Файл: Этика науки и ответственность ученого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(b) содействовать определению целей и задач программ, которыми они занимаются, и определению методов, которые следует принять и которые должны быть гуманными и соответствовать требованиям социальной и экологической ответственности;

(c) свободно выражать свое мнение по поводу гуманности, социальной или экологической ценности определенных проектов и в качестве крайнего средства отказываться от работы по этим проектам, если это продиктовано им их совестью;

(d) вносить позитивный и конструктивный вклад в здание науки, культуры и образования своей собственной страны, а также для достижения национальных целей, повышения благосостояния своих сограждан, поддержки международных идеалов и целей Организации Объединенных Наций; при этом государствам-членам, когда они выступают в качестве нанимателей научно-исследовательских работников, следует определять с возможно большей ясностью и конкретностью те случаи, в которых, как они полагают, невозможно избежать отхода от принципов, изложенных выше, в пунктах a-d.

15. Государствам-членам следует принять необходимые меры, чтобы побуждать всех других нанимателей научно-исследовательских работников соблюдать рекомендации, содержащиеся в пункте 14 [6, с. 1-9].

ЮНЕСКО в 70-е годы прошлого века спровоцировало дискуссии об этических аспектах исследований в области ДНК, биотехнологий, контроля над полом, приведшие к временному мораторию над исследованиями в области генной инженерии, к обсуждению в конце ХХ и начале ХХI вв. этических проблем пересадки органов, определения смерти, эвтаназии, клонирования животных и человека, права на прерывание беременности женщин и многие другие.

Периодическое возобновление дискуссий в указанном выше журнале, а также в журнале «Science» и других изданиях международного научного сообщества свидетельствуют о том, что новые научные направления должны находиться постоянно под социальным контролем общества и моральном самоконтроле научного сообщества, они актуальны и в ХХI веке.

Ответственность ученого (и науки) как форма проявления его профессиональной совести, чести и достоинства, профессионального долга имеет в ХХI конкретные формы воплощения в зависимости от уровня субъекта науки и касается как внутринаучных, так и внешних аспектов функционирования науки [5, с. 189].


Заключение


Этика науки представляет собой философское и социологическое изучение взаимоотношений науки и морали Необходимость этической экспертизы научных и технических проектов остро была осознана обществом после Второй мировой войны, в частности после атомных бомбардировок Японии, в мире нарастает волна протеста ученых разных стран против военного, антигуманного применения достижений ядерной физики и науки в целом.

На современном этапе проблемы этики науки носят интранаучный и экстранаучный характер. К интранаучным относят проблемы нравственных отношений, выражающие позицию субъекта познания к объекту исследования, к процессу исследования (отношения «субъект — объект исследования» или «ученый — предмет научного труда »); а также субъект—субъектные отношения, т.е. «ученый — ученый», или «ученый — научное сообщество», отражающие специфику научного общения и научных коммуникаций. К экстранаучным этическим проблемам относят аспекты взаимоотношений «ученый — общество», «наука – общество», связанные с социальным применением результатов науки. Гражданский и профессиональноэтический долг ученого – проинформировать дисциплинарное сообщество или, если надо, и все общество об отрицательных – близких или отдаленных – последствиях таких проектов.

Решением проблемы этики в науке ХХI века являются дисциплинарно-структурированные научные сообщества, проще говоря, – профессиональные (дисциплинарные) ассоциации, общества ученых, без существования которых сегодня наука немыслима. Именно они являются инстанцией ответственности.

Список использованной литературы

1.Гуляк, И.И., Болдырев И.А. Становление этики науки и её будущее [Текст] / И.И. Гуляк, И.А. Болдырев // Лучшая студенческая статья: сб. статей XIII Международного научно-практического конкурса в 2 ч.-Пенза: Изд-во МЦНС «Наука и Просвещение», 2018.-Ч.1.- С -134-137.

2.Дегтева, Л.А. Инквизиция в жизни общества [Текст] / Л.А. Дегтева // Научный альманах, 2017.-№3-2(29). - С-237-239.

3. Демина Н.В. Концепция этоса науки: мертон и другие в поисках социальной геометрии норм [Текст] / Н.В. Демина // Социологический журнал, 2005.- № 4, - С-5-47.

4. Лазар М.Г. Этика науки как новое направление в социологии науки [Текст] / М.Г.Лазар // Журнал социологии и социальной антропологии, 2001. -Том IV. № 3, - С-147-158.

5. Лазар М.Г. Этика науки конца ХХ - начала ХХI вв. и ее проблемы [Текст] / М.Г.Лазар // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета, 2012. № 25, - С-177-190.

6. Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902084640 (дата обращения: 17.11.2020).