ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Одной из основных проблем современного российского государства является коррумпированность должностных лиц. Проведенный сотрудниками НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ анкетный опрос показал, что от 12 до 23 % граждан опрошенных в разных городах, не только давали взятки, но и принимали разного рода подношения . По некоторым оценкам, в России сложилась самовоспроводящаяся коррупционная система, в которую вовлечено около двух с половиной миллионов человек . Более 60% респондентов в социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России, свыше 80% согласны с утверждением о том, что Россия может быть причислена к числу коррумпированных государств . Согласно данным Международного Центра антикоррупционных исследований и инициатив по индексу коррупции в 2000 году Россия находится на 82 месте ( самое худшее место в рейтинге - 90) . Понятие "коррупция" в российском праве до настоящего времени не определено, что в известной степени отрицательно сказывается на эффективности борьбы с этим явлением.
Наиболее простое и распространенное определение коррупции – подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Существуют и другие определения этого понятия. Одно из последних нашло отражение в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999г. Большинство европейских стран (в том числе Россия) договорились о достаточно широком понимании коррупции.
Коррупция --это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера), либо предоставление названым лицам таких имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера). Как известно, государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Большинство чиновников рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых они впервые должны делать выбор принимать или не принимать коррупционное решение.
Виды коррупции:
33.Корпоративная коррупция влечет не только экономические потери, вызывая падение качества жизни населения, но и оказывает негативное воздействие на эффективность работы государственного аппарата, снижая управляемость обществом, государством, ухудшая геополитическое положение страны либо вообще разрушая государство как суверенную единицу. Вместе с тем представляется, что представители различных научных специальностей, изучающие коррупцию, законодатели и практики до настоящего времени к единому мнению в понимании корпоративной коррупции, её содержания и форм не пришли.
В результате этого наблюдается отсутствие консолидированного подхода на концептуальном и государственном уровнях к стратегии и тактике борьбы с коррупцией и её различными проявлениями, и как следствие - явная неэффективность борьбы с нею, в том числе отсутствие надлежаще функционирующей системы мер предупреждения коррупции в государственном аппарате.
Среди наиболее сложных, опасных и замаскированных форм высокоорганизованной криминальной деятельности выделяется корпоративная коррупция в сфере экономики. Ее становление обусловлено общими закономерностями динамичного развития организованной преступности, которая является родовым понятием по отношению к корпоративной.
При этом важно отметить, что экономическая составляющая организованной преступности всегда присутствовала в ее содержании, постоянно нарастая, набирая силу и значимость по мере поступательного развития этого опаснейшего социального феномена. Следует также отметить, что своими корнями современная экономическая корпоративная преступность уходит в сравнительно отдаленное прошлое, поскольку появлением она обязанна теневой экономике, набравшей заметную силу и влияние в период так называемой перестройки».
При этом необходимо учитывать, что корпоративная коррупция, и особенно ее экономический сегмент, представляет собой высшую форму коррупционной пеступности[3].
Последние, несмотря на крайне усложнившуюся в стране криминогенную обстановку, на явно возросшие масштабы коррупции и ее влияния на систему социально экономических отношений, продолжают работать по инерции прошлого, испытывая огромные трудности и в выявлении рассматриваемого вида преступлений, и в их расследовании.
Практика нуждается в принципиально иных подходах к организации противодействия корпоративной коррупции как проявления коррупции, что особенно наглядно проявляется в настоящее время в свете усилий, предпринимаемых в борьбе с этим социальным злом на уровне высших органов государственной власти [4].
Вместе с тем, за последние годы и коррупция, в том числе и корпоративная коррупция как один из наиболее значимых и распространенных ее элементов приобрели системный характер, а соответственно приобрели исключительную общественную опасность.
Все это обусловило изменение форм и способов корпоративной коррупции и обострило потребности практики в разработке адекватных мер со стороны правоохранительных органов, в том числе по совершенствованию мер противодействия данного вида преступлений.
В связи с этим, необходимо отметить ряд выводов и предложений.
а) основные; б) дополнительные (не основные) и в) факультативные.
34.
КОРРУПЦИЯ ПАРТИЙНАЯ- это приобретение членами партии мест в руководящих органах партии или места в партийном списке в целях избрания на выборную государственную должность от данной партии. Данный вид коррупции является разновидностью политической коррупции.
Термин «политическая коррупция», на первый взгляд, кажется несколько некорректным, поскольку изначально коррупционное деяние связывается со служебными злоупотреблениями должностных лиц. Само же понятие должностного лица в юридической науке неизбежно сопрягается с наличием в их арсенале исполнительно-распорядительных полномочий, базирующихся на властной деятельности субъектов. И, наконец, включение в поле зрения властного фактора неизбежно рождает в сознании довольно популярный публицистический штамп: «власть есть политика». [5; cтр. 23]
Таким образом, логический круг вроде бы замыкается.
Однако именно такой ракурс в рассмотрении коррупции дает возможность вскрыть ее глубинную сущность, исключительную противоречивость и инвариантность способов проявления.
Специфика политической коррупции заключается в том, что она представляет собой верхушечный тип коррупции, значительно отличающийся от уровня низового. Дело в том, что корыстные мотивы на нижестоящих уровнях социальной организации (ГИБДД, чиновники низших рангов, преподаватели, врачи и т.д.) имеют, как правило, конкретное материальное воплощение: четко оговоренные суммы денег или объемы запрашиваемых услуг. В ситуации с коррупцией политической и размер вознаграждения, и сам факт этого вознаграждения зачастую скрыты от глаз общественности и правоохранительных структур. То есть вредоносность такого явления очевидной для рядового человека представляется не всегда. Именно эта черта способствовала размежеванию точек зрения исследователей политической коррупции. Парадокс заключается в том, что абсолютно деструктивный, с точки зрения закона, феномен в глазах теоретиков политического менеджмента превращается в оригинальную деталь управленческого инструментария, коррозийный характер которого порой подвергается сомнению.
О взглядах на функциональность и неизбежность политической коррупции речь пойдет ниже, а пока следует констатировать, что вне зависимости от последствий коррупционных сделок в высших эшелонах власти такая модель поведения признается исследователями в качестве отклоняющейся от существующих норм. Девиантность верхушечной коррупции связана с принципиальными смещениями в системе «цель - средства».
В итоге, коррупция определяется как «поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием частных материальных или статусных целей либо нарушает правила, запрещающие определенные виды относительно частного влияния».
Фактически, политическая коррупция предполагает предоставление должностным лицом самому себе некоего права на «погрешность», на своего рода, «люфт» в выборе методов и средств в процессе принятия решения. Этот люфт связан с теми преимуществами, которые легально находятся в арсенале политического субъекта и выступают в роли тайного или явного искушения. Поэтому весьма распространенной является трактовка коррупции как «деяния, совершенного с намерением предоставить некое преимущество, не совместимое с официальными обязанностями должностного лица, которое незаконно и неправомерно использует свое положение или статус для извлечения какого-либо преимущества для себя или другого лица в целях, противоположных обязанностям и правам других лиц».
Обращая внимание на систематическое обращение ученых к проблеме использования преимуществ служебного положения, хочется в этой связи обратить внимание и на то, что расширение спектра преимуществ, увеличение объема властных полномочий - это само по себе корыстное побуждение. То есть для политической коррупции характерно стремление ее субъектов к приращению своего властного потенциала без явной, на первый взгляд, материальной выгоды.
Таким образом, власть как политико-административный ресурс является самодостаточным стимулом и мотивацией отклонений в выборе ролевых функций самим субъектом властвования.
В итоге, модель извращенного понимания собственных политических возможностей и задач тем или иным политическим деятелем приводит к принесению в жертву такого исконно демократического феномена, как общественный интерес. «Акт коррупции нарушает ответственность по отношению к системе общественного или гражданского порядка и, следовательно, разрушителен для этих систем. Поскольку для последних общественный интерес выше частного, нарушение общественного интереса для извлечения личной выгоды представляет собой акт коррупции».
35. Парламентская коррупция
Борьбе с парламентской коррупцией на Западе уделяется не меньше внимания, чем борьбе с коррупцией госслужащих. В нашей же стране это направление обделяется вниманием законодателей. В самом деле, принятие соответствующего законодательства требует недюжинного самопожертвования от депутатов и членов Совета Федерации.
Наиболее простое и распространенное определение коррупции – подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Существуют и другие определения этого понятия. Одно из последних нашло отражение в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999г. Большинство европейских стран (в том числе Россия) договорились о достаточно широком понимании коррупции.
Коррупция --это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера), либо предоставление названым лицам таких имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера). Как известно, государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Большинство чиновников рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых они впервые должны делать выбор принимать или не принимать коррупционное решение.
Виды коррупции:
-
внешняя (когда, например, за взятку молодой человек получает освобождение от службы в армии; по некоторым оценкам более половины молодых людей освобожденных от призыва в армию, добились этого с помощью взяток); -
внутренняя (когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что начальник покрывает коррупционные действия взяткодателя); -
верхушечная (охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и связана с правом принятия решений, имеющих высокую цену - госзаказы, изменения форм собственности и т.п.); -
низовая (распространена преимущественно на низшем уровне управления и связана с постоянным рутинным взаимодействием чиновников и граждан - разрешения, штрафы, регистрации и т.п.).
