Файл: Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психоанализ как учение о бессознательной психике.
Структура личности по З. Фрейду
Фрейд выделил окольные пути бессознательного:
Личность и ее трактовка в различных психологических теориях.
Разница между деятельностью и поведением
Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации и сновидения.
Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности.
Pприродные (естественные способности) — биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
Pк специфическим способностям относятся:
— общие/специальные;
— теоретические/практические;
— учебные/творческие;
— способности к общению/предметно - деятельностные.
Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности и общения (умственные способности, память, речь, тонкость движений рук и т.д.). Специальные способности определяют успехи в отдельных видах деятельности (математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Общие способности, обеспечивающие легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах; деятельности, называют одаренностью. Одаренных людей отличают внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, интеллект, превышающий средний уровень.
Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Практические способности лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.
Учебные способности влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности. Творческие способности связаны с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
Профессиональные способности менеджера. Управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.
В Великобритании предъявляются следующие квалификационные требования к личности менеджера:
Pпонимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных особенностей и стилей работы, овладение способами увеличения эффективности управления;
Pспособность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;
Pораторские способности и умение выражать свои мысли;
Pвладение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений
Pспособность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;
Pспособность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;
Pумение оценивать и повышать не только знания, но и практические навыки.
В системе управления США (исследование, проведенное Институтом Гэллапа) выделяют пять основных требований, гарантирующих успех в работе менеджера:
Pздравый смысл;
Pзнание дела;
Pуверенность в своих силах;
Pповышение общего уровня развития;
Pспособность доводить начатое дело до конца.
В этой связи выделяют ограничения, которые мешают реализации возможностей менеджера (концепция ограничений). Определив области, в которых менеджер не компетентен, можно сосредоточить внимание на развитии и совершенствовании соответствующих способностей.
В обобщенном виде требования, предъявляемые к личности менеджера, можно представить в следующем виде:
Pумение управлять собой;
P- четкие и ясные личные цели;
Pдинамичное личное развитие;
Pспособность принимать решения;
Pтворчество в работе;
Pспособность влиять на людей;
Pпонимание специфики управленческого труда;
Pвысокие организаторские способности;
Pспособность обучать;
Pспособность формировать и развивать коллектив.
Таким образом, знание основ психологии помогает перенести интегральный психологический опыт людей на поведение отдельного человека, позволяет успешно решать вопросы в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в менеджменте.
36. Способности и задатки. Виды способностей. Одаренность, талант, гениальность. Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:
1. индивидуально-психологические особенности;
2. определяющие успешность выполнения деятельности;
3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Маничев С.А.:
1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;
2. Темп обучения каким-либо ЗУН;
3. Наличие границ способности;
4. Нестандартность результатов;
5. Мера общественного признания;
6. Помехоустойчивость;
7. Уровень обобщенности, перенос.
Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
Эмпирические признаки способностей:
1. Уровень продуктивной деятельности;
2. Скорость научения;
3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);
4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);
5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.
Условия развития способностей:
1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);
3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).
Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.
Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.
Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).
Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).
Талант - это способность к достижению высшего порядка.
Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:
- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;
- осознание способности;
- включенность способности в характер.
Показатели одаренности:
- темп и легкость усвоения материала;
- широта переноса;
- время проявления;
- соотношение результатов с условиями.
Факторы, влияющие на развитие способностей:
- исходная предпосылка - врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
- всестороннее развитие интересов и способностей;
- соперничество и сотрудничество.
37. Общение как социально-психологическое явление. Социально-ролевое общение. Понятие «социальная роль». Общение – комплексная деятельность, имеющая своим предметом другого человека и включающая перцепцию (восприятие), коммуникацию (обмен информацией) и взаимодействие (интеракцию). (Сосновский)
Общение – взаимодействие двух или более людей,состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Социально-ролевое общение
Одним из ключевых в психологии человеческого общения является представление о личности. Человек — не хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от ситуации, и не попугай, в разных ситуациях повторяющий одни и те же заученные слова.
Однако возможности конкретного индивида ограничены действиями других людей — и тех, с которыми он вступает в определенные отношения, и других, их предшественников, чей опыт, привычки и предрассудки усвоило нынешнее поколение. Личность живет и действует в определенной структуре, ее поведение обусловлено культурой (социальным опытом) определенного конкретно-исторического сообщества. Важными аналитическими единицами, позволяющими моделировать жизнедеятельность человека, являются социальная роль и его собственное «Я».
Социальная роль — это выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное социальное положение.
38. Группа и коллектив. Понятие группы, её структуры и условия формирования. Конфликт в группе. Лидерство в группе.
Группа - это такая совокупность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности, общих целей. Группы различаются по степени организованности. Которой соответствует и разный тип структуры. По этому критерию принято подразделять группы на формальные и неформальные. Первые имеют четкую структуру, упорядоченную иерархию отношений и позиций. Формальные группы обычно имеют свое название (школа, институт, фирма и т.д.), штат должностных лиц, правила приема и увольнения сотрудников. Они создаются для выполнения специальных целей, решения определенного круга задач.
Неформальные группы, представляют собой разновидность малых групп, нередко и возникают, и распадаются стихийно. Как видно из самого их названия неформальным группам присущи дружеские, доверительные отношения. Решающая роль в их создании принадлежит общности интересов и взглядов людей.