Файл: Кафедра менеджмента и торгового дела курсоваяработа по дисциплине на тему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

 Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

 Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно - гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

Прочие объекты:

-Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

 Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-

водочной продукции.
1.3. Цели и субъекты управления государственной собственностью
Современная государственная политика управления государственной собственностью имеет цели [9]:

- увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

- оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

- использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности методами содействия внутренним преобразованиям в них.

Как уже отмечалось, государственное имущество подразделяется на две функционально отличные части (виды государственной собственности):

федеральная собственность и собственность субъектов РФ.

Одна составная часть государственного имущества закрепляется за государственными юридическими лицами и основывается на ограниченных

вещных правах: праве хозяйственного ведения или оперативного управления – распределенное имущество.

Оставшийся вид имущества, который принадлежит РФ, субъектам РФ на праве собственности, не закрепленный за государственными предприятиями и учреждениями, образует государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения – нераспределенное имущество.

Казну страны образует все государственное имущество, которое не является полностью закрепленным за предприятиями и организациями.


На этом разделении базируется система управления государственной собственностью.

В Гражданском кодексе Российской Федерации, действующем в настоящее время, возможные субъекты права собственности определены следующим образом: это граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования [16]:

-управлением распределенной государственной собственностью занимаются самостоятельные субъекты гражданских правоотношений: государственные учреждения и государственные предприятия по статьям 113, 114, 115, 120 ГК РФ.

- данные субъекты владеют и распоряжаются имеющимися объектами на основании главы 19 ГК РФ, в которой закреплены принципы пользования и распоряжения государственным имуществом.

Исходя из всего вышесказанного, субъектами управления государственной собственностью являются юридические лица, за которыми закреплено имущество. Но так как права хозяйственного ведения и оперативного управления собственностью - это ограниченные вещные права, то собственник в качестве государства сохраняет за собой широкий спектр полномочий при управлении объектами, закрепленными на этих вещных правах за юридическими лицами.

Министерство имущества имеет право от имени собственника давать согласие на проведение таких операций с имуществом, как сдача в аренду, залог, внесение в уставной капитал другого юридического лица федерального имущества, которое закреплено за федеральными предприятиями.

Такие финансовые органы, как федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы управляют бюджетом.

Управлением иного публичного имущества занимаются тоже специальные органы [16]:

а) министерства, ведомства, комитеты по управлению государственным имуществом отвечают за ликвидацию и реформирование государственных унитарных предприятий и наделением их имуществом;

б) роль продавцов при сделке приватизации играют Фонды государственного имущества, данные органы становятся владельцами акций и других ценных бумаг приватизированных предприятий;

в) государственный комитет по земельной политике и его территориальные органы осуществляют управление земельными ресурсами государства;

г) правительство РФ управляет федеральной собственностью.
Но этими полномочиями также наделены органы исполнительной власти, которые специализируются на управлении государственным, а именно – федеральным имуществом;


д) министерство имущества и Российский фонд федерального имущества являются учредителями в предприятиях со стороны государства.

Наиболее сложной системой управления обладает форма федеральной

собственности, поэтому её нужно рассмотреть детальнее.

Министерство имущества является главной системой органов по управлению федеральной собственностью.

К основным полномочиям Министерства имущества РФ по законодательству относятся:

- осуществление юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предприятий, кроме тех, право осуществления, которых делегировано Правительством Российской Федерации иным федеральным органам исполнительной власти
в соответствии с настоящим Постановлением;

- передача в установленном порядке государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, в полное хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключаемых с ними договоров;

- контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности государственного имущества, закрепленного за федеральными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления, а также переданного
в установленном порядке иным лицам.

Министерство имущества вправе поручать осуществление его полномочий своим территориальным агентствам.

Организацию и ведение операций по учету средств федерального бюджета в РФ осуществляет Министерство финансов РФ, точнее, Федеральное казначейство РФ.


2. Организационно-правовые формы государственной собственности
2.1. Управление государственными унитарными предприятиями
Среди хозяйственных субъектов (коммерческих организаций) государственной и муниципальной собственности важное место принадлежит унитарным предприятиям (ст. 113 ГК РФ), которые не наделяются правом собственности на закрепленное за ними государственное или муниципальное имущество (оно принадлежит им на правах хозяйственного ведения или оперативного управления).1

Государственные унитарные предприятия федерального подчинения, принадлежащие субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям (ГУП), являются основными хозяйствующими субъектами государственной сферы экономики. Их статус и деятельность определяются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - ФЗ N 161). В соответствии с указанными актами под ГУПами понимаются предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Основной целью их деятельности является извлечение прибыли, а имущество при этом остается в государственной или муниципальной собственности. Задача ГУПов - эффективно распоряжаться этим имуществом. В экономике России действуют два типа ГУПов: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления государственным имуществом (казенные предприятия).

По данным официальной статистики по состоянию на 1 января 2006 г. в стране насчитывалось 16602 ГУПа, включая казенные предприятия
(в 1992 г. - 349381 государственное и муниципальное предприятие) и 5029 акционерных обществ (АО).

Наибольшее число ГУПов действуют в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - 23,4%. Затем следуют обрабатывающие производства - 18,1%, торговля и ремонт автотранспорта и бытовых приборов - 14,2%, сельское и лесное хозяйство - 13,3%, строительство - 9,0%. Указанные предприятия и акционерные общества составляют в настоящее время основу государственного сектора экономики.




И хотя на долю ГУПов приходилось к 2005 г. всего 7,8% промышленного производства страны, на них работала значительная часть трудоспособного населения - более 1/4 (включая работников государственных учреждений).

Управление ГУПом осуществляется единолично руководителем (директором, генеральным директором), обладающим значительным кругом полномочий, которого назначает собственник имущества предприятия. Собственник имущества при назначении на должность руководителя ГУПа заключает с ним трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными актами.

Так, согласно ст. 21 ФЗ N 161 руководитель ГУПа подотчетен собственнику имущества этого предприятия, действует от его имени без доверенности, в том числе представляет интересы предприятия, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает его структуру и штаты, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

По существу, руководитель ГУПа организует выполнение решений собственника имущества предприятия.

Руководитель не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель ГУПа отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.