Файл: Материалы для учителейedu movavi ru.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56
edu.movavi.ru ли. Съемка должна проходить крест-накрест, так, чтобы правая камера снимала говорящего слева, а левая – говорящего справа. Таким образом, вы сможете избежать появления ушей на весь кадр, у вас получится хорошо и красиво снять лица го- ворящих, запечатлеть их эмоции или реакцию на реплики друг друга. Но помните, что говорящие в кадре не должны смотреть прямо в камеру. Их лица все равно должны находиться в кадре полубоком, чтобы взгляд был направлен в определенную сторону экрана. Если вам сложно учесть столько нюансов сразу, остановитесь на варианте, когда камера снимает профиль говорящего. Менее кра- сиво, но более просто – подходит для первого опы- та съемки.
Четвертая камера может пригодиться для съемки перебивок. Они понадобятся при мон- таже. Без них, конечно, можно обойтись, но с ними гораздо проще склеивать видео, при ус- ловии, что нужно вырезать кусок диалога, или заминку говорящего в кадре. Сюда подойдут съемки крупных планов, например, рук или глаз говорящих.
Учителю
Самое важное, чтобы в видео говорящие смотрели друг на друга, как на общем плане, так и на сред- них. Если журналист смотрит на среднем плане в правую сторону кадра, то интервьюируемый дол- жен всегда смотреть в левую сторону. Это прави- ло съемки официально называется «Правило 180 градусов».
Если в школе нет много камер, то можно обой- тись, например, двумя. В таком случае сними- те на общий план встречу и начало диалога, а затем попросите участников также на общем плане завершить разговор и попрощаться. За- тем разместите камеры для съемки средних планов и снимите основной диалог. Затем по- просите спикеров пообщаться еще немного и доснимите крупные планы для перебивок. Та- ким образом, если интервью не будет слишком длинным, можно создать у зрителя ощущение динамики и съемки с нескольких камер. Конеч- но, если камера всего одна, придется сложнее,
Учителю
но при желании интервью может получить- ся и при такой съемке. Для этого проделайте тот же фокус с общими планами, а затем сни- майте ответы интервьюируемого. В это время журналист должен будет записывать все свои вопросы на бумагу, а затем, после завершения съемки интервью, он еще раз повторит их для вас на камеру. Помните, что в таком случае вам придется менять локации камеры, ведь в ре- зультате видео не должно отличаться от пре- дыдущих вариантов.
Теперь перейдем к монтажу. Откройте Movavi Ви- деоредактор в расширенном режиме. Помести- те файлы с исходными видео на монтажный стол.
Если вы все сняли правильно, то проблем с монта- жом не будет. Главное при склейке интервью – вер- ная последовательность кадров, чтобы создать у зрителя ощущение беседы и при этом не создать у него проблем с восприятием информации. Пом- ните, начинать и заканчивать интервью проще и удобнее всего с общих планов. В начале видео общий план удобен потому, что видна сразу вся локация. Зритель может охватить взглядом место съемки и понять, в каком углу находятся участни- ки беседы. Завершать же общим планом выгодно потому, что можно поставить хорошую логическую точку для действия, показывая, как участники ин- тервью прощаются, как они уже начинают припод- ниматься в креслах.
Далее необходимо чередовать между собой сред- ние планы, иногда вставляя между ними общий план, чтобы картинка не показалась зрителю одно- образной. Нарежьте видео так, чтобы в кадре оста- лись только вопросы журналиста и ответы интер- вьюируемого, избавьтесь от всего лишнего. Кроме того, учтите, что говорящий должен быть в кадре.
Если журналист задает вопрос, показывайте его на среднем или на общем плане. Аналогично и с ин- тервьюируемым. Если возникнет необходимость добавить перебивку, например, при склейке того места, где участник запнулся или ошибся, то нужно показывать глаза или руки именно того, кто гово- рит в кадре, иначе зритель запутается. Руки и глаза нужно снимать с той же точки, в которой был снят средний план, иначе будет непонятно, чьи именно сняты руки или почему вдруг глаза показаны не с нужного ракурса.
При монтаже важно помнить и о том, что интер- вью должно получиться логичным и интересным.


57
edu.movavi.ru
Оставляйте самые хорошие вопросы и самые удачные ответы, постарайтесь сделать покороче те ответы, где интервьюируемый ушел в сторону от темы или начал говорить по кругу одно и тоже.
Постарайтесь убрать те куски, где участники до- пускают речевые ошибки, произносят слова-па- разиты или слишком запинаются. В итоге на видео речь должна быть чистой и красивой. Конечно, не все можно исправить при монтаже, ведь по одно- му слову из фразы не вырежешь, но можно удалить совсем грубые ошибки. Хорошо, если в этот мо- мент рядом с монтажером сидит журналист и сле- дит за речью в кадре, потому что режиссеру монта- жа приходится следить за картинкой. Вдвоем будет проще монтировать. А еще лучше, если журналист заранее послушает все исходники и выпишет хро- нометраж для каждого: с каких слов и с какого вре- мени начинать реплику, а на какой части пора ее обрезать.
Несомненно, это гигантский труд для школь- ников, очень затратный по времени. В один урок сложно уложить и съемку, и монтаж видео.
Скорее всего для изучения этой темы понадо- бится несколько уроков. Их можно разбить на изучение теории, съемку видео и монтаж.
Учителю
Вопросы для проверки
1. Как подготовить площадку?
Помимо традиционной «восьмерки» или правила
«180 градусов» в кинематографе часто применя- ют «американскую восьмерку». Основные законы съемки остаются прежними, но при этом в кадре на средних планах видно не только говорящего, но и плечо собеседника. Это позволяет показывать ди- алог не только сбоку, но и, например, «упор в упор», когда герой диалога расположен почти посереди- не кадра и смотрит как бы «сквозь» собеседника прямо на камеру. Если собрать все основные точки размещения камеры, то получится как раз восемь возможных кадров при съемке диалога, откуда и пошло название «восьмерка».
Ссылки
Те, кто готов побольше узнать о съемке и монтаже видео, могут посмотреть ролик «Пять советов по созданию видео для новичков»: https://www.youtube.com/watch?v=kBJNlghULQA
Интересный факт
Основной уровень сложности
20. Репортаж. Журналист в кадре
Цель урока: научиться снимать и монтировать появление журналиста в кадре, изучить основ- ные правила работы журналиста в кадре.
Необходимые материалы: компьютер с уста- новленной программой Movavi Видеоредак- тор, техника для съемки, журналист.
Задачи урока:
съемка журналиста «стендап» для новостного ролика о школьном событии.
2. Сколько камер может понадобиться для съем- ки интервью?
3. Для чего нужны крупные планы?
4. Как правильно снимать героев на среднем плане?
5. Для чего нужны общие планы?


58
edu.movavi.ru
Введение
Съемка репортажей многим кажется скучной, осо- бенно если вместо него можно снимать веселые ролики. Интернет полон видео о лайфхаках, ро- ликов с рецептами приготовления замысловатых блюд или историями, снятыми на камеру. Причина в том, что правила съемки знают немногие, а уж снять настоящий репортаж можно только после изучения базовых принципов съемки. Впрочем, они не так уж сложны, и осилить их может каждый.
Если бы все видеоблогеры умели снимать свои ролики, применив немного знаний, то рейтинги возросли бы еще выше. Это не значит, что ролики стали бы более скучными. Просто они стали бы бо- лее понятными зрителю и вызывали бы больше до- верия. А уж если занимаешься в школьном кружке или студии, то без съемки репортажа не обойтись!
Особенно без одного важного элемента – появле- ния журналиста в кадре на месте событий. Как пра- вильно снимать журналиста в кадре что он должен там делать, вы узнаете на этом уроке.
Основной ход урока
Появление журналиста в кадре называют „Stand- up“, русские репортеры выбрали созвучный вари- ант – стендап. Название пошло от того, что журна- лист в кадре обычно стоит.
Определитесь с темой сюжета, в которой должен появиться журналист. Это может быть репортаж со школьного мероприятия или праздника, а мо- жет быть, сюжет, раскрывающий какую-то пробле- му. Для начала лучше подобрать что-то событий- ное. Это позволит придерживаться репортажной съемки, в которой журналист смотрится наиболее естественно, и более того, в которой он просто обязан появиться. Еще важно, чтобы на этом собы- тии было много действия, тогда журналисту будет проще придумать свое появление. Между съемкой школьной олимпиады и спортивного мероприятия сделайте выбор в пользу соревнований.
Прежде чем обдумывать свой стендап, выберите место его появления в сюжете. Это необходимо сделать заранее, еще до съемок, потому что во время съемок будет не до того. Журналист может появиться в начале сюжета, тогда его слова ста- нут первыми, ими он начнет свой репортаж. Может стендап быть и завершающим. Как правило, журна- лист в этом случае произносит какую-то сильную завершающую фразу, а дальше называет имена и фамилии съемочной группы и название передачи, в которой выйдет сюжет. Получается что-то вро- де: «Иван Иванов и Сергей Сергеев, специально для Новостей с полей». Третий вариант появления стендапа – это середина сюжета. В таком случае журналист как бы становится частью повествова- ния и рассказывает о каком-то факте в самой се- редине репортажа.
