Файл: Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
27. Права и свободы человека, не подлежащие ограничению в условиях ЧП.
Ряд особенностей устанавливает уже вышеназванный ФКЗ:
Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
ВОПРОС 48
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Сущность и значение.
ОТВЕТ:
По своей юридической природе Конвенция является не актом национального законодателя, а многосторонним международно-правовым договором с его характерными чертами. Это коллективное обязательство государств-участников обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, защиту прав и свобод, определяемых в договоре (Конвенции), в сочетании с признанием наднационального контроля («европейского контроля») за соблюдением прав человека властями государств-участников.
ВОПРОС 49
Государство и его роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
ОТВЕТ:
Обязанности государства, соответствующие правам и свободам человека и гражданина, находят выражение в совокупности различных зафиксированных в законе гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые оно обязуется создать и предоставить лицам для практического осуществления ими своих прав и свобод. Следовательно, говоря об обеспечении прав и свобод человека и гражданина, можно вести речь о создании государством и его органами условий и предоставлении возможностей для их реализации. Иными словами, государство осуществляет охрану и защиту прав и свобод человека, и гражданина и таким образом их обеспечивает.
Органы государственной власти реализуют, гарантируют, защищают права и свободы человека и гражданина в рамках компетенции каждого из органов.
50. Понятие и виды гарантий прав человека и гражданина
Гарантии – это условия, средства, способы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Статьи 2, 17, 19 КРФ: государство гарантирует права и свободы человека и гражданина.
Гарантии подразделяются на правовые (юридические) гарантии политические гарантии и социально-экономические гарантии.
– Экономические гарантии предполагают наличие эффективной и стабильной национальной экономики, уменьшение внешнего долга страны, рост национального дохода, количества рабочих мест, материальной обеспеченности граждан и т. п.
– Политические гарантии предполагают наличие демократической политической системы общества, ее многопартийность, активность политической оппозиции, учет общественного мнения, ответственность перед избирателями и т.п.
– Юридические гарантии.Например, гласность и открытость судебного разбирательства, коллегиальность суда, право на бесплатную юридическую помощь, обжалование приговора (решения) суда и т. п.
– Организационные гарантии предполагают, разработку и проведение в жизнь программ, направленных на повышение уровня занятости населения, снижение уровня преступности, смертности, наркотизации населения, загрязнения окружающей среды.
– Культурные (духовные) гарантии предполагают наличие в стране соответствующего уровня развития общей и правовой культуры.
Конституционные гарантии прав и свобод человека можно подразделять на общие гарантии (статьи 45, 46, 48 часть 2, 52-55)конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2).
– Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:
1) Государственная защита прав и свобод(ст. 45).
2) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ).
3) Судебная защита прав и свобод.(ст. 46)
4) Право на международную защиту (ст. 46).(например, обращение в Европейский суд по правам человека). Условие: если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
5) Квалифицированная юридическая помощь. (Ст. 48)
7) Право на возмещение вреда.(ст. 53)
8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. (Ст. 55) в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
– Конституционные гарантии судопроизводства.
1) Гарантии подсудности (статья 47). Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.
2) Право на защиту (статья 48).(с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения).
3) Презумпция невиновности (статья 49).
4) Недопустимость повторного осуждения (статья 50).
5) Недействительность незаконно полученных доказательств (статья 50).
6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (статья 50).
7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (статья 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (статья 54).
51. Проблемы применения ОВД административных мер к правонарушителям
-
Не установлено, какой объем данных о совершении правонарушения является достаточным для признания их основаниями для возбуждения дела об АП. -
Допущение ошибок должностными лицами при составлении процессуальных документов (например, в протоколах не всегда фиксируются объяснения правонарушителей; не указываются документы и вещественные доказательства и др.), что приводит к обжалованию решений. -
«Грамотность» правонарушителей и юр. Безграмотность сотрудников ОВД. (частая подача жалоб, съемки на видео и т.д.) -
Частое изменение законодательства, что сказывается в практической деятельности сотрудников.