33.Корпоративная коррупция влечет не только экономические потери, вызывая падение качества жизни населения, но и оказывает негативное воздействие на эффективность работы государственного аппарата, снижая управляемость обществом, государством, ухудшая геополитическое положение страны либо вообще разрушая государство как суверенную единицу. Вместе с тем представляется, что представители различных научных специальностей, изучающие коррупцию, законодатели и практики до настоящего времени к единому мнению в понимании корпоративной коррупции, её содержания и форм не пришли.
В результате этого наблюдается отсутствие консолидированного подхода на концептуальном и государственном уровнях к стратегии и тактике борьбы с коррупцией и её различными проявлениями, и как следствие - явная неэффективность борьбы с нею, в том числе отсутствие надлежаще функционирующей системы мер предупреждения коррупции в государственном аппарате.
Среди наиболее сложных, опасных и замаскированных форм высокоорганизованной криминальной деятельности выделяется корпоративная коррупция в сфере экономики. Ее становление обусловлено общими закономерностями динамичного развития организованной преступности, которая является родовым понятием по отношению к корпоративной.
При этом важно отметить, что экономическая составляющая организованной преступности всегда присутствовала в ее содержании, постоянно нарастая, набирая силу и значимость по мере поступательного развития этого опаснейшего социального феномена. Следует также отметить, что своими корнями современная экономическая корпоративная преступность уходит в сравнительно отдаленное прошлое, поскольку появлением она обязанна теневой экономике, набравшей заметную силу и влияние в период так называемой перестройки».
При этом необходимо учитывать, что корпоративная коррупция, и особенно ее экономический сегмент, представляет собой высшую форму коррупционной пеступности[3].
Последние, несмотря на крайне усложнившуюся в стране криминогенную обстановку, на явно возросшие масштабы коррупции и ее влияния на систему социально экономических отношений, продолжают работать по инерции прошлого, испытывая огромные трудности и в выявлении рассматриваемого вида преступлений, и в их расследовании.
Практика нуждается в принципиально иных подходах к организации противодействия корпоративной коррупции как проявления коррупции, что особенно наглядно проявляется в настоящее время в свете усилий, предпринимаемых в борьбе с этим социальным злом на уровне высших органов государственной власти [4].
Вместе с тем, за последние годы и коррупция, в том числе и корпоративная коррупция как один из наиболее значимых и распространенных ее элементов приобрели системный характер, а соответственно приобрели исключительную общественную опасность.
Все это обусловило изменение форм и способов корпоративной коррупции и обострило потребности практики в разработке адекватных мер со стороны правоохранительных органов, в том числе по совершенствованию мер противодействия данного вида преступлений.
В связи с этим, необходимо отметить ряд выводов и предложений.
-
Сущность корпоративной коррупции заключается в осуществлении противоправной деятельности должностных лиц и лиц, заинтересованных в их содействии, совершаемой в корыстных целях, путем использования служебных полномочий, в интересах физических и юридических лиц, вопреки законным интересам службы, общества и государства. -
Результаты обобщения и анализа практики противодействия корпоративной коррупции как проявления коррупции, основанные на них предложения о допустимости осуществления такого следственного действия, как контроль и запись переговоров, вне зависимости от степени тяжести преступления, о более детальной регламентации в УПК РК использования в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности. -
Корпоративная коррупция в общественно-социальном значении представляет собою девиантное поведение должностных лиц, выражающееся в нелегитимном использовании, вопреки интересам общества, государства и других лиц, имеющихся у них полномочий, вытекающих из них возможностей, а также иных общественных ресурсов, доступ к которым они имеют в связи со своим статусом или фактическим положением, для извлечения выгоды в личных, узкогрупповых или корпоративных целях. -
В криминологическом понимании корпоративная коррупция -антисоциальное, общественно опасное явление, угрожающее национальной безопасности Республики Казахстан, составляющее целостную совокупность преступлений, совершенных должностными лицами с использованием ими своего служебного положения, имеющихся у них должностных полномочий, вопреки законным интересам граждан, общества, государства, государственной службы, в коммерческих и иных организациях, для личного обогащения или в иных личных, узкогрупповых и корпоративных целях, а также совокупность таких лиц. -
Коррупционное преступление, связанное с корпоративной коррупцией - предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом права и интересы граждан, государства, общества, государственной службы, коммерческих и иных организациях, а также на авторитет указанных институтов, совершенное должностным лицом, занимающим государственную должность либо выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также государственным служащим с использованием своего служебного положения и имеющихся должностных полномочий для личного обогащения или в иных личных, узкогрупповых и корпоративных целях. Указанные преступления делятся на три группы:
а) основные; б) дополнительные (не основные) и в) факультативные.
34.
КОРРУПЦИЯ ПАРТИЙНАЯ- это приобретение членами партии мест в руководящих органах партии или места в партийном списке в целях избрания на выборную государственную должность от данной партии. Данный вид коррупции является разновидностью политической коррупции.
Термин «политическая коррупция», на первый взгляд, кажется несколько некорректным, поскольку изначально коррупционное деяние связывается со служебными злоупотреблениями должностных лиц. Само же понятие должностного лица в юридической науке неизбежно сопрягается с наличием в их арсенале исполнительно-распорядительных полномочий, базирующихся на властной деятельности субъектов. И, наконец, включение в поле зрения властного фактора неизбежно рождает в сознании довольно популярный публицистический штамп: «власть есть политика». [5; cтр. 23]
Таким образом, логический круг вроде бы замыкается.
Однако именно такой ракурс в рассмотрении коррупции дает возможность вскрыть ее глубинную сущность, исключительную противоречивость и инвариантность способов проявления.
Специфика политической коррупции заключается в том, что она представляет собой верхушечный тип коррупции, значительно отличающийся от уровня низового. Дело в том, что корыстные мотивы на нижестоящих уровнях социальной организации (ГИБДД, чиновники низших рангов, преподаватели, врачи и т.д.) имеют, как правило, конкретное материальное воплощение: четко оговоренные суммы денег или объемы запрашиваемых услуг. В ситуации с коррупцией политической и размер вознаграждения, и сам факт этого вознаграждения зачастую скрыты от глаз общественности и правоохранительных структур. То есть вредоносность такого явления очевидной для рядового человека представляется не всегда. Именно эта черта способствовала размежеванию точек зрения исследователей политической коррупции. Парадокс заключается в том, что абсолютно деструктивный, с точки зрения закона, феномен в глазах теоретиков политического менеджмента превращается в оригинальную деталь управленческого инструментария, коррозийный характер которого порой подвергается сомнению.
О взглядах на функциональность и неизбежность политической коррупции речь пойдет ниже, а пока следует констатировать, что вне зависимости от последствий коррупционных сделок в высших эшелонах власти такая модель поведения признается исследователями в качестве отклоняющейся от существующих норм. Девиантность верхушечной коррупции связана с принципиальными смещениями в системе «цель - средства».
В итоге, коррупция определяется как «поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием частных материальных или статусных целей либо нарушает правила, запрещающие определенные виды относительно частного влияния».
Фактически, политическая коррупция предполагает предоставление должностным лицом самому себе некоего права на «погрешность», на своего рода, «люфт» в выборе методов и средств в процессе принятия решения. Этот люфт связан с теми преимуществами, которые легально находятся в арсенале политического субъекта и выступают в роли тайного или явного искушения. Поэтому весьма распространенной является трактовка коррупции как «деяния, совершенного с намерением предоставить некое преимущество, не совместимое с официальными обязанностями должностного лица, которое незаконно и неправомерно использует свое положение или статус для извлечения какого-либо преимущества для себя или другого лица в целях, противоположных обязанностям и правам других лиц».
Обращая внимание на систематическое обращение ученых к проблеме использования преимуществ служебного положения, хочется в этой связи обратить внимание и на то, что расширение спектра преимуществ, увеличение объема властных полномочий - это само по себе корыстное побуждение. То есть для политической коррупции характерно стремление ее субъектов к приращению своего властного потенциала без явной, на первый взгляд, материальной выгоды.
Таким образом, власть как политико-административный ресурс является самодостаточным стимулом и мотивацией отклонений в выборе ролевых функций самим субъектом властвования.
В итоге, модель извращенного понимания собственных политических возможностей и задач тем или иным политическим деятелем приводит к принесению в жертву такого исконно демократического феномена, как общественный интерес. «Акт коррупции нарушает ответственность по отношению к системе общественного или гражданского порядка и, следовательно, разрушителен для этих систем. Поскольку для последних общественный интерес выше частного, нарушение общественного интереса для извлечения личной выгоды представляет собой акт коррупции».
35. Парламентская коррупция
Борьбе с парламентской коррупцией на Западе уделяется не меньше внимания, чем борьбе с коррупцией госслужащих. В нашей же стране это направление обделяется вниманием законодателей. В самом деле, принятие соответствующего законодательства требует недюжинного самопожертвования от депутатов и членов Совета Федерации.