Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РОСЖЕЛДОР
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра «Философия и культурология»
Реферат
по дисциплине: «История философии и науки»
на тему: «Этика науки и ответственность ученого»
Руководитель: Выполнил:
слушатель магистерской программы
«Управление финансами на ж.д. транспорте»
Доцент _____________Акишина Е.О. шифр МУФ-01-20
(подпись) ____________ Андреева С.И.
_____________
(дата проверки) ____________
(дата сдачи на проверку)
Краткая рецензия:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_______________________________
(запись о допуске к защите)
________________________________ _________________________________
(оценка по результатам защиты) (подпись преподавателя)
2020 год
План реферата
Введение | 3 | |
1. | История становления и развития этики науки | 4 |
2. | Проблемы этики науки | 10 |
3 | Пути решения проблем и социальное регулирование | 16 |
Заключение | 19 | |
Список использованной литературы | 20 |
Введение
В современной науке постоянно возникают ситуации, когда ученые, обязаны считаться с нравственными ценностями, с общечеловеческими нравственными императивами. Наука и мораль начинают соприкасаться и влиять друг на друга. Прогресс науки и применение ее достижений выдвинули тем самым проблемы социального контроля над наукой, нравственного самоконтроля, гражданской и этической ответственности ученых за практическое использование науки.
Актуальность темы обусловлена высоким развитием науки на современном этапе, возникновением новых отраслей науки, требующих институализации и этического регулирования, а также необходимость открытой науки и тесного научного сотрудничества для того, чтобы противостоять новым вызовам и проложить путь к восстановлению в связи с мировой пандемией COVID-19.
Объект исследования - этика науки. Предмет исследования – проблемы этики науки.
Цель исследования – ознакомиться с основными проблемами этики науки. Задачи исследования – изучить историю становления и развития этики науки, сформулировать основные проблемы этики науки, рассмотреть возможные пути решения проблем.
1. История становления и развития этики науки
Этика – это дисциплина, которая изучает мораль, нравственность, ценности, как во всём человеческом обществе, так и в отдельных областях. Например, существуют деловая этика, спортивная этика, научная этика. Научная этика изучает взаимоотношения научных деятелей, как между собой, так и с обществом, а также проблемы, вызванные их деятельностью [1, с. 134].
Этика науки представляет собой философское и социологическое изучение взаимоотношений науки и морали. Этика науки находится как область знаний на стыке науковедения, социологии науки и этики.
В рамках этики науки изучают:
а) нравственные отношения, выражающие позицию субъекта познания к объекту исследования, к процессу исследования (отношения «субъект — объект исследования» или «ученый — предмет научного труда »);
б) субъект—субъектные отношения, т.е. «ученый — ученый», или «ученый — научное сообщество», отражающие специфику научного общения и научных коммуникаций;
в) отношения, возникающие в процессе управления наукой и ее финансирования, являющиеся во многом экстранаучными, внешними для науки отношениями. Последний тип отношений связан с организацией научной деятельности, с планированием исследований, с социальным применением результатов науки, но затрагивает ее социальные цели и предназначение [5, с. 183].
Этические нормы науки не формировались сразу, в определённые периоды развития человечества менялись и нормы этики у учёных, отбирая всё самое необходимое для науки и общества.
По известному изречению ученого и философа Древней Греции Аристотеля: «Платон мой друг, но истина дороже» можно заметить, что уже тогда начал формироваться принцип универсальности знания - один из императивов этики науки, сформулированных гораздо позднее американским социологом Р. Мертоном. Данный принцип предполагает, что научное знание должно во всех случаях отражать реальность, а не какие-либо личные или групповые ориентации исследователя.
После краха Античности и переходом в Средневековье стремление людей познать мир научным подходом пошло на спад, этика науки соответственно. Все
науки развивались в рамках теологии, сохраняющей связь с философией. Католическая церковь создала специальное судебное учреждение – инквизицию (от лат. – «розыск»). И основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси. Ересью считалось все, что противоречило религиозному вероучению, в том числе научные истины.
Земля не может быть круглой, потому что в этом случае на её противоположной стороне должны бы жить антиподы, а в Библии об этом ничего не сказано (Августин Блаженный). На Солнце не может быть пятен, ибо в противном случае оно не было бы совершенным созданием бога. Животные и растения не могут эволюционировать, так как творец создал каждый вид отдельно[2, с. 238].
Отбрасывая открываемые в ходе развития науки объективные истины, церковники для большей убедительности подвергали гонениям и преследованиям гениальных людей, давших человечеству эти истины, истязали их в застенках инквизиции, сжигали заживо на кострах.
Наука начала своё постепенное восстановление только в эпоху Возрождения, разрабатывались новые теории знания мира. Тогда снова возродилась идея бескорыстного поиска и отстаивания истин, а наука пыталась занять ведущие позиции в обществе. Особенно влияние науки на общество проявилось во времена эпохи Просвещения, когда знания больше не были уделом избранных. Все эти события подводят науку к становлению моральных и этических норм.
Учёные, стремившиеся понять истинную суть вещей, сформировали одно из главных особенностей научной этики, которой является бескорыстный поиск и отстаивание истины какой бы она не была, а это предполагает честность людей, занимающихся поиском истины. Это правило остаётся незыблемо во все времена и учёный нашего времени также не должен поддаваться своим эмоциям и тем самым искажать результаты своих исследований, он должен принимать их таким, какие они есть [1, с. 135].
Также в эпоху Возрождения началось формирование внутренней этики науки - взаимоотношения научных деятелей между собой, в связи с появлением институтов академической науки, научных объединений и сообществ. Лондонское королевское общество (1660), Парижская академия наук (1666) – возникли как самоуправляемые научные сообщества в результате подъема экспериментальных исследований и общего повышения социального статуса науки. Академии сразу же получили государственную поддержку, а их члены – различные социальные привилегии. Академии 17-18 вв. способствовали формированию национальных научных сообществ, поскольку основывали научные журналы, печатали труды на национальных языках.
На современном этапе становление этики науки, как направление социологии науки, начало формироваться в 1933-1935 гг. Робертом Мертоном. В его диссертации «Наука, технология и общество в Англии XVII века», ставшей одной из первых работ по исторической социологии науки. С этого времени размышления о науке как социальном институте занимают важное место в исследованиях Р.Мертона.
Впервые тематику научных норм Роберт Мертон затронул в статье «Наука и социальный порядок» (1937 г.). Основное изложение концепции научного этоса он дал в статье «Нормативная структура науки», 1942 г. [3, с. 8].
Этосом науки Р.Мертон называет эмоционально насыщенный комплекс ценностей и норм, разделяемых учеными. Эти нормы выражаются в форме предписаний, запретов, предпочтений и разрешений. Они легитимизируются в терминах институциональных ценностей». Этос науки создается четырьмя множествами институциональных императивов — универсализмом, коммунизмом, внезаинтересованностью и организованным скептицизмом. Сформулированные Мертоном нормы обычно записываются акронимом CUDOS6 по первым буквам каждой из них:
С — Communism (communalism) — Коммунализм (коммунизм , всеобщность, коллективизм)-результат исследования является общественной собственностью и должен быть доступен для всех. Исследователи должны рассматривать себя как люди, вносящие вклад в общую базу данных научного сообщества. Результаты не должны утаиваться от других исследователей, их необходимо публиковать в полном объеме как можно быстрее.
U — Universalism — Универсализм: оценка научного результата должна основываться всецело на внеперсональном критерии, без каких-либо предрассудков по отношению к этнической или расовой принадлежности исследователя, его полу, научной репутации, отнесенности к научной школе и т.д.
D — Disinterestedness — Внезаинтересованность (бескорыстие): исследователи должны быть эмоционально отстранены от своей области изучения и заниматься поиском истины без каких-либо изначальных предубеждений. Кроме того, на результаты исследования не должны влиять вненаучные интересы (религиозного, политического, экономического, личного характера).
OS — Organized Skepticism — Организованный скептицизм: исследователи обязаны быть критичными не только по отношению к работе других, но и к собственной работе. Возможные источники ошибок, сомнения и пробелы в исследованиях должны открыто выноситься на публику, а ученый должен быть самым яростным критиком для самого себя [3, с. 8-9].
Несомненно, на развитие данной теории Р. Мертона оказали влияние события конца 1930-х – начала 1940-х гг. По мнению многих исследователей, принципы универсализма и организованного скептицизма появились в результате анализа фашистской науки. Прежде всего, это была реакция американского социолога на теорию превосходства арийской расы — в том числе и в науке. Мертон был убежден, что наука может нормально функционировать лишь при демократическом устройстве общества. По его мнению, этос демократии включает в себя принцип универсализма как руководящий и доминирующий. Внеличностный критерий науки, оценка достижений, а не статуса ученого, характеризуют, на его взгляд, открытое демократическое общество [3, с. 8].
После Второй мировой войны, в частности после атомных бомбардировок Японии, в мире нарастает волна протеста ученых разных стран против военного, антигуманного применения достижений ядерной физики и науки в целом. У истоков антивоенного движения ученых находится письменное обращение А. Эйнштейна к президенту США Г. Трумэну (1945 г.) с предложением не допустить применение атомного оружия и запретить его, а также известный манифест Расселя — Эйнштейна (1955 г.) С тех пор в научной среде все более признается необходимость социального контроля науки и ее самоконтроля. В результате осознания изменившегося социального положения науки в обществе все более остро в научном сообществе обсуждается и ставится проблема гражданской и нравственной ответственности ученых за свои открытия, за социальное применение достижений науки [4, с. 148].
Практическое применение научных достижений, наряду с положительными последствиями, имело и отчетливо отрицательные последствия – загрязнение атмосферы, отравление рек и океанов, уничтожение флоры и фауны, лесов и почвы. Люди, назвавшие себя учеными в годы второй мировой войны в разных странах ставили опыты над военнопленными, проводили исследования по травматологии.
В 1952 г. вышла книга Бернарда Барбера «Наука и социальный порядок. Б.Барбер подробно проанализировал взаимосвязь и взаимовлияние науки и общества. Нормы этики Б.Барбер трактует как неофициальный неписаный кодекс - консенсус большого числа исследователей и нравственных авторитетов, попытавшихся определить эти нормы. Наука, на его взгляд, не может конструироваться только из наборов технически рациональных операций, но должна включать в себя определенные моральные ценности и быть подчинена четким этическим стандартам. Сколь бы аморальны подчас ни были средства для достижения целей науки, моральные ценности постоянно присутствуют в повседневной практике ученых, пусть и не всегда осознанно [3, с. 11].