Правила съемки таких стендапов немного отлича- ются друга от друга. Первый план сюжета и послед- ний обычно дают общую информацию, а значит, должны быть сняты на фоне масштабного события или красивого места. Зато стендап в середине сю- жета может рассказывать о какой-то детали. Поэ- тому съемки можно проводить средним планом, а на заднем плане может вообще не происходить ничего интересного.
Теперь пора разобраться, для чего же появление журналиста в кадре так необходимо, чем он влия- ет на ход сюжета и что нового привносит. Если вы думаете, что появление журналиста – это что-то вроде: «Посмотрите, я стою на лужайке, а за моей спиной что-то происходит», – то вы ошибаетесь.
При таком стендапе и оператор не нужен. Можно просто включить камеру и поставить ее. Если че- ловек в кадре просто стоит, то не придется менять план вовсе. Такое появление журналиста в кадре не оправдано и считается ошибкой. Его называют
«стендап ради стендапа». К сожалению, на телеви- дении множество таких примеров.
Хороший стендап отличается от плохого тем, что он снят «не лениво». Сначала журналист что-то придумал, а потом оператор поработал. Так для чего же нужен журналист? Он необходим для того, чтобы придать репортажу больше доверия, рас- положить зрителя к себе. Посыл стендапов такой:
«Посмотрите, я не поленился, приехал на место события, все здесь осмотрел, со многими погово- рил, стал маленьким экспертом, составил мнение, собрал факты и о них вам сообщаю». То есть жур- налист должен доказать зрителю, что он действи- тельно побывал на событи, работал там и нашел что-то интересное для зрителя.
Именно поэтому перед съемкой, журналисту при- дется придумать, что он будет говорить и показы- вать зрителю в кадре, чтобы появиться в нем не напрасно. Очень хорошо получается прием, когда журналист впервые пробует что-то сделать на гла- зах у зрителя. Например, он пытается без подго- товки поднять штангу, одновременно комментируя,


59
edu.movavi.ru насколько это тяжело. Тогда зритель верит словам журналиста и результатам соревнований, о кото- рых журналист рассказывает в сюжете. Получает- ся, стендап может подтвердить слова журналиста.
Правда, такой вариант не всегда пригодится. На- пример, если это репортаж с выставки. Действия мало, ничего впервые попробовать нельзя. Тогда можно показать какой-то экспонат, взяв его в руки.
Хорошо, если выйдет не просто повертеть им в кадре, а раскрыть его и показать, что внутри. Или рассказать, что если присмотреться, то на экспо- нате можно увидеть что-то необычное.
Такую работу журналист ведет в паре с оператором.
После того, как журналист придумывал свой стен- дап, он рассказывает, каким бы хотел его видеть.
Оператор может предложить журналисту интерес- ное воплощение его идеи. Например, подскажет журналисту выйти из-за угла на крупном плане, а завершить движение и слова на общем. Зрителю будет понятно, что оператор снимал, стоя не ря- дом с журналистом, а с крыши соседнего здания.
Таким образом, в стендапе можно будет показать масштаб, рассказать о том, что «уже завтра на этой площади яблоку будет упасть негде, но несмотря на то, что она кажется большой, вмещает всего 500 человек».
После того, как вы придумаете стендап и договори- тесь с оператором, снимите видео. Во время мон- тажа журналисту лучше всего сидеть рядом с ре- жиссером монтажа, потому что есть вероятность, что оператор снимет видео не слишком удачно или что-то пойдет не так. Тогда, может быть, удастся исправить неудачные моменты во время монтажа.
Имейте в виду, что при съемке лучше сделать два- три удачных дубля. Это не считая тех, когда вы явно ошиблись или оператор не успел снять то, то нужно. Потому, что только на монтаже станет по- нятна полная картина, каким именно получается ваш репортаж, какую эмоцию он передает. Поэто- му будет лучше, если при монтаже у вас будет вы- бор из нескольких хороших дублей, и можно будет подобрать самый подходящий.
Этот урок достаточно простой, поэтому мож- но разрешить ученикам выполнить его полно- стью самостоятельно. Чтобы им не пришлось снимать весь сюжет целиком, сначала пред- ложите встроить стендап в уже готовый сюжет,
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Учителю
представив себя на месте журналиста. Если дети получат возможность снимать на насто- ящем мероприятии, пусть попробуют снять и весь сюжет.
Вопросы для проверки
1. Почему появление журналиста в кадре называ- ют «стендап»?
2. Назовите три варианта размещения стендапа в сюжете?
3. Для чего журналист должен появиться в кадре?
4. Зачем журналисту оператор?
5. Сколько хороших дублей может понадобиться при монтаже?
Журналистам приходится часто снимать стенда- пы. Если в новостях короткий сюжет, то он может обойтись и без появления журналиста в кадре, но в специальном репортаже журналист просто обязан снять себя. Множество съемок проходит на улице, а для журналистов больших телеканалов суще- ствует правило: можно появляться в кадре только без головного убора. Поэтому неважно, идет ли на улице дождь или крепкий мороз, репортер все рав- но обязан снять шапку перед съемкой. Поскольку с первого дубля что-то снять практически никог- да не получается, журналистам приходится забо- титься о своем здоровье, чтобы не болеть после каждой осенней или зимней съемки.
Ссылки
Ролик о том, как сделать видео в стиле новостей:
https://www.youtube.com/watch?v=f5pMgd1EBOY
Интересный факт

60
edu.movavi.ru
Основной уровень сложности
21. Интервью. Советы съемочной
группе
Цель урока: изучить основные правила для проведения интервью.
Необходимые материалы: компьютер с уста- новленной программой Movavi Видеоредак- тор, помещение для съемки интервью, техника для съемки, журналист и учитель.
Задачи урока:
снять интервью с учителем школы.
Введение
Умение брать интервью – один из самых важных на- выков журналиста. Он позволяет узнать необходи- мую информацию или настоящую историю. Чтобы этому научиться, мало знать простые приемы. Важ- но и много практиковаться, ведь только при разго- воре с разными людьми можно научиться правиль- но выстраивать диалог, находить подход к каждому человеку, расположить к себе собеседника, заста- вить его забыть о камере, довериться вам и расска- зать что-то, что до вас он не рассказывал никому.
Именно эксклюзивная информация важна в работе журналиста. Однако мало добыть историю, важно еще и снять ее, не упустить момент откровения, запечатлеть в кадре эмоции собеседников, чтобы передать их зрителю. Это возможно, только если съемочная группа работает слаженно и дружно.
Когда каждый знает, что и когда он должен делать, и может принимать решения без дополнительных команд. Когда техника правильно работает и каж- дый участник съемки уверен, что она не подведет в ответственный момент. Слагаемых успеха много, но по отдельности каждый из них прост и его под силу освоить не только профессионалу, но и учени- ку. На этом уроке вы попробуете снять интервью со взрослым человеком, у которого много историй о себе, о детях и о школе – учителем. Но перед съем- кой, разберите несколько важных моментов с по- мощью этого урока.
Основной ход урока
На одном из прошлых уроков вы научились снимать интервью. На этом уроке вы изучите следующий этап – умение брать интервью. Задача журнали- ста – заставить человека довериться, раскрыться и забыть о наличии камеры. Это сложный навык, который можно получить только с практикой. Од- нако есть советы, которые могут помочь на этапе обучения.
Во время подготовки к съемке осмотрите площадку вместе со съемочной группой. Выбор места для ин- тервью и декораций должен опираться не только на технические удобства, но и на комфорт тех людей, которым предстоит появиться в кадре. Например, обратите внимание на постановку света.
Сядьте по очереди в кресло журналиста и кресло интервьюируемого. Проверьте, не будет ли свет от ламп попадать в глаза. Если при разговоре свет бу- дет мешать, заставлять человека прикрывать глаза или щуриться, то кадры будут испорчены.
Проверьте, удобно ли расположены кресла или стулья, комфортна ли их конструкция. Кресла не должны быть слишком удобными или неудобными, нужно найти золотую середину. Если кресло будет неудобным, то интервьюируемый быстро устанет, будет думать о больной спине, будет ерзать, что- бы удобнее устроиться, что скажется на результате интервью. Если же кресло будет слишком удобным, он может принять слишком расслабленную позу, которая также повредит красивой картинке. Обра- тите внимание, что спинка стульев не должна от- кидываться, и они не должны крутиться, иначе от волнения ваш интервьюируемый будет постоянно двигаться в кадре, что странно смотрится на видео.
Важна также высота стульев и наличие столика посередине площадки, лучше непрозрачного. Эти факторы влияют на возможность удобно располо- жить ноги во время интервью. Если стулья будут