Файл: Тгп ответы 1 вопрос. Основные теории происхождения государства 1 теологическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТГП ОТВЕТЫ

1 вопрос. Основные теории происхождения государства

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф,

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин,

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – 
А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.
2 вопрос. Основные теории происхождения права

-теологическая теория – одна из самых древних. Полагается, что правовые нормы исходят от Бога. Понятие права связывалось со справедливостью, правосудием. Главным фактором, поддерживающим общественный порядок, было наказание. Фома Аквинский различал право и закон, определяя закон как установление разума, а право – как высшую справедливость. Теологическая теория нашла выражение в идеях неотомизма (Ж. Маритен). Согласно этому течению право представляет собой отражение божественного разума в общественном порядке.

-естественно-правовая теория утверждает, что право – результат соглашения людей. В обществе вместе с позитивным правом, созданным гос-вом, существует естественное право, свойственное человеку от природы. Под естественным правом понимаются равные ко всем законы природы, следовательно, гос-ные законы также должны быть одинаково справедливы ко всем. Сторонники: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо.

-историческая теория находится в оппозиции к естественно-правовой. Право по этой теории не явл изобретением людей, оно возникает естественно и постепенно и присуще только данному народу, законодатель лишь фиксирует сложившееся право в нормативно-правовых актах. Право не обладает универсальностью и не может быть перенесено в другое общество. Сторонники: Ф. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пуха.

-марксистская теория полагает, что право возникает одновременно с возникновением гос-тва и имеет одинаковые с гос-вом причины возникновения и развития: разделение труда, появление частной собственности, раскол общества на классы. Право стало инструментом гос-тва, классовым регулятором общественных отношений. Основной функцией права полагалось принуждение, подчинение воле господствующего класса. Сторонники: К. Маркс, Ф. Энгельс.

-психологическая теория считает, что источником формирования права являются внутренние переживания людей. У каждого народа существует интуитивное право, которое развивается постепенно и не зависит от воли извне. В создании права решающую роль играют правосознание и правовая культура народа. Сторонник: Л.И. Петражицкий, З.Фрейд.


3 вопрос. Основные пути возникновения государства

Появление государства - закономерный этап исторического развития общества, ознаменовавший переход от естественного к гражданскому обществу. В основе его происхождения лежит дифференциация - разделение труда из-за появления новых общественных потребностей. Появление дифференциации приводит к увеличению числа профессий и эволюции орудий труда, что в свою очередь связано с увеличением количества производимой продукции и появлению излишек, что приводит к появлению социального неравенства - появлению частной собственности, богатых и бедных, управляемых и управляющих.

Факторы, повлиявшие на появление государства: демографические, психологические, этнические, дифференциация духовной культуры, геополитические, социальные, развитие производства, дифференциация общества, войны, появление частной собственности.

Пути возникновения государства - это общие закономерности развития государства у различных народов. Различия в путях обусловлено тем, каким образом формировалась публичная власть у различных народов. ТГП выделяет три пути развития.

1. Восточный путь - наиболее древние государства появились на востоке. Государство было необходимо для объединения огромных масс населения для осуществления совместной деятельности. Люди жертвовали частью свободы в обмен на выживание. Кооперация живого труда способствовала росту общины, что привело к тому, что аппарат управления складывался из племенной знати и выполнял одновременно с функцией управления функцию распределения. Лица, обладавшие властью, обладали и социальными привилегиями, могли управлять государственной собственностью. Такая концентрация государственной собственности в руках определенной группы населения предполагает деспотический характер власти - в отсутствие интереса в работе у большей части населения только сильная власть могла принудить к работе. Деспотия предполагала абсолютную монархию, а также сохранение территориальной общины, которая была основным собственником земли и контролировала рабочие процессы на местах. Сохранение общины способствовало более медленному развитию такого общества.

основные черты восточного государства:

- господство государственной собственности, причем единственным собственником долгое время выступал монарх;


-как следствие – низкий уровень развития орудий производства;

- неспособность общества к модернизации;

-огромная роль государственного аппарата;

-социальная дифференциация, происходящая на основе политического неравенства, положения человека в системе власти. На Востоке власть давала и до сих пор дает и богатство, и влияние;

-высокий уровень коррупции и злоупотребления властью, поскольку она не подконтрольна ни собственникам, которых нет (собственник лишь один – государство), ни тем более большинству населения, вообще лишенного собственности на средства производства.

2. Западный путь - на территории Европы. Главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Это способствовало формированию определенного института, защищающего права и интересы богатых собственников. Одновременно с этим появилась необходимость в обмене товарами - появление городов-полисов.

Основные черты западного типа государства:

-государство возникло как государство частных собственников;

-в основе государства – господство частной собственности, а поэтому главная цель – ее защита;

- частная собственность обеспечила более высокий уровень орудий труда и технологий в целом.

3. Синтезный путь - связан как с появлением неравенства, так и с необходимостью в кооперации. Потребность в объединение была связана с угрозой извне. Внешняя угроза обуславливала сохранение в течение длительного времени органов прямой демократии (например, вече в Древней Руси). Основная военная роль передавалась князю, что способствовало появлению у них дополнительных богатств после походов.

Выделим основные черты синтезного пути:

- господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;

- активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).

В настоящее время типичным представителем такого государства остается лишь Россия.

4 вопрос. Основные пути формирования права

Формирование права происходило под влиянием различных факторов: географических, национальных, культурных, экономических, религиозных и т.п. Соотношение этих факторов было разным в разных государствах, что обусловило некоторые особенности образования права в странах Запада и Востока.


На Востоке, где были сильны традиции, право органично вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было одновременно нарушением нормы морали и религии. Право здесь рассматривалось как мера должного поведения, т.е. как обязанность, но не возможность, хотя, подчеркнем, влияние норм морали и религии в разных странах Востока не было одинаковым.

Западное право является в значительной мере результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в правовых нормах ценность индивидуального начала, отдельно взятой личности, ее уникальность и неповторимость. В нем используется факт библейской истории, что человек был создан по образу и подобию Божьему.

В процессе возникновения права можно выделить три способа формированию права:

1)Санкционирование обычаев;

2)Юридическая практика;

3)Прямое нормотворчество государства;

Санкционирование обычаев - Государство санкционирует, то есть разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти.

В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай - исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения, подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

Юридическая практика - При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости, на эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов, так формируется юридическая практика, в результате этого способа формирования права складывается такой источник права как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право.

Правовой прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел, этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.

Прямое нормотворчество государства- для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения.