Файл: Восточная и западная культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Северный (Арктический) федеральный университет

Кафедра права и культурологи

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

По дисциплине: Культурология

На тему:

Восточная и западная культура

Архангельск
задание
) Что понимают под терминами «западная культура», «восточная культура»? Раскройте разные точки зрения.

) Согласны ли вы, что…

– восточное общество - это общество традиционного типа;

– идеал мыслителя западного типа - исследователь, познающий окружающий мир, идеал мыслителя восточного типа - мудрец, через себя познающий мир;

– в течение долгого времени проблема «Восток-Запад» рассматривалась с позиций европоцентризма;

– несмотря на все различия, существуют и определенные параллели в развитии восточной и западной культуры;

– для Востока характерны уважение к обычаям и традициям, для Запада - большое разнообразие норм социального поведения;

– для Востока характерно подчинение всеобщей жизненной силе природы.

) В чем отличие?

– восточного и западного искусства;

– восточной и западной философии.

) Составьте кроссворд по теме контрольной работы (минимум - 12 слов).

) Раскройте смысл понятий:

Региональный тип культуры.

Традиционализм.

Синкретический подход в восприятии мира.

) Напишите эссе на тему, предложенную в афоризме Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком».

) Приведите примеры:

– ценностей восточной и западной культуры;

– древних традиций и церемоний Востока.

) Ответьте, почему?

– существуют значительные отличия в культурах Запада и Востока;

– культура Востока более неоднородна, чем культура Запада.

) Для духовной жизни народов Востока характерно господство религиозно-мифологических представлений. Расскажите о религиозно-мифологических представлениях одной из восточных стран.

) Как вы оцениваете восточную и западную культуру? Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития двух типов культуры? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?

Задание 1. Что понимают под терминами «западная культура», «восточная культура»?
Раскройте разные точки зрения
Западная культура - совокупность культурных признаков, объединяющих страны Запада и выделяющих их на фоне других государств мира. Под понятием западной в современной культурологии подразумевается культура Америки и Европы. В средние века это разделение немного отличалось в зависимости от того, рассматривался ли этот вопрос с евроцентристской или же с общемировой точки зрения. По евроцентристской оценке под западными подразумевались культуры развитых государств Европы - Франции, Италии, Германии, Англии, Испании. По общемировой - европейская и византийская культуры.

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно-экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной, чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и привычных норм.

Важная черта западного менталитета - его склонность к научным методам познания и исследования окружающего мира. Наука Запада направлена на создание сложных сетей методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения, она понимает его и его природу.

Восточная культура - культура, в целом основанная на внерациональном восприятии мира. Странами с восточным типом культуры считаются страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Северной Африки, страны Ближнего Востока. Человеку этой культуры всегда был чужда однобокая рационализация, а тем более экономизация мышления как крайнее ее проявление.

На Востоке господствуют чувственные механизмы познания и освоения мира. На их основе создано самобытное восточное мировоззрение. Индивидуальность оказывается поглощенной общностью, бытие личности ориентировано на подчинение интересам целого - общины, государства.

В
отличие от западной культуры, направленной вовне, восточная побуждает человека погрузиться во внутренний мир. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.

Восток, в отличие от Запада, является воплощением спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира, человек культуры Востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток - это некое воплощение принимающего, женского начала. Он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей, при этом часто ущемляя плоть, но при этом всегда стремясь к гармонии и равновесию в мире. Новое здесь не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его.
Задание 2. Согласны ли вы, что…

восточное общество - это общество традиционного типа;
Да, я согласен, так как на это указывают многие особенности восточного общества. Тип отношений общества и природы здесь построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с ней. Основа экономической системы - общинные и государственные формы собственности, частная же собственность как институт развита слабо. Уровень социальной мобильности, как правило, невысок, границы между кастами, сословиями и другими социальными общностями устойчивы. Человек стремится стать частью одной из таких общностей, «раствориться» в ней. Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предыдущих поколений.

