Файл: 1. Сравнительная характеристика трактовок сущности финансов как экономической категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К подобным ресурсам можно отнести четыре категории. Далее мы подробнее рассмотрим каждую из них.

  1. Денежные средства, которые предназначены для того, чтобы покрывать текущие расходы. К таким расходам принято относить затраты на покупку и запас продуктов питания или непродовольственных товаров, которые используются короткий период времени, например, обувь или специальная одежда. Еще одним направлением трат выступает оплата за периодически потребляемые услуги.

  2. Денежные средства, которые предназначены для того, чтобы покрывать капитальные расходы. К таким расходам относятся, например, затраты на покупку непродовольственных товаров, которые будут использоваться домашним хозяйством длительное время, это различные предметы мебели, покупка жилья или транспортных средств. Кроме этого, к капитальным расходам относится оплата услуг, которые нет необходимости приобретать слишком часто.

  3. Денежные средства, которые идут в фонд сбережений.

  4. Денежные средства, которые домашнее хозяйство направляет или вкладывает в любой вид имущества, движимое или недвижимое.

Вне зависимости от того, какие инструменты использует домашнее хозяйство, оно также вправе принимать финансовые решения, на которые влияют различные факторы.
31. Инструменты финансового рынка для организаций реального сектора, их характеристика.

Реальный сектор экономики представляет собой совокупность тех отраслей, деятельность которых связана с производством товаров, инфраструктурой и сферой предоставления услуг.

Характеристика финансовых инструментов реального сектора:

Акции являются особой ценной бумагой, которая удовлетворяет участие ее собственника в формировании уставного капитала любого акционерного общества. Такая ценная бумага позволяет владельцу, в соответствии с законодательством, получать определенную долю прибыли (она оговаривается и фиксируется в определенном, установленном порядке) от той компании, акция которой была приобретена. А выплата предоставляется в форме дивиденда для всех держателей акций.

Облигации являются ценными бумагами, которые свидетельствуют о внесении владельцем денежных средств в организацию определенной отрасли. Кроме этого, облигации подтверждают то, что эмитент становится обязан возместить номинальную стоимость ценной бумаги владельцу в определенный срок и с начислением оговоренного фиксированного процента за покупку ценной бумаги на некоторый период времени.


Форвард или форвардные контракты. Это срочное соглашение, которое, в большинстве случаев, можно заключить за рамками самого рынка.

Заключение форвардного договора преследует определенную цель – благодаря нему в дальнейшем времени можно реализовать базовый актив по сумме той стоимости, которая была оговорена при заключении договора, то есть заранее.

Опцион является контрактом, при заключении которого сторона, которая соглашается получает не обязательство, а право на то, чтобы совершить покупку и продажу какого-либо вида активов, согласно тем договорённостям, где зафиксирована расценка и стоимость в конкретных временных рамках.

Фьючерс. Это фьючерсный договор, который представляет собой соглашение, посредством которого можно приобрести или же, наоборот, продать реальные активы, имеющиеся у стороны.
32. Роль финансовой политики в государственном финансовом регулировании.

Понятие финансовой политики можно трактовать как ряд бюджетных, налоговых и других инструментов в области финансов государства, которые, согласно законодательству, должны быть использованы для выполнения стратегических целей и задач экономики государства.

Финансовая политика способна непосредственно влиять на политику государства и на экономическое развитие Российской Федерации и иной страны. Так, в качестве основных способов воздействия финансовой политики на финансовое регулирование государством выделяют:

1. Борьба с большими показателями инфляции, направленная на их снижение и улучшение экономического состояния государства. Снижение инфляции приводит к улучшению экономических показателей в области промышленного производства, что способствует повышению уровня жизни населения.

2. Контроль за исполнением государственного бюджета, в частности, за его расходными статьями. Денежные средства страны направлены на осуществление социально-политических целей и задач, в том числе, обеспечение обороноспособности государства, осуществление мероприятий по защите граждан Российской Федерации, направление средств на финансирование научно-технической области развития и так далее. Государственные расходы должны направляться на конкретные области развития, поскольку это влияет на эффективность экономического развития государства в целом.

3. Контроль за дефицитом государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета – это ситуация, когда расходы их бюджета значительно превышают доходы. Причины возникновения такой экономической ситуации могут быть различны, но в любом его проявлении дефицит оказывает негативное влияние на экономическое развитие. В случае, если государство сталкивается с подобным явлением, необходимо срочно восполнять пробелы в бюджете государства. Существует два пути решения данной проблемы:



Уменьшение расходов из государственного бюджета.

