Файл: 2. Исследование особенностей детскородительского общения как фактор гармоничного воспитания ребенка в семье.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В данном тренинге используется метод игровой терапии.

3. Выставка рисунков “Моя семья”.

В данном мероприятии мы увидим, как же дети и родители взаимодействуют, на сколько родители не ограничивают детей в фантазии. Семье предлагается нарисовать рисунок своей семьи. Мы наблюдаем за тем, как они взаимодействуют, помогают друг другу, какое участие принимает ребенок в этой деятельности.

2.3 Результаты экспериментального исследования

По результатам тестирования мы определили, что у нескольких человек получился Авторитарный стиль воспитания: когда родители ограничивают самостоятельность тщательным контролем. Родители всегда принимают решения за ребенка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научится брать ответственность за свои поступки на себя.

Так же у большей половины родителей не преобладает какая-то одна категория. Вероятно, речь идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. То есть они контролируют ребенка, но позволяют ему самостоятельно принимать решения. Родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребенку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность.

После проведения цикла мероприятия, было выявлено что большинство родителей стали более лояльно относиться к своим детям. Давали проявлять самостоятельность, проявляли взаимопомощь. Анализ проведения тренинга с семьей показал, что родителям нравится играть со своими детьми, нравится “впадать” в детство и вспоминать его радостные моменты, хотя, как чаще признаются папы, в начале это сделать не легко, присутствуют барьеры - неловкость, “А что обо мне подумают окружающие”. В конкурсе-выставке “Моя семья” родители были очень внимательны, они также давали возможность ребенку проявить себя, показать свои творческие способности. Во время данных мероприятий у родителей и детей открывается много общего, родители лучше понимают своих детей, а дети благодарны за это своим мамам и папам, их глаза светятся любовью и радостью, а это значит - цели, поставленные нами достигнуты.

Воспитание детей - важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.


Заключение

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью.

Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями.

Развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии позволяет максимально эффективно осуществить ее воспитательную функцию.

Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка.

Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье - взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие - "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятнљности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Он плохо адаптируется в среде, пострᴏенной по "вертикальному принципу" (т. е. практически ко всем социальным институтам).

Научные исследования выявили прямо пропорциональную зависимость качества домашнего воспитания детей от уровня образования (профессиональной квалификации) родителей. Образование влияет на формирование ценностных ориентаций родителей. Чем выше образование, тем важнее для родителей профессиональная деятељность, ее творческий характер, тем выше оценивается ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навыков, инициативы, самостоятељности.

На социализацию агрессии оказывают влияние 2 основных фактора. Первый - это образец отношений и поведение родителей. Относительно этого фактора, то были получены данные, что в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями неагрессивных детей. Другим важным фактором является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей.


для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

-принимать активное участие в жизни семьи.

-всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком.

-интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.

-не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

-иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.

-уважать право ребенка на собственное мнение.

-уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

- с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Поставленная в исследовании цель: изучить соотношение личностных черт родителей и стиля воспитания ребенка - достигнута.

Исследование по выявлению соотношения личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку позволило экспериментально доказать наличие связи между этими факторами, сравнить личностные черты родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.

В теоретической части работы изучена роль семьи в развитии и воспитании ребенка; описаны особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи или в условиях психологической депривации; рассмотрены различные классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии.

Обзор исследований в области психологии личности и психологии семьи подтверждает теоретическую закономерность влияния детско-родительских отношений на развитие ребенка. На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, а также при планировании обучающих, развивающих тренингов программ для родителей, способствующих их личностному росту.


Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение динамики изменения степени влияния личностных черт родителей на стиль воспитания ребенка, по мере его взросления. Также, расширение выборки: увеличение численности, включение отцов в число испытуемых, позволит выявить гендерные различия в этом вопросе. Изучение влияния социокультурных и семейных традиций, особенностей общения взрослых членов семьи между собой, степени удовлетворенности браком, количества детей, наличия в качестве участников воспитания бабушек и дедушек и т.д. - позволит более дифференцировать подход при разработке рекомендаций и коррекционных программ для родителей в зависимости от пола, социальной ситуации родителей и возраста ребенка.


Список использованных источников

1.Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 2004. -№2. - С. 186-187.

2.Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. -Мн.: 2003. -128 с.

3.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 2006. -128 с.

4.Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., Педагогика, 2004. -445с

5.Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: 2005.- 445с.

6.Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 2004. -416с.

7.Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 2001. - 486 с.

8.Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Молодая Гвардия, 2006. -223 с.

9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 2007. -360с.

10. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 2002. - 95 с.

11.Сенько Т.В. Психология взаимодействия. Ч.З. Личность в семейном социуме. Мн.: 2003. - 288 с.

12.Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. М., 2004. - 267 с.

13.Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2003. - 480с.

14.Харчев А. Прочность семьи - это ее культура. Семья и школа. №3, 2007. - С.10 -16.

15.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. -М.: Педагогика, 2004. -160с.

16. Хорицкая Ю.Г., Щевченко С.М. У одиночества характер крут. -М., 2006. -238 с.

17. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Мн., 2001.

18.http://testoteka.narod.ru/dro/1/04/html.

19.http://sad-sosenka.ru/konsultacii/sovety-pedagoga-psihologa/65-stili-semejnogo-vospitaniya.

20.http://ref.rushkolnik.ru

Приложения

Приложение 1.

1. “Папа, мама, я - спортивная семья”. Сценарный план:

Жанр: конкурсно-развлекательная программа.

Идейно-тематический замысел: показать, что семья главное в жизни и что любовь к родителям - основа всех добродетелей.

Средства выразительности: в фойе находится фотовыставка “Семейный альбом”, конкурс рисунков “мы вместе”, сочинения детей “Моя семья”, при входе в зал раздаются ромашки (символ семьи) и информационные листки с текстом и изображением Святых Петра и Февронии (покровителей семьи и брака).

Конкурсы:

- Визитная карточка семьи: Семьи говорят название и девиз команды.

- “Вместе мы сила” - эстафета: Задача участников: Пробежать в обруче до стенда, прикрепить деталь ромашки, первый бежит забирает второго, тот тоже приклеивает ромашку, и так до поры пока не склеят полностью ромашку.