– идеал мыслителя западного типа - исследователь, познающий окружающий мир, идеал мыслителя восточного типа - мудрец, через себя познающий мир;

Да, это так. Рационализм, характерная черта западного человека, возводит ценность знания в абсолют, признает разум основой познания. Поэтому ученые, мыслители с западным мировоззрением в стремлении познать мир опираются на логику, факты, пытаются вывести четкие законы, создать стройную картину мироздания. Такой подход подразумевает развитие технологий, связанных с изучением различных объектов и явлений окружающего мира, так как для научного метода познания необходимы все более точные данные и сложные методы. Западный ученый старается не уходить от реальности, его ум направлен вовне.


Восток провозглашает принцип постижения мира через отождествление, слияние с ним. Большинство восточных философов были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно, лишь обретя цельность и гармонию внутри. Мыслитель здесь стремится найти ответы на возникающие вопросы в себе самом. Когда он сталкивается с противоречиями между собственным “Я” и окружающим его миром, он руководствуется правилом “изменись сам”. В отличие от Запада, стремящегося изменить мир, Восток старается достичь гармонии, слиться с природой, учиться у нее.

– в течение долгого времени проблема «Восток-Запад» рассматривалась с позиций европоцентризма;

Действительно, начиная с периода великих географических открытий, колонизации и заканчивая обретением независимости множеством государств Востока в XX веке, проблемы во взаимоотношениях цивилизаций рассматривались с позиций европоцентризма. Особенно не вникая в культурные и социальные особенности восточных стран, колонизаторы посчитали их просто отсталыми. В отношении технического прогресса такой вывод был во многом справедлив, но такие достижения Запада в социальной и экономической сферах, как гражданское общество, свободный рынок, господство частной собственности, оказались чуждыми мировоззрению Востока, противоречащими его фундаментальным ценностям.

Когда капиталистический Запад стал мировым лидером в экономике, большинство восточных стран столкнулись с необходимостью изменения социально-экономического строя - прежний путь уже не мог обеспечить должных темпов развития. Здесь и проявились особенности менталитета различных государств, разница в мировоззрениях с Западом, вызывающая сложности при переходе на еврокапиталистическую модель развития. Такие преобразования, как правило, проходили болезненно, причем насаждались населению «сверху». Для многих стран марксистско-социалистический путь показался более привлекательным, так как он имел много общих черт с их традиционными режимами - отсутствие частной собственности, ущемленное положение населения, командная экономическая система.

– несмотря на все различия, существуют и определенные параллели в развитии восточной и западной культуры;

Я считаю, что некоторые общие черты можно выделить в развитии духовной культуры и философской мысли. Стремление создать стройную картину мира, выработать определенное мировоззрение присутствует как у восточных, так и у западных мыслителей. В центре познания - проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливости и несправедливости, дружбы, равенства, товарищества, любви и ненависти, счастья и наслаждения.


Рационализм не был характерной чертой Востока, но индийские и китайские философы также много занимались изучением логических вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим западным коллегам. Ярко выражено стремление мыслителей к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость. С помощью философских концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. Полученные знания, умозаключения и учения оказали огромное влияние на развитие культуры и цивилизации как Запада, так и Востока.

– для Востока характерны уважение к обычаям и традициям, для Запада - большое разнообразие норм социального поведения;

Действительно, характерной особенностью восточного мировоззрения является приверженность традиции. В цивилизациях Востока она была возведена в далеком прошлом, в мифическом «золотом» веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Любое неоправданное нарушение даже самых незначительных традиций воспринималось как из ряда вон выходящее событие.

Конфуций создал целую теорию, до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние, о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Даже свою теорию Конфуций также воспринимал не как что-то новое, а лишь как возрождение учений прежних веков.

Для Запада традиции имеют меньшее значение. Это проявляется в особенностях его развития, которое часто выражается в разрушении отживших свое систем ценностей, норм, различных общественных структур. Здесь присутствует мировоззренческая ориентация на жесткий антропоцентризм и рационализм, которая позволяет западному человеку достичь определенных высот, развивая свои умения и навыки, изобретая и открывая новое. Таким образом, рамки возможностей постоянно расширялись, что в свое время дало начало новым социальным слоям, создало множество норм и вариантов социального поведения.

– для Востока характерно подчинение всеобщей жизненной силе природы.

Да, я согласен с этим. Восточное общество не теряло связи с природой, в отличие от западного. Если европейцы в своем развитии резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью, то человек Востока направил свои помыслы на то, чтобы с ее помощью усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. Тогда цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии. Познав основные ее законы, он должен стараться не противоречить им.