Файл: Восточная и западная культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным, природным образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного. Многие стили боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей - тигра, медведя, обезьяны и других. Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Он был убежден в том, что совершенствовать мир можно лишь тогда, когда обретена гармония и цельность в себе самом.
Задание 3. В чем отличие?

восточного и западного искусства
Восток на протяжении тысячелетий развивался стабильно и непрерывно, все приходящие новые веяния не становились причиной разрушения устоявшихся ценностей, а наоборот, органично вписывались в уже сложившийся уклад жизни и становились его частью. Традиции сохраняются и в искусстве. Даже многие литературные произведения и стихи до сих пор пишут с соблюдением тех размеров, которые использовались еще до нашей эры, в музыке используют все те же мелодии.

На западное же искусство большое влияние оказывала соревновательность. В стремлении превзойти кого-либо люди изыскивали все новые и новые способы выражения своего творческого потенциала, порождая огромное количество стилей и направлений живописи, литературы, музыки, скульптуры и так далее, поощрение индивидуальности еще больше способствовало появлению подобного разнообразия.

Человек на Востоке никогда не занимает центральное место, его обычно изображают в качестве стороннего наблюдателя. В связи с этим в восточном искусстве нет разрыва между реализмом и формализмом, рациональным и чувственным началом, "идейным" и "безыдейным" творчеством. Такой подход является противоположным западному антропоцентризму, признанию человека мерой всех вещей. В связи с этим духовные переживания человека в искусстве Запада часто выходят на передний план.

Можно также сказать, что из упомянутого различия в мировоззрениях, вызванного обращенностью ума западного человека вовне, а восточного - внутрь, явно следует еще одно различие в искусстве - разная степень ценности формы и содержания. Ясно, что для Запада внешнее часто имеет большее значение, нежели внутреннее, тогда как на Востоке все с точностью до наоборот.

– восточной и западной философии.

Тенденция к различному мировосприятию и к определению места человека в системе бытия складывается еще в древности и четко прослеживается в мифологическом сознании восточной культуры и античного мира, который можно расценивать в качестве прародителя современной западноевропейской цивилизации. Если ведическая традиция достаточно быстро преодолела антропоморфные представления и идею персонификации бога, то в античной культуре и то, и другое составило фундамент картины мира. В то время как восточный мир оперировал сложными трансцендентными понятиями, решая вопрос о соотношении космической и индивидуальной души, античный мир создает пантеон богов, как две капли воды похожих на людей.


Человек в восточном мировоззрении всегда остается частью природы, и идея реинкарнации подтверждает это. В мифах о происхождении человека в странах неевропейской ориентации подчеркивается мысль о том, что в человеке нет ничего, что позволяло бы ему возвыситься над природой или считать себя высшей ценностью. Более того, для неевропейской мифологии характерно даже некоторое уничижение человека: согласно египетским мифам, он рождается из слез бога Ра, по древнеиндийской версии, он возникает из останков мертвого тела человека-титана Пуруши, китайская мифология предполагает, что человек произошел из паразитов, ползающих по телу умершего бога Пань-гу. В то же время античные греки провозгласили, что человек стал результатом целенаправленной деятельности богов и возник он, ни много ни мало, как из пепла титанов.

В целом различия в философии тоже являются следствием вышеупомянутых различий в представлениях о месте человека в мире, в его значимости. К тому же, если западная философия часто имеет практический характер, то в восточной на первый план выходит самоопределение человека, формирование мировоззрения.

Задание 4. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (минимум - 12 слов)


Рисунок 1 - кроссворд на тему «Восточная и западная культура»
Вопросы:

1) Философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

2) Мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни, мышлением, нравственностью.

3) Тип личности, ориентированный «внутрь» или «на» себя.

4) Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

5) Восточное государство, наиболее быстро и успешно преобразовавшее свою традиционную экономику в капиталистическую, став одним из сегодняшних экономических лидеров.

6) Научная тенденция, провозглашающая превосходство западноевропейской цивилизации над другими

7) Древний мыслитель и философ Китая, учение которого оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии и стало основой философской системы.


8) Понятие, в социологии и культурологи обозначающее различия между восточной и западной цивилизацией.

9) Набор представлений, обычаев, привычек и навыков, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регулятором общественных отношений.

10) Боевое искусство, многие стили которого по легенде основаны на движениях животных и носят их название.

11) Восточные страны с этой религией наиболее ревностно сопротивляются новым, особенно западным течениям.

12) Структурный элемент формы социального расслоения, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни.

13) Экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства.

14) Прием духовной практики, средство духовного совершенствования, широко распространенное в восточных странах.

Ключи:

) Антропоцентризм

) Менталитет

) Интроверт

) Рационализм

) Япония

) Европоцентризм

) Конфуций

) Дихотомия

) Традиция

) Ушу

) Ислам

) Каста

) Капитализм

) Медитация
Задание 5. Раскройте смысл понятий:

Региональный тип культуры
Региональный тип культуры - культура людей, находящихся на определенной территории; специфическая форма существования общества и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей.

