Файл: Теоретические основы исследования социальной рекламы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Субъектами социальной рекламы наиболее часто выступают государственные институты (государственные органы, органы местного самоуправления; должностные лица);

  2. Предметом социальной рекламы выступают общественно значимые идеи, идеалы, проблемы;

  3. Целью социальной рекламы является формирование правильного общественного поведения индивидов обществе10.

В научной литературе существуют мнения о том, что социальная реклама не является рекламой как таковой и требуется выделение правового регулирования социальной рекламы в отдельный федеральный закон, подробно регламентирующий и раскрывающий ее сущность, свойства и способный осуществить задачи современного общества в сфере информирования. Но законодательной поддержки до настоящего времени такая точка зрения не нашла. Это объясняется тем, что принятие отдельного законодательного акта, регулирующего социальную рекламу, усложнит урегулирование данного социального института и направит его развитие в отдельное специфическое русло11.

Таким образом, в литературе присутствуют три подхода к определению сущности социальной рекламы:

  1. Под социальной рекламой понимается информация определенного характера, способствующая решению и профилактике социальных проблем (данная позиция наиболее распространена).

  2. Социальная реклама трактуется как социальное явление, оказывающее влияние на ценностные ориентации, мировоззрение, поведенческую модель целевой аудитории (такой подход встречается не так часто)

  3. Социальная реклама — это социальный институт; нормативно оформляющаяся и внутренне структурирующаяся совокупность рекламодателей, производителей и распространителей рекламы, потребителей и общественных отношений между ними, направленная на профилактику и решение социальных проблем и наделенная определенными материальными ресурсами.

Социальная реклама, в первую очередь, выполняет посредническую роль в коммуникации государства с гражданским обществом с целью получить от него поддержку в реализации актуальных идеологических целей и социально-экономических программ.

Миссией социальной рекламы является привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям и, соответственно, изменение поведенческой модели общества. Цель социальной рекламы – в краткой, ясной форме представить какую-либо социальную проблему, ценностную установку, модель поведения, воспринимаемого как положительное, с использованием различных технических, организационных и дизайнерских средств
12. Соответственно, задачи социальной рекламы:

  • Популяризация социальной проблемы, информирование о ней;

  • Представление общественности различных точек зрения по данной проблеме, информирование о возможных последствиях;

  • Создание положительного общественного мнения относительно данных вопросов, общественных проблем;

  • Стимулирование к участию в решении проблем;

  • Способствование изменения моделей поведения людей в положительную сторону13.

Субъектом социальной рекламы могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, некоммерческие организации, социально ориентированные бизнес-структуры. Объект социальной рекламы – те социальные проблемы, к которым необходимо привлечь внимание общественности, а также пропагандируемые ценности и социально одобряемые модели поведения, например, занятия спортом, соблюдение законов, уважение к старшим.

На территории России инициаторами социальной рекламы выступают, как правило, государственные институты. Наиболее активными из них являются ФНС, МВД и ГИБДД, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и экологии, Пенсионный фонд России и другие. На региональном и муниципальном уровне активно участвуют в социальной рекламной кампании коммерческие предприятия, общественные организации, а также благотворительные фонды.

Среди функций социальной рекламы может быть упомянута:

  • Идеологическая: привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни, а также продвижение неких идей, ценностей, направленных на изменение поведенческой модели человека в сторону положительной и одобряемой обществом; формирование общественного мнения.

  • Воспитательная: создание определенной модели поведения; проявление социальной ответственности; формирование новых типов общественных отношений.

  • Образовательная: повышение уровня грамотности населения путем информировании о той или иной социальной проблеме, ознакомления со статистическими данными, а также последствиями, к которым может привести необдуманное поведение.

  • Информационная: информирование населения о социальной проблеме, социальном проекте, общественном движении с целью привлечения населения к участию в данном мероприятии.

  • Коммуникативная: формирование взаимопонимания между государством и гражданским обществом; формирование позитивного имиджа государственных структур.

  • Агитационная: использование лозунгов, призывов к действию.

  • Объединяющая: консолидация граждан, социальных групп вокруг какой-либо проблемы, укрепление социально значимых институтов гражданского общества14.


