Файл: Учебнометодическое пособие для студентов дефектологического факультета университета. Курск, кгу. 2011. 45 с. Печатается по рекомендации учебнометодического совета дефектологического факультета Курского государственного университета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

«ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УНИВЕРСИТЕТА


КУРСК - 2011

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УНИВЕРСИТЕТА.

Курск, КГУ. — 2011. — 45 с.
Печатается по рекомендации учебно-методического совета дефектологического факультета Курского государственного университета.

Составитель — доктор медицинских

наук, профессор Лукьянов В.В.
Научный редактор — доктор медицинских наук,

профессор Иванов В.А.


СОДЕРЖАНИЕ





  1. Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических

дисциплин………………………………………………………………………..............3

  1. Основные понятия нейропсихологии. Теория системной динамической

локализации высших психических функций ……....……………..………………...12

  1. Основные теории строения мозга…..………………………….……………..............19

  2. Речевой слух…………………………………………………………………………...25

  3. Строение зрительного анализатора…………………………………………………...27

  4. Строение кожно-кинестетического анализатора………………………….................29

  5. Строение слухового анализатора……………………………………………………..32

  6. Регуляция произвольных движений и действий. ……………………………………35

  7. Проблема факторов в нейропсихологии……………..……………………………….39

  8. Экзаменационные вопросы……………………………………………………….44


1. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТО В РЯДУ СОЦИАЛЬНЫХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Нейропсихология изучает мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.

Нейропсихология, как отрасль психологической науки начала складываться в 30 – 40-е гг. нашего века в различных стра­нах и особенно интенсивно в Советском Союзе.

Первые нейропсихологические исследования в нашей стране проводились еще в 20-х годах Л. С. Выготским, однако, основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки принадлежит А. Р. Лурия (1902–1977). Работы Л. С. Выготского в области нейропсихологии явились про­должением его общепсихологических работ. На основе изучения различных форм психической деятельности, Л. С. Выготский сфор­мулировал основные положения о развитии высших психических функций и смысловом и системном строении сознания. Исходя из этих теоретических положений, он обратился к исследованию изменений, возникающих в высших психических функ­циях при локальных поражениях мозга. Им было начато изучение роли различных отделов мозга в осуществлении разных форм пси­хической деятельности.


Ранние работы Л. С. Выготского по нейропсихологии были посвящены системным нарушениям психических процессов, кото­рые возникают в результате поражения отдельных участков коры головного мозга, и особенностям этих системных нарушений у ре­бенка и взрослого человека. В первых нейропсихологических иссле­дованиях Л. С. Выготского (проводившихся им совместно с А. Р. Лурия) делалась попытка установить, какие более элементар­ные нарушения (в зрительном восприятии, в организации простых двигательных актов и др.) наблюдаются в тех случаях, когда нару­шаются речевые процессы, т. е. делалась попытка выяснить зависимость между относительно несложными формами психических процессов и наиболее высокими уровнями организации психиче­ской деятельности.

На материале поражений подкорковых узлов при паркинсо­низме Л. С. Выготский и А. Р. Лурия выделили особые формы компенсации двигательных дефектов, которые осуществляются при участии корковых сложно опосредованных уровней организа­ции действия (с помощью смысловой системы опор).

Исследования Л. С. Выготского положили начало не только научному анализу системного строения различных психических процессов, но и разработке нейропсихологических путей компен­сации нарушений психических функций, возникающих при локаль­ных поражениях мозга. На основании этих исследований им были сформулированы принципы локализации функций, отличающие работу мозга человека от работы мозга животных. Л. С. Вы­готский впервые высказал идею о том, что мозг человека обладает новым принципом организации функций, который он обозначил как принцип «экстракортикальной» организации психических процессов (с помощью орудий, знаков и прежде всего языка). Он считал, что возникшие в процессе исторической жизни формы социального поведения приводят к формированию в коре головно­го мозга человека новых «межфункциональных отношений», кото­рые делают возможным развитие высших форм психической деятельности без существенных морфологических изменений само­го мозга. Позднее эту идею о новых «функциональных органах» развивал и А. Н. Леонтьев. Положение Л. С. Выготского о том, что «человеческий мозг обладает новым по сравнению с животными принципом, благодаря которому он стал мозгом чело­века, органом человеческого сознания», которым заканчиваются его известные (опубликованные уже посмертно) тезисы «Психо­логия и учение о локализации психических функций», относится, несомненно, к одному из самых фундаментальных поло­жений советской нейропсихологии.



Идеи Л. С. Выготского о системном строении и системной моз­говой организации высших форм психической деятельности сос­тавляют лишь часть того важного вклада, который он внес в нейро­психологию. Не менее важна и его концепция о меняющемся зна­чении мозговых зон (или «центров») в процессе прижизненного развития психических функций. Наблюдения над процессами психического развития ребенка привели Л. С. Выготского к выводу о последовательном (хроноло­гическом) формировании высших психических функций человека и последовательном прижизненном изменении их мозговой органи­зации (вследствие прижизненного изменения «межфункциональ­ных» отношений) как основной закономерности психического раз­вития. Л. С. Выготский сформулировал положение о различном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека. В детском возрасте очаг поражения вызывает системное недоразвитие соответствующих высших психических функций. Так, нарушение гностических зон коры (зрительной, слуховой, кинестетической) в раннем детст­ве приводит к глубокому недоразвитию высших форм познаватель­ной деятельности. Иная картина возникает при поражении этих же зон коры головного мозга у взрослого человека. Возрастное изменение в строении «межфункциональных отношений» приводит к тому, что роль соответствующих участков коры головного мозга в осуществлении сложных форм психической деятельности и их системное влияние существенно меняются, и у взрослого человека решающее значение в организации психической деятельности приобретают вторичные и третичные отделы коры головного мозга, сохранность которых необходима и для осуществления относитель­но более простых, но зависимых от этих зон психических процессов. Поэтому, если поражение гностических зон коры в раннем детстве приводит к последовательному недоразвитию всех более высоких, надстраивающихся над ними уровней мозговой деятельности, то поражение этих же зон коры у взрослого человека вызывает нарушение в работе более элементарных уровней сенсорных актов. Эти факты были обобщены Л. С. Выготским в известном положении о неодинаковом системном влиянии очаго­вых поражений мозга на разных этапах психического развития. Он писал, что «при расстройствах развития, вызванных каким-либо церебральным дефектом, больше страдает в функциональном отношении ближайший высший по отношению к пораженному участку центр и относительно меньше страдает ближайший низший по отношению к нему центр; при распаде (у взрослого) наблюда­ется обратная зависимость; при поражении какого-либо центра при прочих равных условиях больше страдает низший, зависящий от него центр и относительно меньше страдает ближайший высший по отношению к нему центр, от которого он сам находится в функ­циональной зависимости». Идея о неодинаковом эф­фекте поражения одних и тех же зон коры на разных этапах психи­ческого развития является одной из важнейших идей современной нейропсихологии, которая оценена по-настоящему лишь в послед­нее время в связи с развитием исследований в области нейропси­хологии детского возраста.


Принципы, сформулированные Л. С. Выготским, послужили началом целенаправленных многолетних исследований, проводив­шихся А. Р. Лурия и его сотрудниками, что и привело к разработке нейропсихологии человека как одной из важных отраслей совре­менной психологической науки.

Становление и развитие нейропсихологии тесно связано с успе­хами неврологии и нейрохирургии, благодаря которым оказалось возможным изучение и лечение большого числа больных с локальными поражениями головного мозга.

Решающий вклад в формирование нейропсихологии как самостоя­тельной научной дисциплины внес А. Р. Лурия, на протяжении почти 50 лет разрабатывавший различные проблемы нейропсихо­логии и создавший теорию мозговой организации высших психи­ческих функций человека. Если Л. С. Выготский стоял у истоков советской нейропсихологии, то А. Р. Лурия, последовательно раз­вивая его идеи, превратил нейропсихологию в самостоятельную отрасль психологической науки. Заслугой А. Р. Лурия является создание советской нейропсихологической школы, которая занима­ет одно из ведущих мест в этой области знания.

Важный вклад в советскую нейропсихологию сделала Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками. Ими были изучены нару­шения мышления у больных с локальными и общими органически­ми поражениями мозга. Описаны основные типы патологии мысли­тельных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления — в одних случаях, и нарушений динамики мыслитель­ных актов (дефектов мотивации, целенаправленности мышления и т. д.) — в других. Большой интерес для нейропсихологии пред­ставляют работы Б. В. Зейгарник и ее сотрудников, посвященные изучению патологии аффективной сферы при органических пора­жениях мозга, которые нашли свое продолжение в иссле­дованиях психиатра Т. А. Доброхотовой об особенностях наруше­ний эмоционально-волевой сферы у больных с различными локаль­ными поражениями мозга.

Важные экспериментально-психологические исследования про­водились и на базе неврологических клиник. К ним относятся прежде всего работы Б. Г. Ананьева, посвященные проблеме пар­ной работы полушарий головного мозга. В исследованиях Б. Г. Ананьева и его сотрудников получен большой фактический материал, показывающий многообразие взаимодействия обоих полушарий в таких видах психической деятельности, как осяза­ние, пространственная ориентировка, сложные виды праксиса и др. Эти работы внесли важный вклад в построение современных нейропсихологических представлений о мозговой организации психических процессов.


Концепция П. К. Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А. Р. Лурия для построения теории системной динамической локализации высших психических функций челове­ка. Работы Е. Н. Соколова, посвященные изучению ориентиро­вочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихоло­гией (вместе со всеми другими достижениями физиологии в этой области) для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов (концепции о трех блоках мозга, объясне­ния модально-неспецифических нарушений высших психических функций и др.). Большую ценность для нейропсихологии пред­ставляют исследования Н. П. Бехтеревой, В. М. Смирнова и др. (Институт экспериментальной медицины АМН СССР), в которых впервые в нашей стране методом вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов, как когнитивных, так и эмоциональных. Эти исследования открывают новые широкие перспективы изучения мозговых механизмов психических процес­сов. Таким образом, советская нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внес­ла свой вклад в ее понятийный аппарат.

Комплексный характер знаний, на которые опирается нейро­психология и которые используются для построения ее теорети­ческих моделей, определяется комплексным, многоплановым характером центральной проблемы нейропсихологии «мозг как субстрат психических процессов». Эта проблема является меж­дисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее решения воз­можно лишь с помощью общих усилий многих наук, в том числе и нейропсихологии. Для разработки собственно нейропсихологического аспекта данной проблемы (т. е. для изучения особенностей нарушения высших психических функций при локальных пораже­ниях мозга) нейропсихология должна быть вооружена всей суммой современных знаний о мозге и психических процессах, почерпнутых как из психологии, так и из других смежных наук.

Методологические основы нейропсихологии непо­средственно вытекают из общих методологических положений отечественной психологической науки, к числу которых относятся постулаты о культурно-исторической обусловленности человече­ской психики, принципиальном формировании психических про­цессов под влиянием социальных факторов, опосредованном характере психических процессов, ведущей роли речи в их орга­низации, зависимости строения психических процессов от способов их формирования и др.

Смотрите также файлы