Файл: Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

4. Структура психических явлений. Психические процессы, психические состояния, психические свойства. Антропологический принцип в науках о человеке. Структура психических явлений

Психоанализ как учение о бессознательной психике.

Структура личности по З. Фрейду

Фрейд выделил окольные пути бессознательного:

Личность и ее трактовка в различных психологических теориях.

Ключевые свойства личности

Способности

Темперамент

Характер

Воля

Эмоции

Мотивация

Разница между деятельностью и поведением

Определение

Сравнение

Функции мотива

Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации и сновидения.

Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности.

Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Признаки волевого поведения

Функции воли

Структура волевого акта.

Волевые качества личности: первичные, вторичные, третичные

Социально-ролевое общение



Pприродные (естественные способности) — биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

Pк специфическим способностям относятся:

— общие/специальные;

— теоретические/практические;

— учебные/творческие;

— способности к общению/предметно - деятельностные.

Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности и общения (умственные способности, память, речь, тонкость движений рук и т.д.). Специальные способности определяют успехи в отдельных видах деятельности (математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Общие способности, обеспечивающие легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах; деятельности, называют одаренностью. Одаренных людей отличают внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, интеллект, превышающий средний уровень.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Практические способности лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

Учебные способности влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности. Творческие способности связаны с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Профессиональные способности менеджера. Управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

В Великобритании предъявляются следующие квалификационные требования к личности менеджера:

Pпонимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных особенностей и стилей работы, овладение способами увеличения эффективности управления;


Pспособность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

Pораторские способности и умение выражать свои мысли;

Pвладение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений

Pспособность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;

Pспособность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;

Pумение оценивать и повышать не только знания, но и практические навыки.

В системе управления США (исследование, проведенное Институтом Гэллапа) выделяют пять основных требований, гарантирующих успех в работе менеджера:

Pздравый смысл;

Pзнание дела;

Pуверенность в своих силах;

Pповышение общего уровня развития;

Pспособность доводить начатое дело до конца.

В этой связи выделяют ограничения, которые мешают реализации возможностей менеджера (концепция ограничений). Определив области, в которых менеджер не компетентен, можно сосредоточить внимание на развитии и совершенствовании соответствующих способностей.

В обобщенном виде требования, предъявляемые к личности менеджера, можно представить в следующем виде:

Pумение управлять собой;

Pчеткие и ясные личные цели;

Pдинамичное личное развитие;

Pспособность принимать решения;

Pтворчество в работе;

Pспособность влиять на людей;

Pпонимание специфики управленческого труда;

Pвысокие организаторские способности;

Pспособность обучать;

Pспособность формировать и развивать коллектив.

Таким образом, знание основ психологии помогает перенести интегральный психологический опыт людей на поведение отдельного человека, позволяет успешно решать вопросы в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в менеджменте.

36. Способности и задатки. Виды способностей. Одаренность, талант, гениальность. Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

 Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

 1. индивидуально-психологические особенности;

 2. определяющие успешность выполнения деятельности;

 3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.


 Маничев С.А.:

 1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;

 2. Темп обучения каким-либо ЗУН;

 3. Наличие границ способности;

 4. Нестандартность результатов;

 5. Мера общественного признания;

 6. Помехоустойчивость;

 7. Уровень обобщенности, перенос.

 Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.

 Эмпирические признаки способностей:

 1. Уровень продуктивной деятельности;

 2. Скорость научения;

 3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);

 4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);

 5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.

 Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

 Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.

 Условия развития способностей:

 1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;

 2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

 3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:

 - простая деятельность - снижение интересов;

 - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.

 Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).

 Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.

 Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.

 Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

 Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).


 Талант - это способность к достижению высшего порядка.

 Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:

 - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;

 - осознание способности;

 - включенность способности в характер.

 Показатели одаренности:

 - темп и легкость усвоения материала;

 - широта переноса;

 - время проявления;

 - соотношение результатов с условиями.

 Факторы, влияющие на развитие способностей:

 - исходная предпосылка - врожденные задатки;

 - время выявления;

 - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;

 - всестороннее развитие интересов и способностей;

 - соперничество и сотрудничество.
37. Общение как социально-психологическое явление. Социально-ролевое общение. Понятие «социальная роль». Общение – комплексная деятельность, имеющая своим предметом другого человека и включающая перцепцию (восприятие), коммуникацию (обмен информацией) и взаимодействие (интеракцию). (Сосновский)

Общение – взаимодействие двух или более людей,состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Социально-ролевое общение


Одним из ключевых в психологии человеческого общения является представление о личности. Человек — не хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от ситуации, и не попугай, в разных ситуациях повторяющий одни и те же заученные слова.

Однако возможности конкретного индивида ограничены действиями других людей — и тех, с которыми он вступает в определенные отношения, и других, их предшественников, чей опыт, привычки и предрассудки усвоило нынешнее поколение. Личность живет и действует в определенной структуре, ее поведение обусловлено культурой (социальным опытом) определенного конкретно-исторического сообщества. Важными аналитическими единицами, позволяющими моделировать жизнедеятельность человека, являются социальная роль и его собственное «Я».

Социальная роль — это выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное социальное положение.

38. Группа и коллектив. Понятие группы, её структуры и условия формирования. Конфликт в группе. Лидерство в группе.

Группа - это такая совокупность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности, общих целей. Группы различаются по степени организованности. Которой соответствует и разный тип структуры. По этому критерию принято подразделять группы на формальные и неформальные. Первые имеют четкую структуру, упорядоченную иерархию отношений и позиций. Формальные группы обычно имеют свое название (школа, институт, фирма и т.д.), штат должностных лиц, правила приема и увольнения сотрудников. Они создаются для выполнения специальных целей, решения определенного круга задач.

Неформальные группы, представляют собой разновидность малых групп, нередко и возникают, и распадаются стихийно. Как видно из самого их названия неформальным группам присущи дружеские, доверительные отношения. Решающая роль в их создании принадлежит общности интересов и взглядов людей.