Файл: 2. Исследование особенностей детскородительского общения как фактор гармоничного воспитания ребенка в семье.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обычаи формируют, главным образом, простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппетита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).

Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, который были в его опыте.

Таким образом, традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятељности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, в частности между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

Воспитательный потенциал семьи. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятељности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако их следует рассматривать только в совокупности.

Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятељность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик).


2. Исследование особенностей детско-родительского общения как фактор гармоничного воспитания ребенка в семье

2.1 Условия эффективного детско-родительского общения

Многочисленные психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношения к нему влияют множество факторов. Итак, на отношение родителя к ребенку влияют:

1) Детский опыт самих родителей.

2) Нереализованные потребности родителей8.

3) Нередко приходится сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится.

Негибкость поведения и мышления родителя, привычка действовать в разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях. Перечисленные аспекты отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей к ребенку. Однако их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения и из каких разных компонентов они складываются.

Исследование эффективного детско-родительского общения производилось на базе государственного учреждения образования школа №10, г. Молодечно. В исследовании принимали участие родители учащихся 5 класса (9 человек). Из них 5 женщин и 4 мужчины.

Метод тестирования “Стратегия семейного воспитания” относится к классическим и применен для выяснения стиля воспитания ребенка в семье.

Тестируемым дается тест “Стратегия семейного воспитания”, где им предлагается ответить на 10 вопросов:

Первый вопрос контрольный, так как он покажет нам какую роль в данной семье занимает воспитание:

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А) Преимущественно воспитанием?

Б) Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В) Главным образом врожденными задатками.

Г) Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А) Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б) Абсолютно с этим согласен.

В) Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г) Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.


3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А) Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).

Б) Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).

В) Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).

Г) Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А) Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б) Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В) Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г) Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А) Если попросит, можно и дать.

Б) Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В) Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г) Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

Шестой вопрос один из контрольных вопросов, который поможет нам выявить на сколько самостоятелен ребенок:

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А) Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б) Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В). Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г) Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

Седьмой вопрос контрольный, он так же определяет какую роль в этой семье занимает воспитание и общение.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А) Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б) Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В) Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г) Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствии родителей. Отпустили бы вы ее?


А) Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б) Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В) Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г) Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А) Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б) Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В) Расстроюсь.

Г) Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А) Безусловно.

Б) Стараюсь.

В) Надеюсь.

Г) Не знаю.

Применение методики показало преобладание стилей.

Авторитарный стиль - 65%.

Авторитетный стиль - 17%.

Либеральный стиль - 15%.

Индифферентный стиль - 3%.

1) Авторитарный: Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.

2) Авторитетный: Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

3) Либеральный: Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениями. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

4) Индифферентный: Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.

I. У женской части тестируемых варианты ответов и стили воспитания преобладали разные. Это говорит о том, что в данной семье отсутствуют четкие принципы воспитания, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. То есть родители держат ребенка под контролем, но тем не менее дают ему свободу, самостоятельность.

II. У мужской части тестируемых (из четырех у двух человек) преобладал один тип ответа, по результату которого мы увидели, что в данной семье преобладает авторитарный стиль воспитания. Когда родители ограничивают самостоятельность своего ребенка, держа его под строгим контролем.


Исходя из этого мы видим, что для определения стиля воспитания в данных семьях был использован метод тестирования, из которого мы узнали, какими же взрослыми все-таки хотят видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя. Данные стили отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей к ребенку. Однако их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения.

2.2 Организация и изучение детско-родительского общения как фактор гармоничного воспитания

Организация предполагает изучение детско-родительского общения путем включения детей и их родителей в цикл мероприятий (см. Приложение 1), который был разработан специально. Цикл мероприятий подразумевает игровую программу для семей, тренинг для семьи, конкурс рисунков “Моя семья”. Результатом проведения данных программ должно стать изменение детско-родительских отношений в лучшую сторону. Эти программы позволят сформировать чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу. Свобода + Любовь - это идеальное соотношение в детско-родительских отношениях.

1. Программа “Папа, мама, я - спортивная семья”.

Программа содержит игры для всей семьи в виде эстафет и интеллектуальных игр. В программе разработаны спортивные, интеллектуальные, а также творческие игры. Родители и дети должны принимать активное участие и сплоченно выполнять все задания. Тем самым мы пронаблюдаем изменения поведения и отношения родителей к ребенку, увидим на сколько они позволят проявлять самостоятельность своему ребенку. Так же важной частью мероприятия является домашнее задание каждой семьи, подготовка названия, девиза, и эмблемы.

2. Тренинг.

С семьями работает психолог, который проводит с ними различные упражнения, влияющие на детско-родительские отношения. Тема данного тренинга “Как мы чувствуем друг друга”. Цель тренинга- гармонизация эмоциональных связей в семье:

- создать условия для эмоционального сближения чувств и эмоций;

- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;

- научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи.