Файл: Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
27. Права и свободы человека, не подлежащие ограничению в условиях ЧП.
Ряд особенностей устанавливает уже вышеназванный ФКЗ:
Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
• право на образование (в том числе бесплатное);
• право на участие в культурной жизни;
• право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;
право на свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания;
•право на охрану интеллектуальной собственности.
Особой разновидностью основных прав человека являются права в области правосудия (права по защите прав). В России это:
• равенство всех перед судом и законом;
• право на судебную защиту;
• право на обращение в межгосударственные правозащитные органы и организации;
• право на обжалование действий и решений государственных органов;
• право на юридическую помощь;
• презумпция невиновности;
• право не свидетельствовать против себя и близких родственников;
• право на возмещение вреда, вызванного незаконным осуждением.
38. деятельность подразделений по исполнению административного законодательства по обеспечению отдельных прав и свобод человека
Административная деятельность - целенаправленная организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел. Она включает: охрану общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, производство по делам об административных правонарушениях, охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых, осуществление лицензионно-разрешительной работы, профилактику административных правонарушений, охрану жилища и имущества граждан по договорам и др.
Из этого определения следует, что административная деятельность носит государственно-властный характер, выражающийся в отправлении двуединой исполнительно-распорядительной функции. При этом исполнительная функция направлена на повседневное исполнение требований Конституции РФ и законов РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ и т. д., а распорядительная проявляется в том, что должностные лица ОВД вправе предъявлять обязательные к исполнению требования и применять меры административного воздействия за неисполнение этих указаний.
В целом же административная деятельность полиции может рассматриваться как создание благоприятных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина, защиты этих прав от неправомерных действий других лиц и источников повышенной опасности, включая проведение профилактических мероприятий.
Так, охраняя общественный порядок на улицах, площадях, транспортных магистралях, в парках, местах проведения крупных культурно-зрелищных мероприятий, зонах массового отдыха людей, ОВД создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, способствуют реализации ими права на отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, пользование достижениями культуры и т. д. ОВД обеспечивают порядок и безопасность в ходе проведения шествий, митингов и демонстраций, религиозных обрядов и церемоний, народных гуляний. Цель достигается путем предупреждения правонарушений, устранения препятствий, мешающих реализации гражданами своих личных, политических и культурных прав и свобод, или устранения прямых нарушений названных прав и свобод.
39. общее и особенное в понятиях права человека и права гражданина
Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны, как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.
Понятие «личность» характеризует с социальной стороны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (чел-к может не обладать качествами личности, например, когда признан судом недееспособным).
Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например,право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).
Права гражданина - это права и свободы,закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.
Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина:
-
права и свободы граждан предоставляются им на основании гражданства конкретного государства, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства; -
права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства государства и гарантируются только по отношению к гражданам государства.
Понятия прав и свобод человека и прав и свобод гражданина РФ соотносятся как часть и целое, так как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом: права и свободы человека принадлежат всем без исключения, а у граждан РФ есть еще дополнительные гражданские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; гражданские обязанности -обязательная военная служба), которые возникают с приобретением гражданства РФ,поэтому объем правомочий гражданина РФ всегда несколько шире, чем объем прав человека.
40 .виды правового статуса личности в рф
Различают следующие виды правового статуса личности:
-
- общий, или конституционный, статус гражданина; -
- специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан; -
- индивидуальный статус; -
Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица. -
Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.
Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки. Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.
Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека. Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п. Индивидуальный правовой статус личности подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
41. международные механизмы обеспечения прав человека
Международные механизмы обеспечения прав человека осуществляют общий контроль и наблюдение за выполнением государствами международных обязательств по соблюдению прав и свобод личности. Отдельные функции такого контроля выполняются в рамках органов общей компетенции, другие - специально созданными структурами.
Так, в рамках работы ежегодных очередных сессий Генеральной Ассамблеи ООН функционирует один семи Главных комитетов - Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет). В нем происходит первичное обсуждение всех проблем, связанных с состоянием прав человека в мире
, в том числе с ходом выполнения отдельными государствами общих обязательств в этой области. Как правило, результаты такого обсуждения впоследствии ложатся в основу принимаемых Генеральной Ассамблеей резолюций. В Комитете представлены все государства-члены ООН, что позволяет ему вести самую широкую по представительности дискуссию по вопросам правового статуса личности. Вместе с тем, нельзя сказать о том, что Третий комитет и Генеральная Ассамблея в целом непосредственно осуществляют контроль за соблюдением прав человека. Их функции сводятся к политической оценке той информации, которая представлена им другими органами по результатам специального мониторинга.
Более акцентированно выражены контрольные полномочия в деятельности Экономического и Социального Совета ООН, одной из функциональных комиссий которого является Комиссия по правам человека (создана в 1946 году). В качестве рабочего органа ЭКОСОС Комиссия проводит необходимые исследования по данной тематике и делает Совету доклады и рекомендации. Большое значение деятельность Комиссии по правам человека имеет для кодификации международных стандартов в области прав человека. В частности, разработка и принятие текстов Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Пактов 1966 года во многом являются результатом работы Комиссии.
Функции, связанные с наблюдением за состоянием прав человека в мире, Комиссия начала выполнять с 1967 года, когда ЭКОСОС принял соответствующую резолюцию. На основании ее докладов ЭКОСОС и Генеральная Ассамблея фиксируют наиболее серьезные и значительные нарушения принципа всеобщего уважения прав человека.
В состав Комиссии входят 53 государства, избираемые Экономическим и Социальным Советом сроком на три года. Основная форма работы Комиссии - ежегодные сессии, которые проходят в марте-апреле в Женеве. Согласно регламенту Комиссии, любое государство вправе поднять на ее сессии вопросы, касающиеся правового статуса личности. Кроме того, Комиссия по правам человека уполномочена рассматривать заявления и жалобы о соответствующих нарушениях. Данное право предоставлено Комиссии решением ЭКОСОС в 1970 году. Заявления и жалобы могут исходить как от отдельных государств, так и от организаций и частных лиц. Однако следует иметь в виду, что процедура рассмотрения Комиссией жалоб не имеет характера судебного разбирательства, а принимаемые решения не являются юридически обязательными. Представители избранных государств участвуют в работе Комиссии не в личном качестве и обязаны придерживаться официальной позиции своих стран по всем обсуждаемым вопросам. Это делает Комиссию преимущественно политическим и в силу этого не всегда объективным и эффективным органом международной защиты прав человека.