годах Л. С. Выготским, однако, основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки принадлежит А. Р. Лурия (1902–1977). Работы Л. С. Выготского в области нейропсихологии явились продолжением его общепсихологических работ. На основе изучения различных форм психической деятельности, Л. С. Выготский сформулировал основные положения о развитии высших психических функций и смысловом и системном строении сознания. Исходя из этих теоретических положений, он обратился к исследованию изменений, возникающих в высших психических функциях при локальных поражениях мозга. Им было начато изучение роли различных отделов мозга в осуществлении разных форм психической деятельности.
Ранние работы Л. С. Выготского по нейропсихологии были посвящены системным нарушениям психических процессов, которые возникают в результате поражения отдельных участков коры головного мозга, и особенностям этих системных нарушений у ребенка и взрослого человека. В первых нейропсихологических исследованиях Л. С. Выготского (проводившихся им совместно с А. Р. Лурия) делалась попытка установить, какие более элементарные нарушения (в зрительном восприятии, в организации простых двигательных актов и др.) наблюдаются в тех случаях, когда нарушаются речевые процессы, т. е. делалась попытка выяснить зависимость между относительно несложными формами психических процессов и наиболее высокими уровнями организации психической деятельности.
На материале поражений подкорковых узлов при паркинсонизме Л. С. Выготский и А. Р. Лурия выделили особые формы компенсации двигательных дефектов, которые осуществляются при участии корковых сложно опосредованных уровней организации действия (с помощью смысловой системы опор).
Исследования Л. С. Выготского положили начало не только научному анализу системного строения различных психических процессов, но и разработке нейропсихологических путей компенсации нарушений психических функций, возникающих при локальных поражениях мозга. На основании этих исследований им были сформулированы принципы локализации функций, отличающие работу мозга человека от работы мозга животных. Л. С. Выготский впервые высказал идею о том, что мозг человека обладает новым принципом организации функций, который он обозначил как принцип «экстракортикальной» организации психических процессов (с помощью орудий, знаков и прежде всего языка). Он считал, что возникшие в процессе исторической жизни формы социального поведения приводят к формированию в коре головного мозга человека новых «межфункциональных отношений», которые делают возможным развитие высших форм психической деятельности без существенных морфологических изменений самого мозга. Позднее эту идею о новых «функциональных органах» развивал и А. Н. Леонтьев. Положение Л. С. Выготского о том, что «человеческий мозг обладает новым по сравнению с животными принципом, благодаря которому он стал мозгом человека, органом человеческого сознания», которым заканчиваются его известные (опубликованные уже посмертно) тезисы «Психология и учение о локализации психических функций», относится, несомненно, к одному из самых фундаментальных положений советской нейропсихологии.
Идеи Л. С. Выготского о системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности составляют лишь часть того важного вклада, который он внес в нейропсихологию. Не менее важна и его концепция о меняющемся значении мозговых зон (или «центров») в процессе прижизненного развития психических функций. Наблюдения над процессами психического развития ребенка привели Л. С. Выготского к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций человека и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации (вследствие прижизненного изменения «межфункциональных» отношений) как основной закономерности психического развития. Л. С. Выготский сформулировал положение о различном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека. В детском возрасте очаг поражения вызывает системное недоразвитие соответствующих высших психических функций. Так, нарушение гностических зон коры (зрительной, слуховой, кинестетической) в раннем детстве приводит к глубокому недоразвитию высших форм познавательной деятельности. Иная картина возникает при поражении этих же зон коры головного мозга у взрослого человека. Возрастное изменение в строении «межфункциональных отношений» приводит к тому, что роль соответствующих участков коры головного мозга в осуществлении сложных форм психической деятельности и их системное влияние существенно меняются, и у взрослого человека решающее значение в организации психической деятельности приобретают вторичные и третичные отделы коры головного мозга, сохранность которых необходима и для осуществления относительно более простых, но зависимых от этих зон психических процессов. Поэтому, если поражение гностических зон коры в раннем детстве приводит к последовательному недоразвитию всех более высоких, надстраивающихся над ними уровней мозговой деятельности, то поражение этих же зон коры у взрослого человека вызывает нарушение в работе более элементарных уровней сенсорных актов. Эти факты были обобщены Л. С. Выготским в известном положении о неодинаковом системном влиянии очаговых поражений мозга на разных этапах психического развития. Он писал, что «при расстройствах развития, вызванных каким-либо церебральным дефектом, больше страдает в функциональном отношении ближайший высший по отношению к пораженному участку центр и относительно меньше страдает ближайший низший по отношению к нему центр; при распаде (у взрослого) наблюдается обратная зависимость; при поражении какого-либо центра при прочих равных условиях больше страдает низший, зависящий от него центр и относительно меньше страдает ближайший высший по отношению к нему центр, от которого он сам находится в функциональной зависимости». Идея о неодинаковом эффекте поражения одних и тех же зон коры на разных этапах психического развития является одной из важнейших идей современной нейропсихологии, которая оценена по-настоящему лишь в последнее время в связи с развитием исследований в области нейропсихологии детского возраста.
Принципы, сформулированные Л. С. Выготским, послужили началом целенаправленных многолетних исследований, проводившихся А. Р. Лурия и его сотрудниками, что и привело к разработке нейропсихологии человека как одной из важных отраслей современной психологической науки.
Становление и развитие нейропсихологии тесно связано с успехами неврологии и нейрохирургии, благодаря которым оказалось возможным изучение и лечение большого числа больных с локальными поражениями головного мозга.
Решающий вклад в формирование нейропсихологии как самостоятельной научной дисциплины внес А. Р. Лурия, на протяжении почти 50 лет разрабатывавший различные проблемы нейропсихологии и создавший теорию мозговой организации высших психических функций человека. Если Л. С. Выготский стоял у истоков советской нейропсихологии, то А. Р. Лурия, последовательно развивая его идеи, превратил нейропсихологию в самостоятельную отрасль психологической науки. Заслугой А. Р. Лурия является создание советской нейропсихологической школы, которая занимает одно из ведущих мест в этой области знания.
Важный вклад в советскую нейропсихологию сделала Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками. Ими были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга. Описаны основные типы патологии мыслительных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления — в одних случаях, и нарушений динамики мыслительных актов (дефектов мотивации, целенаправленности мышления и т. д.) — в других. Большой интерес для нейропсихологии представляют работы Б. В. Зейгарник и ее сотрудников, посвященные изучению патологии аффективной сферы при органических поражениях мозга, которые нашли свое продолжение в исследованиях психиатра Т. А. Доброхотовой об особенностях нарушений эмоционально-волевой сферы у больных с различными локальными поражениями мозга.
Важные экспериментально-психологические исследования проводились и на базе неврологических клиник. К ним относятся прежде всего работы Б. Г. Ананьева, посвященные проблеме парной работы полушарий головного мозга. В исследованиях Б. Г. Ананьева и его сотрудников получен большой фактический материал, показывающий многообразие взаимодействия обоих полушарий в таких видах психической деятельности, как осязание, пространственная ориентировка, сложные виды праксиса и др. Эти работы внесли важный вклад в построение современных нейропсихологических представлений о мозговой организации психических процессов.
Концепция П. К. Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А. Р. Лурия для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека. Работы Е. Н. Соколова, посвященные изучению ориентировочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихологией (вместе со всеми другими достижениями физиологии в этой области) для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов (концепции о трех блоках мозга, объяснения модально-неспецифических нарушений высших психических функций и др.). Большую ценность для нейропсихологии представляют исследования Н. П. Бехтеревой, В. М. Смирнова и др. (Институт экспериментальной медицины АМН СССР), в которых впервые в нашей стране методом вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов, как когнитивных, так и эмоциональных. Эти исследования открывают новые широкие перспективы изучения мозговых механизмов психических процессов. Таким образом, советская нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат.
Комплексный характер знаний, на которые опирается нейропсихология и которые используются для построения ее теоретических моделей, определяется комплексным, многоплановым характером центральной проблемы нейропсихологии «мозг как субстрат психических процессов». Эта проблема является междисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее решения возможно лишь с помощью общих усилий многих наук, в том числе и нейропсихологии. Для разработки собственно нейропсихологического аспекта данной проблемы (т. е. для изучения особенностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга) нейропсихология должна быть вооружена всей суммой современных знаний о мозге и психических процессах, почерпнутых как из психологии, так и из других смежных наук.
Методологические основы нейропсихологии непосредственно вытекают из общих методологических положений отечественной психологической науки, к числу которых относятся постулаты о культурно-исторической обусловленности человеческой психики, принципиальном формировании психических процессов под влиянием социальных факторов, опосредованном характере психических процессов, ведущей роли речи в их организации, зависимости строения психических процессов от способов их формирования и др.