Файл: Психологопедагогическая диагностика понятие, функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Педагогическое общение: характеристика, виды. Барьеры в педагогическом общении

Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции (А.А. Леонтьев).

Основные виды общения

1. Социально-ориентированное общение, формами которого являются лекция, доклад, ораторская речь, обращенная к некоторой аудитории. Лектор или докладчик выступает при этом как представитель общества, он побуждает людей к непосредственной социальной активности, стремится объединить слушателей вокруг некоторой социально значимой идеи, задачи и т.п., обеспечивает “фон” для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения.

2. Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь на первом месте стоят производственные отношения. Цель такого общения и его предмет состоят в организации коллективного взаимодействия участников общения в совместном труде, в учебе.

3. Личностно-ориентированное общение представляет собой общение субъектов учебно-воспитательного процесса друг с другом, направленное на решение личностных задач, в том числе и в процессе совместной деятельности.

4. Психологические взаимоотношения представляют собой особый вид общения, при котором, по словам А.А. Леонтьева, взаимоотношения “субъективно для человека стоят в центре; он порой не догадывается, что за ними скрыты отношения общественные”.

В структуре педагогического общения можно выделить временной аспект, который позволяет рассматривать процесс этого общения как некоторую логически обусловленную последовательность этапов. Этапы педагогического общения соответствуют логике педагогического процесса, включая замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. В соответствии с этим принято выделять следующие основные этапы педагогического общения.

Общая структура педагогического общения:

1. Прогностический этап. Состоит в предварительном моделировании преподавателем предстоящего общения со студентами в процессе подготовки к осуществлению педагогической деятельности.


2. Начальный период общения. Состоит в знакомстве с аудиторией, группой и в организации непосредственного общения с ней.

3. Этап управления общением. Имеет место уже непосредственно в ходе развивающегося педагогического процесса и состоит в реализации предварительно выбранной и смоделированной технологии общения.

4. Заключительный этап. Состоит в анализе результатов осуществления выбранной технологии общения и в моделировании новых технологий для решения последующих педагогических задач.

Барьеры педагогического общения – это ряд факторов, которые являются причинами конфликтов в общении или способствуют их возникновению.

По своей природе барьер в педагогическом общении – это своеобразное психологическое препятствие адекватной передачи учебной информации от педагога к детям.

Барьеры в педагогической деятельности:

  1. Барьер боязни детского коллектива (класса, группы). Данный барьер характерен для начинающих педагогов, которые хорошо владеют учебным материалом, но их пугает сама мысль контакта с детьми.

  2. Барьер отсутствия контакта. Заключается в том, что педагог действует «автономно» от детского коллектива, в то время как необходимо быстро и оперативно организовать взаимодействие с детьми.

  3. Барьер сужения функций общения. Состоит в том, что педагог сводит процесс общения с детьми исключительно к темам обучения и совершенно упускает из вида значимость социально-личностной функции педагогического общения.

  4. Барьер негативной установки на детский коллектив. Данный барьер может сформироваться у педагога заочно, до того как он познакомиться с детьми. На формирование мнения влияют отзывы других педагогов, которые имели неудачный опыт взаимодействия с классом (группой).

  5. Барьер прошлого негативного опыта основан на том, что педагог ранее не смог выстроить эффективные взаимоотношения с детьми, и настроен уже на то, что у него не получится и далее установить контакт с каким-либо детским коллективом.

  6. Барьер несовпадения установок, основан на том, что педагог приходит в детский коллектив с интересным замыслом, а дети воспринимают его равнодушно. Такое отношение вызывает у педагога гнев или раздражение.

  7. Барьер боязни педагогических ошибок заключается в том, что педагог боится опоздать на урок, оговориться, показаться глупым, не уложиться во время занятия и т.д.

  8. Барьер подражания основан на том, что молодой педагог еще не выработал собственную установку поведения, и он подражает манерам другого педагога. Механический перенос чужого стиля общения на собственную педагогическую индивидуальность невозможен.


Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:

  • При организации процесса педагогического общения необходимо чтобы разум доминировал над эмоциями.

  • Использовать многообразие видов и форм общения. Это же касается и установлению взаимоотношений с детьми, следует подбирать к каждому свой индивидуальный подход.

  • Осознавать значимость педагогического общения, не только как основного фактора передачи знаний и умений, но и как фактора развития и становления личности ребенка.

  • Не допускать в процесс общения отрицательных эмоций – гнев, раздражение, недовольство и т.д. Педагогу необходимо уметь держать свои эмоции под контролем.

  • Ориентироваться на положительные качества детей при выстраивании взаимоотношений с ними. Это обяжет быть их лучше и соответственно уважительно относится к педагогу, дорожить его расположением, стремиться к общению.

  • Научиться «вставать» на место ребенка в процессе общения.

  • Не преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать знаки превосходства.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8


Особенности организации педагогической коммуникации с учетом возрастных, индивидуально-личностных и половых особенностей.

Индивидуальные особенности:

Индивидуальный подход при обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным, темпераментом.  Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Принцип личностного подхода требует, чтобы воспитатель:

1)постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.

2)умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни и труду.

3)постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.

4)своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели

5)максимально опирался на активность личности

6)сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания.

7)развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело направлял ведущую к успеху деятельность

2)умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни и труду.

3)постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.


4)своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели

5)максимально опирался на активность личности

6)сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания.

7)развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело направлял ведущую к успеху деятельность.

  1. Понятие о группах в социальной психологии. Классификация групп. Понятие «малая группа».

Группа в социальной психологии – это ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.



Малая группа – группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами и оказывающих влияние на поведение и личностные особенности друг друга.

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 - 3 до 20 - 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких людей, приятелей и т. п.

Малая группа характеризуется психологической близостью ее членов, она является относительно самостоятельным социально-психологическим образованием. Психологическая общность членов малой группы может обнаруживаться по разным параметрам - от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких, внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, по межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.