Увеличение денежных поступлений в государственный бюджет (например, посредством увеличения налогов).

4. Создание специального финансового механизма, который заключается в использовании совокупности различных действий, форм и типов складывания и развития финансовых отношений. Подобный механизм подразделяется на два типа:

Директивный – непосредственное влияние на экономическое развитие государства.

Регулирующий – опосредованное (или косвенное) влияние на экономическое развитие государства.
33. Цели, задачи и виды государственного финансового регулирования.

В качестве объектов при управлении финансами выступают различные виды денежных отношений, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими в свою очередь на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных и муниципальных финансах выступают органы власти и их финансовые подразделения (финансовые управления, бюджетные комитеты, департаменты по бюджетному контролю и пр.), а в финансах хозяйствующих субъектов – специально создаваемые для этого службы и отделы или финансовые менеджеры, заместители директора по финансам. Субъектами управления в финансах домохозяйств являются сами домохозяйства. Взаимоотношения государства в области финансов с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения и т.п.

Известные методы государственного регулирования финансов можно подразделить на косвенные и методы прямого (административного) воздействия.

К косвенным методам государственного регулирования финансов относятся:

  • формирование и поддержание конкурентной среды в экономике, ограничение монополизации рынка;

  • государственное регулирование цен естественных монополий;

  • защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечение стабильных расчетно-платежных отношений;

  • проведение эффективной таможенной политики;

  • содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;

  • содействие развитию рынка капитала.

Наряду с перечисленными методами государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность субъектов, в частности:


  • лицензирование предпринимательской деятельности;

  • установление квот на производство некоторых товаров;

  • установление предельных цен на некоторые товары и услуги;

  • финансовое дотирование и субсидирование производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;

  • установление государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;

  • проведение системы мер социальных гарантий и финансовой защиты малообеспеченных слоев населения;

  • установление льгот по налогам и различным платежам в бюджетные и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;

  • применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины и т.д.

Применяя те или иные методы, государство преследует следующие цели в управлении финансами:

  1. обеспечение относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц;

  2. обеспечение бездефицитного государственного бюджета;

  3. обеспечение устойчивости национальной валюты и др.

В качестве методов управления и регулирования финансами выступают: анализ, планирование, бюджетирование, контроль, организация, использование информационного обеспечения.

Так, планирование включает в себя различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений.

Контроль исполнения планов предполагает установление расхождений между планом и фактом, а также и установление причин этих расхождений. Результаты контроля и анализа дают информацию для корректировки процесса планирования.

Задача организации состоит в обеспечении достижения цели посредством использования специальных организационных Моделей. Организация занимается структурированием информационных связей.

Информационное обеспечение,включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией.
34. Особенности финансового регулирования социальных процессов.

Уровень и качество жизни людей, а также политическая и со­циальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслу­живанием, возможностью получения достойной заработной пла­ты и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособ­ности. В отчете Всемирного банка о мировом развитии2 среди пяти основных задач современного государства названа задача финансирования базовых социальных услуг и инфраструктуры, а также обеспечение социальной безопасности.


В статье 7 Конституции РФ определено, что российское госу­дарство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека. Все современные учебники по экономи­ческой теории определяют, что повышение благосостояния насе­ления — главная цель экономической политики государства, в том числе финансовой. Для реализации основных жизненно важ­ных социальных гарантий (таких как право на труд и защита от безработицы; право на государственную защиту материнства, от­цовства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище, на охра­ну здоровья и медицинскую помощь; на образование) предусмот­рены специальные финансовые механизмы. Социальная ста­бильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государствен­ное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдель­ных социальных групп.

Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:

1) финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, ком­пенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

2) финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;

3) государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потре­бительских товаров и услуг первой необходимости;

4) налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);

5) бюджетное финансирование учреждений социальной сфе­ры (образование, здравоохранение, культура, социальное обслу­живание), а также государственная поддержка других некоммер­ческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;

6) финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятель­ности, финансирование общественных работ;

7) государственное финансовое регулирование рынка жилья;

8) содействие развитию финансового рынка, участники кото­рого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров на­коплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.