Файл: Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

4. Структура психических явлений. Психические процессы, психические состояния, психические свойства. Антропологический принцип в науках о человеке. Структура психических явлений

Психоанализ как учение о бессознательной психике.

Структура личности по З. Фрейду

Фрейд выделил окольные пути бессознательного:

Личность и ее трактовка в различных психологических теориях.

Ключевые свойства личности

Способности

Темперамент

Характер

Воля

Эмоции

Мотивация

Разница между деятельностью и поведением

Определение

Сравнение

Функции мотива

Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации и сновидения.

Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности.

Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Признаки волевого поведения

Функции воли

Структура волевого акта.

Волевые качества личности: первичные, вторичные, третичные

Социально-ролевое общение



Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

27. Функции воображении. Мечты, грёзы, фантазия, сновидения. Основные этапы создания образов. Формы синтезирующей деятельности:
агглютинация, уменьшение/увеличение объекта, схематизация, акцентирование. Воображение и творчество в мыслительной и художественной деятельности.


Воображение несет следующие функции (по определению Р. С. Немова):

представление действительности в образах;

регулирование эмоциональных состояний;

-произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека:

формирование внутреннего плана действий;

планирование и программирование деятельности;

управление психофизиологическим состоянием организма.

Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации и сновидения.


Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительноетыо. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Процесс создания образов воображения проходит два основных этапа: аналитический и синтетический.

На первом (аналитическом) этапе происходит расчленение имеющихся у человека представлений на составляющие. Осуществляется абстрагирование как самого объекта, то есть отделение его от других объектов, так и абстрагирование его составных частей.

На втором (синтетическом) этапе происходит соединение и всевозможное комбинирования абстрагированных на первом этапе элементов представлений. Имеют место преобразования двух типов. Во-первых, образуются новые сочетания и соединения абстрагированных элементов представлений. Во-вторых, новым образам может придаваться совершенно новый смысл.

Агглютинация представляет собой создание новых образов путем соединения различных частей, качеств и свойств реальных объектов, несовместимых в повседневной жизни, или же включения привычного объекта в несвойственный ему ситуационный контекст. 

Гиперболизация  заключается в увеличении или уменьшении предмета, а также его отдельных частей (великан - огромный как гора и мальчик с пальчик).


Типизация позволяет выделить существенное, постоянное в однородных образах и воплощать выделенное в конкретном образе ( широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи).

Схематизация способствует слиянию отдельных предметов, при котором различия сглаживаются, а черты сходства проступают особенно отчетливо (создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).

Заострение ( акцентирование) – способ подчеркивания черт, имеющих для конкретного образа существенное значение (При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры).

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов и представлений и организованная система понятий. В основе воображения лежит возможность выбора образа.В основе мышления — возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в "двух этажах", так как системы образов и понятий тесно связаны — например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие. Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:


а) если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;

б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение пря отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного решения проблемы.

Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно (рис. 2).



Рис. 2.Решение мыслительных и творческих задач

Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Так, например, в математике, в начале доказательства различных теорем приходится встречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: "допустим, что...", "представим себе, что...". Именно они указывают на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако после того, как некоторые закономерности уже подмечены, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на этом этапе исследования может привести к ошибкам.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:

подготовка (зарождение идеи);

созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

проверка.

Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

Если ученый имеет дело главным образом с понятиями, то важнейшей особенностью воображения художника или писателя является его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающие в голове писателя, оказываются пропущенными сквозь своего рода "обогащающее устройство", которым служит эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы писатель, художник и музыкант заставляют читателей, зрителей и слушателей сопереживать, страдать и радоваться.


В отличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиями безусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума.

Творчество связано со всеми свойствами личности и проявляется во всех его конкретных видах: научном, изобразительном, литературном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности (в том числе в сфере политики, экономики, в быту) творческое воображение определяется не столько по тому, что может измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.

28. Понятие о мышлении. Признаки мышления: обобщенное отражение действительности, опосредованное познание объективной реальности, решение задачи. Мышление и речь. Внутренняя речь. Логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Мышление - познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Признаки мышления.

1.                мышление – как процесс, который разворачивается. Во времени и имеет свою динамику.

2.                мышление – как деятельность субъекта, взаимодействие с объективным миром. Деятельность практическая и теоретическая. Практическая деятельность – источник теоретической деятельности. Все мыслительные операции (анализ, синтез и т.д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Когда практические действия переходят во внутренний план, сжимаются и обобщаются, имеет место процесс интериоризации. Мышление как деятельность предполагает наличие мотивов, целей субъекта, его рефлексии, а также наличие умственных действий и операций. Брушлинский считает, что надо разводить понятие процесс и деятельность (2 уровня). Процесс – непрерывный анализ, синтез, обобщение обстоятельств жизни. Процесс обеспечивает объективный контакт субъекта с объектом, мало осознанный. Деятельность - система прерывных мыслительных операций и она осуществляется осознанно.

3.                мышление – как процесс обобщенного  отражения действительности, т.е. отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях.