Файл: Психологопедагогическая диагностика понятие, функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должно быть идентичное понимание ситуации общения.
4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.

15 вопрос. Общение как взаимодействие. Подходы в исследованиях социального взаимодействия.

Общение — это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата.
Взаимодействие или интеракция (от inter — между и action — действие), совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности.
В ходе общения его участникам можно не только участвовать в коммуникации, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
Нормы групповые (от лат. norma — руководящее начало, точное предписание, образец) — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Наблюдая процесс общения, можно выделить целый ряд причин или, как говорят психологи, мотивов, побуждающих человека взаимодействовать с окружающими. Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышения эффективности совместной деятельности. Достаточно вспомнить случай, когда вам приходилось нести что-нибудь тяжелое. Любой человек, решивший помочь, был вам в радость.


В социологии можно выделить четыре основных модели анализа социальных взаимодействий:

1) теория социального обмена. Ее автором и разработчиком стал Дж. Хоманс. Согласно этой модели люди, взаимодействуя друг с другом, взвешивают возможные затраты и дивиденды. Исходя из этой модели, процесс межличностного взаимодействия можно рассматривать как постоянный обмен между людьми выгодами. В рамках данной модели можно выделить 4 принципа межличностного общения:а) чем больше вознаграждение определенных типов поведения, тем чаще оно будет повторяться;б) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от определенных условий, то человек будет стараться их воссоздать;в) если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;г) когда потребности человека близки к насыщению, то он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения;

2) символический интеракционизм был разработан Дж. Мидом и Г. Блумером.

Мид утверждает, что поведение людей зависит от того значения, которое они придают объекту действия. Важным элементом поведения человека с точки зрения интеракционистов является формирование значений. Формирование значений – это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Мид рассматривал поступки человека как социальное действие, основанное на коммуникации.

Мид выделил два типа действий:

а) незначимый жест;

б) значимый жест, заключающийся в осмыслении не только поступков, но намерений.

Сущность этой методологии состоит в том, что взаимодействие людей рассматривается как беспрерывный диалог. Сторонники этого направления в современной социологии огромное значение придают языковой символике.

Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов.

Главное в этнометодологии – это изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, которое регулирует взаимоотношения между людьми.

Одним из направлений символического интеракционизма выступает этнометодология. Данную модель разработал Гарфинкель.

Сущность модели заключается в том, что предметом исследования должны являться правила, принятые на веру и регулирующие взаимодействие между людьми

;

3) управление впечатлениями (Эрвин Гофман). Социальные ситуации напоминают драматический театр. Таким образом, люди в процессе социального взаимодействия выполняют лишь определенные роли;

4) психоанлитическая теория Фрейда. На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние впечатления, полученные в раннем детстве.

16 вопрос. Общение как восприятие людьми друг друга.

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивнойстороной общения.

Взаимопонимание–социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: 1) согласовании индивидуального осмысления предмета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности

Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

  1. Общение: основные характеристики, функции общения.

1. Содержание общения:

- передача от человека к человеку информации;

- восприятие друг друга;

- взаимооценка партнерами друг друга;

- взаимовлияние;

- взаимодействие;

- управление групповой или массовой деятельностью.

2.Манера

- поведение (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность);


- тон (спокойный, властный, взволнованный);

- дистанция (зависит от темперамента, интра-, экстраверсии, от культуры):

· Интимная - 15-45см (негромкий голос, тактильный контакт)

· Личная – 45-120см (общение обыденное, зрительный контакт)

· Социальная – 120-360см ( общение в офисе, в кабинете)

· Общественная – 360см и более (аудитория).

4. Стиль – индивидуальные типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле находят выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или человеком, психологическая или социальная индивидуальность человека, особенности партнера по общению.

· Деловой,

· Публичный,

· Дружеский,

· Творческо-продуктивный,

· Требовательный.

· Позиционный.

Функции общения

Выделяют в соответствии с содержанием общения 4 – основных и 3 – дополнительных функции общения.

1. инструментальная – общение выступает как механизм управления и передачи информации, необходимой для совершения определенного действия

2. синдикативная – общение оказывается средством объединения людей

3. самовыражения – общение выступает как форма взаимопонимания

4. трансляционная-передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

5. экспрессивная – взаимопонимание эмоциональных состояний

6. социальный контроль – регуляция поведения и деятельности

7. социализация - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

  1. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Барьеры общения.

Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).

Вербальные коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час.


Вербальные коммуникации присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека.

Невербальная коммуникация– это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.

Невербальная коммуникация не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальная коммуникация – общение при помощи мимики,жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Следует отметить, что невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств.

Виды невербального общения:

  • Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение.

  • Тактильное поведение –  разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости.

Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им.

Виды барьеров:

  • Вербальные и невербальные барьеры (перебивание, споры и эмоциональные реплики, постановка закрытых вопросов; собеседник всем своим видом показывает нежелание разговаривать);

  • Индивидуально – типологические особенности

  • Барьер несовместимости характеров (вспыльчивость, обидчивость, нерешительность, акцентуации характера);

  • Барьеры отрицательных эмоций (устойчивая отрицательная эмоция);

  • Барьер отвращения или брезгливости (неприятные запахи, потные руки, привычка близко подвигаться к собеседнику);

  • Барьер презрения (может вызвать какая – то черта характера, но иногда и результат расовых или национальных предрассудков);

  • Барьер страха;

  • Барьер стыда и вины;

  • Барьер на почве страдания и горя;

  • Барьер гнева;

  • Барьеры избегания и авторитета (избегание – уклонения от контактов с потенциально опасными в каком – либо отношении людьми; авторитет – деление людей на авторитетных и неавторитетных и доверие мнениям только первых);

  • Барьеры непонимания;

  • Фонетический барьер (когда люди говорят различных языках, диалектах, имеют дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи);

  • Семантический барьер речи (смысловой);

  • Стилистический барьер непонимания;

  • Логический барьер непонимания;

  • Барьер социально – культурных различий;