52.соотношение внутригосударственного и международного права по обеспечению и защите прав и свобод человека
Права и основные свободы человека на сегодняшний день гарантируются на двух уровнях: международном и внутригосударственном.При этом защита прав человека является, прежде всего, задачей внутригосударственного, национального правопорядка.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФв Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При условии, что международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.
Все уровни защиты прав человека тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены. Данная взаимозависимость проявляется в следующем:Механизм международной защиты прав человека (Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека и т.п.) начинает функционировать только после того, как исчерпаны возможности внутригосударственного механизма (ст. 46 КРФ). В свою очередь внутригосударственное законодательство по защите прав и основных свобод человека ориентировано на международно-правовые акты. Оно как можно более полно отражает и закрепляет тот объем прав и свобод индивида, который предусмотрен международными договорами.
Существует множество международных актов в области прав человека (Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятые в 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).
53. Законность в деятельности ОВД по соблюдению прав и свобод человека.
Законность выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и как необходимый элемент демократии.
Сущность законности в деятельности ОВД - соблюдение Конституции Российской Федерации, а также единообразное исполнение и применение законов Российской Федерации и подзаконных актов или, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников органов внутренних дел (полиции) административно-правовым, уголовным и уголовно-процессуальным нормам.
Законность должна соблюдаться и при вынесении правовых актов сотрудниками полиции: законность наложения административных наказаний, задержания граждан, законности вынесения разрешительных (на управление транспортом, приобретение оружия), регистрационных (регистрация транспорта, оружия) и некоторых других актов.
Ст. 6 ФЗ «О полиции» закрепляет, что «полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого- либо к совершению противоправных действий. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства».
Проблема законности в деятельности ОВД актуальна еще и тем, что сотрудники полиции действуют от лица государства. Нарушения закона последними имеют характер чрезвычайных, подрывают авторитет закона и государственной власти. В обеспечении законности важную роль играет служебная дисциплина в органах внутренних дел.
54 -причины нарушения законности и прав личности в деятельности ОВД
Причин нарушений законности их условно можно разделить на два вида.
К первому относятся объективные причины: экономические неурядицы, социальная напряженность, региональный сепаратизм, морально-психологическая неустойчивость общества, недостатки в воспитательной работе руководителей и кадрового аппарата, выраженные в недостаточной требовательности к личному составу, отсутствие надлежащего порядка в подразделениях органов внутренних дел. Ко второму виду относятся субъективные причины, которые непосредственно связаны с индивидуальными особенностями сотрудников органов внутренних дел. Например, это может быть низкий уровень правового сознания и правовой культуры, недостаточное или искаженное понимание служебного долга, отличительные черты характера, вредные привычки, (грубость, эгоизм) и т.д.
Говоря о причинах, способствующих совершению правонарушений сотрудниками органов внутренних дел, целесообразно выделить три взаимодействующих уровня. На общем уровне речь идет о причинах, генерирующих преступность в целом. На уровне видовой преступности содержатся специфические черты, присущие именно категории преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. На индивидуальном уровне отражаются негативные свойства и качества, присущие конкретной личности.
В органах внутренних дел как части общества действуют в основном общие причины, способствующие совершению преступлений, но специфика заключается в том, что они получают преломление через особенности статуса сотрудников.
Факт совершения правонарушения сотрудником нередко является следствием серьезного, длительного переосмысления ценностных ориентаций, образа жизни, личных перспектив, доминирующих мотивов.
Весьма негативно на состоянии преступности среди сотрудников органов внутренних дел сказывается нерешенность многих социальных проблем и стабильно высокий уровень текучести кадров.
При этом следует отметить, что у сотрудников органов внутренних дел, помимо общих ценностных ориентиров, всегда есть свои, традиционно-профессиональные (чувство профессионального долга, высокий уровень правосознания, профессиональная компетентность, следование требованиям закона и т.д.). Именно эти профессиональные и морально-нравственные ценности должны стать основой повышения эффективности служебной деятельности, высокого качества выполнения своих функциональных обязанностей каждым сотрудников органов внутренних дел.