Региональная культура определяется условиями существования людей и определяет формы их существования. Специфика географической среды: природно-климатические условия, наличие тех или иных полезных ископаемых, особенности ландшафта - все это становится предпосылками для развития определенного типа жизнедеятельности и способов хозяйствования на данной территории. Возникающие в процессе преобразования природы типы поселений и особенности хозяйственно-бытовой деятельности создают новую, не свойственную собственно ландшафту, но присущую именно миру культуры среду существования определенного человеческого сообщества.

Люди, живущие в регионе, осознают себя как некое единство, идентифицируют себя с конкретной территорией, ощущая себя связанными с нею не только производственными связями, но и ценностями. Возникает специфика мироощущения и миропонимания членов регионального сообщества, особенности картины мира, идентичности и самосознания личности и локального социума, социальной структуры, социального статуса личности.


Элементом, сущностно характеризующим региональную культуру, выступает наличие артефактов как продуктов творческо-преобразующей деятельности локального социума.

Для региональной культуры характерно формирование особых языковых форм (фонетических, лексических, синтаксических), позволяющих описывать реальность максимально точно, и зафиксированное в говорах.

Традиционализм.

Традиционализм - мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит выше разума. Также под этим понятием подразумеваются контрреволюционные консервативно-реакционные идеи, представляющие собой идеологически оформленную защитную реакцию на отклонение культуры и социума от некоей идеализированной социокультурной модели, представляющей собою общий устойчивый порядок. Понятия традиционализма и консерватизма крайне близки, однако консерватизм не отрицает эволюционное развитие общества.

Философской основой традиционализма - идея о том, что обозримая история человечества - более или менее пpогpессирующая дегpадация от уpовня, заданного пpи появлении человека или создании его некими высшими силами. Считается, что тогда на Земле царил мифический "золотой век", но в дальнейшем, в pезультате каких-либо событий, ситуация изменилась. Выходом из существующего катастpофического положения тpадиционалисты считают возрождение пpинципов организации жизни, завещанных традицией.

Идеи традиционализма отражены в учении Конфуция. В его теории большое значение имеет ритуал, следование которому во всем обязательно для всех людей. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все.

Синкретический подход в восприятии мира.

Синкретический подход означает отсутствие в мировоззрении человека разделения мира на природу и общество, на естественный мир и сверхъестественный. Его можно выразить в формулах «все в одном» или «все во всем». Данный подход особенно четко проявляется в восточном мировоззрении.

Здесь, в отличие от Запада, внутренняя свобода личности, индивидуальность не являются общепринятыми ценностями. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Отсюда следует, что он воспринимает себя частью природы, окружающего мира, абсолюта, а не чем-то отдельным.
Задание 6. Напишите эссе на тему, предложенную в афоризме Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком»

По моему мнению, в этом высказывании Гете говорит о том, что противоречия между Востоком и Западом могут быть решены путем формирования новых принципов в отношениях между цивилизациями. Эти принципы должны учитывать особенности менталитетов и мировоззрений восточных и западных государств. Разработать же их должны передовые ученые-гуманитарии, философы и мыслители.

Я считаю, что разработка таких принципов действительно является необходимостью. Казалось бы, сейчас большинство восточных стран стремится стать частью глобальной капиталистической экономики, но это не означает, что они становятся похожи на западные. Наоборот, во многих государствах Востока капиталистическая система не изменила традиционные основы социального строя, а просто органично вписалась в уже существующую систему товарно-денежных отношений. Поэтому восточные традиции и обычаи все еще имеют большое значение в диалоге культур.

Сейчас, когда гуманитарные науки находятся на высокой ступени развития, стало возможным использовать все знания и опыт взаимоотношений между Востоком и Западом для того, чтобы разработать систему наиболее эффективного взаимодействия между цивилизациями. Те самая «мудрая мысль» действительно будет мудрой, так как этот вопрос довольно хорошо изучен.

В случае, если в этом направлении не будет сдвигов, недоразумения как на дипломатическом, так и на бытовом уровне могут привести к конфликтам. Для современного мира ситуация крупного конфликта между цивилизациями Востока и Запада крайне нежелательна, так как обе стороны обладают достаточным потенциалом для того, чтобы уничтожить друг друга. Конечно, этот вариант самый худший, и к такому варианту развития событий различия в культурах сами по себе вряд ли приведут. Они скорее будут предлогом для начала противостояния, вызванного другими причинами.

Я считаю, что установление хороших отношений между Западом и Востоком, культурная интеграция приведут к положительным результатам, к культурному обогащению обеих цивилизаций.
Задание 7. Приведите примеры.

ценностей восточной и западной культуры
Одной из фундаментальных ценностей восточной культуры является традиция. Главное требование к новому на Востоке - соответствие чему-то уже известному и знакомому. Несоблюдение этого правила, как правило, ведет к неприятию. Да, новое может органично дополнять старое, но если затрагиваются основы, восточный человек переносит это с трудом. Правда, в большинстве случаев Восток проявляет свою гибкость и изменяется в нужном направлении с минимальными изменениями традиционного порядка вещей. Принимая во внимание неоднородность Востока, необходимо отметить, что выраженность и острота этих явлений варьируются в широких пределах в зависимости от страны.