Тенденции развития социальной рекламы связаны с актуальными целями государственной политики. Социальная реклама используется государством для следующих целей:

  • Информирование общества о государственных и социальных программах и услугах;

  • Побуждение населения нести гражданскую ответственность за свою жизнь и поведение, за жизнь и здоровье детей, призывы вести здоровый образ жизни, заботиться об окружающей среде;

  • Формирование положительного имиджа государственных и социальных органов;

  • Консолидация общества в реализации актуальных социально-экономических программ;

  • Установление коммуникации и каналов обратной связи между органами власти и населением.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная реклама — это вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума.
1.2. Классификация социальной рекламы

Современную социальную рекламу можно классифицировать по следующим основаниям15 (рисунок 1).














Рис. 1. Классификация социальной рекламы
Существуют три категории социальной рекламы. Первая — политические кампании, вторая — социальная реклама, созданная по заказу различного рода неправительственных и некоммерческих структур типа «Гринпис» и ЮНЕСКО. И, наконец, третья категория — это социальная реклама, заказчиком которой является непосредственно государство. Опыт многих зарубежных стран говорит о том, что такая реклама является важнейшим инструментом государственной информационной политики» 16.

Необходимо выделить также классификацию социальной рекламы по типу заказчика. По типу заказчика социальная реклама делится на следующие виды, представленные на рисунке 2.




Рисунок 2 - Классификация социальной рекламы по типу заказчика
Важной представляется также еще одна классификация – это классификация социальной рекламы по характеру воздействия.

Данная классификация представлена на рисунке 3.




Рисунок 3 - Классификация по характеру воздействия

Наиболее распространенными проблемами, которые находят свое отражение в социальной рекламе, являются такие проблемы современного общества, как здравоохранение, коррупция, экология, утрата обществом ценностей и множество других.

Темы социальной рекламы затрагивают как сферы деятельности государства и его органов, так и межличностные отношения граждан


Глава 2. Роль социальной рекламы в деятельности НКО

2.1. Инфраструктура развития социальной рекламы в РФ
В настоящее время существует множество социальных проблем, различных уязвимых групп населения, которым нужна помощь. Бесспорно, с помощью качественной социальной рекламы НКО проще развивать свои проекты, а также привлекать доноров, волонтёров для реализации различных социальных проектов. В России на данный момент уже существует целый ряд организаций, занимающихся развитием сферы социальной рекламы.

Социально-экономические изменения, происходящие в России, приводят не только к увеличению, но и обострению проблем в обществе. Российское общество остро нуждается в социальном оздоровлении. Отличным методом профилактики и устранения проблем является социальная реклама. Но на практике не оценивают ее значимость как эффективной формы воздействия на сознание общества. В России в отличие от западных стран социальная реклама распространяется исключительно в интересах государства и носит политический характер. За рубежом созданием и размещением социальной рекламы занимаются специализированные агентства, которые самостоятельно без помощи государственных органов власти доводят до общества профилактическую информацию о социальных проблемах.

Некоммерческим организациям (НКО) важно постоянно знакомить общество со спецификой своей деятельности. Социальная реклама способствует сбору средств для программ общественных компаний, привлекает волонтеров. Обычно некоммерческие структуры ищут финансовой и информационной поддержки со стороны государства для размещения своей рекламы или обращаются в коммерческие компании. В любом случае это взаимовыгодные отношения и каждая сторона получает материальную или нематериальную прибыль.

Главная цель некоммерческих организаций – это привлечь к себе внимание, к актуальным социальным проблемам. Темы социальной рекламы, которую применяют НКО, следующие: Реклама ценностей – это чистая социальная реклама, которая поддерживается государством, но в ней не упоминается ни заказчик, ни спонсор. Ценности могут быть абстрактными (любовь к ближнему) или конкретными (борьба с курением). Реклама миссии и целей – это не просто пропаганда определенной идеи, это стремление ее реализовать. Такая реклама не показывает конкретных действий, поэтому может вызвать недоверие. Реклама темы. Необходимо постоянно напоминать аудитории о наличии проблемы, размещать рекламу в различных источниках. Такая социальная реклама поддерживается различными благотворительными фондами, государством и простыми гражданами. Реклама проекта или программ НКО может включать вышеперечисленные виды, необходимо понятным языком донести до общества содержание социальных программ. Информационную и финансовую поддержку могут оказать государственные структуры или некоммерческие компании привлекают спонсоров и меценатов