Файл: Восточная и западная культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ценность, оказывающая огромное влияние на западную цивилизацию - частная собственность. Именно она служила в прошлом и служит до сих пор мощным стимулом для западного человека. Когда индивидуум понимает, что его материальное положение зависит в основном от его усилий и действий, а уже достигнутое защищено развитой правовой системой, он целенаправленно развивается в необходимом ему направлении. В случае наличия у него талантов, силы воли и амбиций он может достигнуть больших высот во многих видах деятельности. Это прекрасно согласуется с активностью и инициативностью Запада.

– древних традиций и церемоний Востока.

Традиция чаепития в Китае насчитывает не одно тысячелетие. За это время было выработано множество способов приготовления чая, предназначенных поддержания физиологического здоровья и бодрости душевного состояния в повседневности. Так появились не только чаепитие на каждый день, но и изысканные способы для исключительных случаев.

Поскольку чаепитие рождало в человеке утонченные чувства - возвышенные и даже торжественные - на Западе их стали называть «церемонией». На китайском же это чайное действо звучит как «ча-и», что означает «искусство чая». «Гунфуча» переводится как время, затраченное на постижение чая, сокращенно «чайное мастерство».

«Гунфуча» формирует особую атмосферу и утонченное настроение. Предметы, окружающие вас во время чаепития, приятны для глаз, музыка услаждает слух, и в чайное действо включаются детали. Соответственно, личность ведущего церемонии имеет огромное значение для правильного протекания чаепития.

Чай пьют, внимательно наблюдая за своими ощущениями. Когда чай выпит, всю процедуру повторяют. И так несколько раз, до тех пор, пока чай не потеряет свой вкус и аромат. Философская сущность состоит в том, что чаепитие просто не может быть суетливым. После того, как действо началось, измерения пространства увеличиваются. Человек вдруг понимает, что все происходящее в жизни гораздо объемнее.

За чайным столиком от начала церемонии и до ее окончания приходит ощущение, что человек способен осознать себя и достичь того, что ему нужно в жизни. Можно также наслаждаться минутой или углубиться в собственные мысли - в такие моменты человек хозяин себе и своим мыслям, что не часто случается в нашей жизни.
Задание 8.
Ответьте, почему?

существуют значительные отличия в культурах Запада и Востока
Запад и Восток можно с уверенностью назвать разными цивилизациями. Образование совершенно разных культур является результатом влияния большого количества факторов. В их числе и различающиеся географическое положение, природные условия, и совершенно не похожие друг на друга мировоззрения, и развивавшиеся независимо друг от друга религиозные представления. У этих цивилизаций разные направления развития; у восточных и западных людей разные условия для творчества и разные отношения к нему. Именно эти причины усложняют выделение общих черт в рассматриваемых культурах.

– культура Востока более неоднородна, чем культура Запада.

Неоднородность восточной культуры связана, прежде всего, с неоднородностью самого Востока. Если западные государства по многим критериям можно объединить в одно целое, то восточные часто различаются между собой так же сильно, как и с западными.

В плане религии, например, Запад с некоторыми допущениями можно назвать христианским, тогда как разные страны Востока исповедуют ислам, буддизм, индуизм; на правах религии выступают конфуцианство и синтоизм. Вызванная таким разнообразием неоднородность культур естественна и закономерна.

Критерием, по которым можно разделить Восток, также являются природные условия - Восток как регион больше Запада по площади. Это, в свою очередь, означает разные климатические условия, отличающиеся друг от друга культуры возделывания почв, организации труда и производства, что влечет за собой неоднородность культур различных государств.
Задание 9. Для духовной жизни народов Востока характерно господство религиозно-мифологических представлений. Расскажите о религиозно-мифологических представлениях одной из восточных стран

культура общество мыслитель европоцентризм

Японская мифология - это система сакральных знаний, включающая традиции синтоизма и буддизма, а также народные поверья. Мифология Японии включает большое количество божеств (это закреплено в поговорке «Япония - страна восьми миллионов божеств»). Японская мифология прямо связана с культом императора: императорская семья традиционно считается прямым потомком первых богов. Японское слово тэнно, император, буквально обозначает «божественный, небесный правитель».


Первое поколение богов призвало Идзанаги и его будущую супругу Идзанами, чтобы те сотворили землю. Им была дана украшенная драгоценными камнями нагината - оружие, которое принято называть алебардой. Идзанаги и Идзанами отправились на мост, соединяющий небо и землю, и начали перемешивать алебардой морские воды, когда же с алебарды начали падать солёные капли, они образовали остров Оногоро («самозагустевший»). Затем боги спустились с небесного моста и поселились на этом острове. Впоследствии, когда Идзанаги и Идзанами решили пожениться, они построили дворец Яхиродоно («великий дворец»).

От них была рождена Оясима, великая восьмерка островов: Авадзи, Иё (впоследствии Сикоку), Оки, Цукуси (впоследствии Кюсю), Ики, Цусима, Садо, Ямато (впоследствии Хонсю). Хоккайдо, Тисима и Окинава в древние времена не считались частью Японии. Затем родились еще шесть островов и множество богов. Последним является бог огня Кагуцути, рождение которого опаляет лоно Идзанами, и она умирает - согласно мифу, удаляется в царство мертвых Ёми-но куни. Идзанаги в ярости убил Кагуцути, что породило еще несколько богов. Убитый горем Идзанаги отправился в подземное царство Ёми, чтобы вернуть свою жену назад. Он нашел ее, но она уже попробовала пищу царства мёртвых и навеки стала его обитательницей. Идзанами соглашается вернуться в мир живых, но хочет сначала отдохнуть, поэтому удаляется в опочивальню и просит мужа туда не заходить. Идзанаги прождал довольно длительное время, но затем не выдержал, зашел в покои и зажёг факел. Он увидел, что некогда прекрасное тело Идзанами превратилось в гниющий труп, покрытый личинками и другими отвратительными существами. Идзанаги в ужасе закричал и спасся бегством из подземного мира, а вход туда завалил камнем. Забарикадированная Идзанами в ярости кричала, что в отместку будет каждый день забирать по 1000 живых людей, а Идзанаги ответил, что в таком случае он каждый день будет давать жизнь 1500 человек. Так в мир вошла Смерть. Идзанаги побывал в Ёми, после чего решил совершить обряд очищения. Он начал раздеваться и снимать с тела украшения, и каждая драгоценность, упавшая на землю, рождала божество. Еще большее их количество было создано во время омовения тела и лица. Наиболее важные боги: Аматэрасу (олицетворение солнца) - от левого глаза, Цукуёми (олицетворение луны) - от правого глаза, Сусаноо (олицетворение штормов и повелитель моря) - из носа. Идзанаги разделил мир между ними. Аматэрасу, получает во владение «равнину высокого неба» и становится главным божеством пантеона, покровительницей земледелия. Цукуёми стал владеть ночным временем и луной, а Сусаноо доверены морские просторы.

Задание 10. Как вы оцениваете восточную и западную культуру? Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития двух типов культуры? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?
Проанализировав особенности культур Запада и Востока, я могу смело отнести себя к людям с западным мировоззрением. Я считаю, что приверженность восточной цивилизации к традициям тормозит ее развитие. С другой стороны, я не считаю, что западный путь развития - разрушение старых, отживших свое устоев - единственно верный и правильный. Мне кажется, что наиболее жизнеспособный и устойчивый вариант - смесь деятельной активности и инициативности Запада с восточным уважением к опыту предыдущих поколений.

В плане мировоззрения мне чужды как радикальный западный рационализм, так и восточная ориентация на исключительно чувственное восприятие. Опять же, я не считаю, что один из этих подходов исключает другой, и думаю, что человек будущего должен опираться на оба способа познания окружающего мира в равной мере.

Я считаю, что уже на моем веку цивилизации Запада и Востока станут единым целым. Будет ли это смесь из каких-либо их особенностей или одна поглотит другую, мне неизвестно. Уже сейчас на планете не существует государств, неподверженных влиянию извне, уже сейчас имеются глобальная экономическая система, связывающая весь мир. Это, по моему мнению, и означает, что рано или поздно произойдет объединение всех стран и народов.

Мне кажется, что западный тип культуры на данный момент жизнеспособнее восточного. На это указывает тот факт, что ни одно государство Востока не смогло приблизиться к западному уровню развития, совершенно не изменив свой традиционный жизненный уклад. Где-то этот процесс прошел быстрее, где-то - медленнее, одним странам это далось легче, другим - сложнее, но все они так или иначе изменились, причем это произошло под влиянием западной цивилизации.

Я считаю, что все разногласия между Западом и Востоком устранимы. Несмотря на различия в менталитете, мировоззрениях, традициях и обычаях, люди этих цивилизаций имеют одну природу. Сходства между ними, вытекающие из этого родства, являются ключом к решению проблем, связанных с недопониманием.

Список используемых источников

1. Быстрова, А.Н. Мир культуры. (Основы культурологии): учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.; Новосибирск, 2002.

. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов. / под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

. История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

. «Культурология» под ред. Багдасарьян Н.Г., учебник для студентов технических вузов, М., ВШ, 1998.

. История и культурология: учеб пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница. - Загл. с экрана.