Файл: 1. Коррупция как социальное явление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Антикоррупционная политика – это научно обоснованная, последовательная и
системная деятельность институтов государства и гражданского общества,
связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а
также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.

Определение понятия и целей антикоррупционной политики государства

Цель антикоррупционной политики заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

 Средства и инструменты антикоррупционной политики
Омбудсмен (лицо для разбора жалоб частных лиц) -Функции омбудсмена: (1) предоставляет готовые и простые средства для получения беспристрастного и
независимого расследования жалоб на административные органы; (2) обучает представителей административных органов кодексу поведения и служебным стандартам, а также (3) повышает информированность граждан об их правах.
Усиление правовых институтов для повышения честности и ответственности
Посредством укрепления системы правосудия, господство закона усиливается и формируется последовательность, предсказуемость и стабильность в юридической системе. Цель заключается в том, чтобы развить органы правосудия, отличающиеся честностью и независимостью и отвечающие за свои решения и действия
Кодекс поведения
Кодексы поведения принимаются департаментами органов власти, профессиональными организациями и частными компаниями для установления стандартов поведения, соответствующих организационным и этическим принципам справедливости,
беспристрастности, независимости, честности,

Координационный совет по борьбе с коррупцией
Координационный совет по борьбе с коррупцией состоящий из представителей властных и общественных органов - может служить в качестве общественногосударственного партнерства и надзирателя (сторожевого пса) для запуска, осуществления и мониторинга антикоррупционной стратегии.
Генеральный аудитор
Функция генерального аудитора обеспечивает профессиональный и независимый надзор за действиями органов власти в ходе регулярных аудитов и проверок
Реформа государственной службы
Реформа государственной службы (1) повышает уровень профессионализма государственной службы и делает упор на честность и результаты, (2) заменяет покровительство правами потребителей и (3) заменяет кумовство системой

выделения людей по достоинствам.
Специализированная независимая антикоррупционная комиссия
Специализированная независимая антикоррупционная комиссия фокусирует внимание на предотвращении (исследовании, наблюдении за образованием, обучении и
консультациях), а также может иметь широкие полномочия по ведению расследований.

Укрепление правительственных институтов
Усилить органы власти путем: (1) упрощения процедур;(2) улучшения внутреннего контроля, наблюдения, принудительных мер и эффективности; а также (3)организации значимых стимулов и вознаграждения для государственных служащих
Процессы открытого формирования бюджета
Открыть процесс формирования бюджета путеморганизации открытых форумов и поощрения участия граждан в формировании местных бюджетов.
Соревновательные процессы государственных закупок
Учредить соревновательные процессы государственных закупок и организации, занимающиеся этим делом.
Современное финансовое управление
Учредить системы современного финансового менеджмента. Использовать программное обеспечение для финансового менеджмента и обучать

Направления антикоррупционной политики государства

Направления АПГ
1.Координация антикоррупционной политики
2.Коррекция законодательства
3.более сбалансированная система сдержек и противовесов между основными институтами власти
4. укрепление судебной власти
5.совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности
6.упорядочение системы, структуры и функций органов исполнительной власти
7.создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием
бюджетных средств
8.изменение принципов государственной службы и контроль за имущественным
положением представителей власти

Координация антикоррупционной политики. Антикоррупционная политика
накладывает соответствующие обязанности на все государственные и муниципальные
органы. Но для них антикоррупционная деятельность не является ведущей. И в данном
случае просто необходим публично-властный институт, на который может быть
возложена ответственность за ее координацию (в каком-то смысле -за управление
антикоррупционной политикой)
Коррекция законодательства. Суть данного направления состоит в том, чтобы свести к
минимуму легальные условия, способствующие коррупционным проявлениям или
облегчающие их.



Важным направлением антикоррупционной политики является создание
эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств,
так как именно соприкосновение с бюджетными средствами создает наиболее
питательную почву для коррупционных возможностей. Смысл антикоррупционной
политики на этом направлении и состоит в поиске и применении все более
эффективных форм и методов контроля.
Укрепление судебной власти. Это направление подразумевает два равноценных
вектора: снижение уровня коррупции в самой судебной системе и правовую
эффективность этой системы в борьбе с коррупцией вообще. Укрепление судебной
власти предполагает разнообразные меры. Это: введение новых институтов в системе
правосудия; структурное переустройство судебной системы; рычаги для изменения
правосознания судейского корпуса.

Совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности
(деятельности спецслужб). Данное направление целесообразно разбить на два
больших блока. Первый - создание условий для ликвидации коррупции в самих
правоохранительных органах и спецслужбах.. В этом блоке можно выделить
следующие меры: ликвидация и необоснованное дублирование функций и
полномочий; усиление специализации правоохранительных органов, что ведет к
повышению профессионализма их работников; существенное повышение заработной
платы работников правоохранительных органов при одновременной оптимизации их
численности и усилении их ответственности и обязательной аттестацией на
соответствие занимаемой должности.
Второй блок - совершенствование полицейской деятельности и деятельности
спецслужб по противодействию коррупции. Для этого необходимо следующее
:повысить уровень технического обеспечения правоохранительных органов и
спецслужб, с внедрением в их работу современных информационных технологий;
наладить международный информационный обмен

Изменение принципов государственной службы и контроль за имущественным
положением представителей власти для противодействия коррупции. Это
направление чрезвычайно важно, поскольку от того, насколько высок статус
государственного служащего, уровень оплаты его труда, насколько прочны правовые и
социальные гарантии для служащего, во многом зависит мотивация честного служения.

Данное направление можно разбить на следующие блоки:
четкое определение регулирования статуса, в т.ч. ограничений (прежде всего в
отношении к 23 предпринимательской деятельности) для лиц, избираемых или
назначаемых на высшие государственные должности
• установление твердых и понятных социальных и материальных гарантий для каждой
категории государственной службы, в том числе при отставке;
• необходимость ротации служащих, в чьи функции входят прямые контакты с
населением и бизнесом

Таким образом, для проведения эффективной антикоррупционной политики необходима
порядочность, политическая воля и институциональная способность для проведения
реформ, направленных на борьбу с коррупцией. Любое успешное антикоррупционное предприятие должно базироваться на порядочности и доверии. Только активное и хорошо обученное гражданское общество может продемонстрировать способность
контролировать и, следовательно, сдерживать коррупцию в рамках определенных областей общественного сектора. Правительства должны усовершенствовать и
ужесточить законодательство, влияющее на процесс отмывания денег, чтобы минимизировать возможности для коррупции

11.  Особенности российской антикоррупционной политики.

Что явилось причиной, породившей распространение коррупции в России? Причины имеют социально-психологический характер, и они заставляют совершать правонарушения, преступления, исходя из восприятия человека, его психологии.

Коррупция действительно имеет место во всех сферах, в любых государствах. Что же произошло у нас и почему коррупция приняла такие масштабы? Истоки находятся в самой системе и не просто государственной власти, а всего общественного устройства. Насколько экономическая система и устройство государства соответствуют друг другу? При переходе к новым условиям хозяйствования, к рыночной экономике был произведен подрыв устойчивой, относительно стабильной системы с известными условиями хозяйствования. Эта система была заменена механизмом, который практически в нашей стране неизвестен.35

Как только был взят курс на экономическую реформу, мы стали интенсивно перенимать нормы международного права и нормы из законодательств различных государств, которые в принципе нам не подходят. Мы не жили в тех условиях, в которых возникли эти законодательства. И теперь у нас нет таких условий, а мы пытаемся регулировать этими заимствованными законами нашу жизнь.

То новое, что у нас нарождается, имеет характер динамично развивающегося процесса. Мы реципировали нормы, характерные для статичной экономики, для статичных условий хозяйствования, сложившейся социальной сферы, стабильной сферы государства. Какая бы ни была экономическая система, она в любом случае упрется в понятие собственности. Что у нас? Да, была общенародная собственность. После реформ она стала чьей? Кто скажет, чьей стала собственность? Непонятно.


Здесь можно привести одно выражение китайского философа Шан Яна. Когда сто человек гонятся за одним зайцем, они делают это отнюдь не из желания разделить его на сто частей, а лишь потому, что никто из них не установил своих прав на этого зайца. И наоборот, если рынок даже переполнен, наводнен продавцами зайцев, то охотников украсть их будет не так много, ибо право собственности на него уже установлено.36

Дело в том, что на тех, кто посягнул на высвободившуюся собственность, права на которую не были зафиксированы, нет соответствующих законов. Если нет у нас закона, устанавливающего ответственность за воровство каких-то там объектов, то нет самого воровства. И охотников за этой собственностью оказалось очень много.

Управление в нашем государстве все больше напоминает механизм криминального банкротства не состоявшегося акционерного общества, когда стоят во главе уже даже не те, кто заинтересован в развитии общества, а какие-то конкурсные управляющие, которые за определенную сумму дают уйти всей этой собственности, имуществу государства куда-то на сторону, либо в личные, либо еще в какие-то карманы.

Действительно, в таких условиях остается только ждать, пока устоится наша система, и заработают объективные и субъективные закономерности. Объективные говорят о том, что нужен определенный этап в прохождении и экономического, и политического развития. Государство в том виде, в котором оно есть у нас, существует очень не долго, и у всех смутные представления о том, какое оно и каким должно быть.37

Сейчас нужны системные меры по концептуальному определению того, как мы можем и можем ли вообще противостоять коррупции. И противостоять ей необходимо, иначе мы окажемся заложниками тех комплексных управляющих, которые распродадут без нас нашу страну, и мы окажемся неизвестно где.

Еще великий российский философ Петр Яковлевич Чаадаев говорил о том, для чего нужна мысль в России: если в Германии она нужна для обсуждения, в Англии – для того, чтобы обдумать, во Франции – для того, чтобы привести ее в действие, то в России она не нужна ни для чего. Обсуждение показывает, что каждый из мыслителей высказывает свои идеи причем настолько разные, что очень трудно соединить их в одно что-то рациональное.38

Особенности правовой политики в сфере противодействия коррупции в России