Файл: Разработка информационной системы Ресторан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»


Специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Цикловая комиссия Информационных технологий

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ЦК

_________Володина Ю.Ю._

(Подпись, Фамилия, инициалы)

«___»____________2021г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК Информационные технологии и платформы разработки информационных систем

(наименование учебной дисциплины)
на тему: Разработка информационной системы «Ресторан»
Обучающийся ______________ ______________ __________

(Подпись, дата) (Фамилия, инициалы) (Группа)
Преподаватель __________________ __________________________________

(Подпись, дата) (Фамилия, инициалы)
Работа защищена _________________ ___________________________________

(Дата) (Оценка)

Воронеж

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

информационных технологий

Комиссия_______________________________________________

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ




Обучающийся______________ _______________ ______________

(фамилия, инициалы) (код специальности) (группа)


Разработка информационной системы «Ресторан»



  1. Тема___________________________________________________________

  2. Срок предоставления работы по защите: ______________________________


  3. Курсовая работа на примере реляционной базы ресторана
    Особенности задания: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  4. Введение.
    Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, подлежащих разработке)


    1. Теоретическая часть.
      ______________________________________________________________


    2. Практическая часть (проектирование БД).
      ______________________________________________________________


    3. Заключение.
      ______________________________________________________________

    4. ______________________________________________________________


  5. не используются
    Перечень графического материала: __________________________________________________________________________________________________________________________




Дата выдачи задания: ___________________________
Руководитель: Маркова Л.А.
Задание принял к исполнению ________________ _________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Тут будет оглавление
Введение
За последние двадцать лет значительно возрос объём и оборот информации во всех сферах жизнедеятельности человека: экономической, финансовой, политической, духовной. И процесс накопления, обработки и использования знаний постоянно ускоряется. В связи с этим возникает необходимость использования автоматических средств, позволяющих эффективно хранить, обрабатывать и распределять накопленные данные.

В настоящее время, как индивидуальные пользователи, так и все предприятия испытывают настоятельную потребность в обработке информации с использованием современных компьютерных технологий, расширении аналитических работ, связанных с разработкой перспектив развития, комплексной оценкой эффективности применения различных форм хозяйствования, своевременной выработкой оперативных управленческих решений.

Системы обработки информации с использованием современных компьютерных технологий предназначены для обработки числовых, строковых, графических и других данных, характеризующих различные производственно-экономические, финансовые и статистические явления и объекты, и составления соответствующих управленческих документов и информационно-аналитических материалов. Для хранения и обработки большого объема данных используются Базы данных (далее БД).

Задачами курсового проектирования являются:

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении дисциплины «Информатика»;

  • закрепление умений применять эти знания для решения типовых и нестандартных задач;

  • формирование умений работы с программным инструментарием;

  • приобретение опыта аналитической и расчетной работы и формирование соответствующих умений;

  • развитие умений работы со специальной литературой и иными информационными источниками;

  • приобретение опыта научно-исследовательской работы и формирование соответствующих умений;

  • формирование умений формулировать логически обоснованные выводы, предложения и рекомендации по результатам выполненной работы.

Целью работы является разработка базы данных для информационной системы «Ресторан». В качестве инструмента для разработки была выбрана система управления базами данных (СУБД) Access, которая является одним из распространенных СУБД и предоставляет все средства для надежного, безопасного и простого ведения баз данных.

  1. Анализ деятельности ресторана

    1. Исследование предметной области

      1. Технико-экономическая характеристика объекта исследования


Оборот розничной торговли в Воронежской области за девять месяцев 2021 года составил 495,8 млрд рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 7,2 %. Интересно, что по итогам 2020 года оборот розничной торговли в регионе составил 584,3 млрд рублей (по сравнению с 2019 годом снизился на 4,3 %). Таким образом, оборот розничной торговли в текущем году имеет положительную динамику и, по всей вероятности, по итогам года превысит показатель года 2020-го.

Коронавирус по-прежнему остается ключевым фактором, влияющим на экономику. Оборот розничной торговли на 94,8 % формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), доля розничных рынков и ярмарок составила 5,2 % (за девять месяцев 2020 года – 5,3 %).

В макроструктуре оборота розничной торговли преобладали непродовольственные товары, удельный вес которых составил 57,6 %. В их общем объеме наибольший удельный вес приходился на продажу легковых автомобилей, автомобильного бензина, дизельного топлива, лекарственных средств, одежды, косметических и парфюмерных товаров, строительных материалов, бытовых электротоваров, мебели. При за последние четыре месяца на автомобильном рынке наблюдается дефицит и рост цен, в результате чего октябрь 2021 года ознаменовался падением уровня продаж новых автомобилей и ростом цен на авто с пробегом.

Во всероссийском рейтинге по динамике розничной торговли в I полугодии 2021 года Воронежская область занимает 37-е место.

В общем объеме оборота розничной торговли доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составила 42,4 %. Здесь преобладали мясо и мясные продукты, молочные продукты, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, пищевые масла и жиры, рыба, свежие фрукты и овощи, сыры. Пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий за девять месяцев 2021 года продано населению на 210,4 млрд рублей, непродовольственных – на 285,4 млрд рублей, что в товарной массе больше соответствующего периода предыдущего года по пищевым продуктам, включая напитки, и табачным изделиям на 3,3 %, а по непродовольственным товарам – на 10,3 %.

Воронежскими предприятиями общественного питания за девять месяцев 2021 года реализовано продукции на 13,8 млрд рублей, что составило 116,1 % к соответствующему периоду предыдущего года.


      1. Особенности предприятий сферы питания


Общественное питание представляет собой отрасль экономики, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам, специализации.

Многие предприятия общественного питания являются чисто коммерческими, но наряду с этим развивается и социальное питание: столовые при производственных предприятиях, студенческие, школьные столовые. Появляются комбинаты питания, фирмы, которые берут на себя задачи организации социального питания.

Предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и организации потребления.

Предприятия общественного питания имеют ряд особенностей. Если большинство предприятий других отраслей ограничиваются выполнением лишь одной, максимум двух функций, например, предприятия пищевой промышленности осуществляют функцию производства, предприятия торговли - реализацию продукции, то предприятия общественного питания выполняют три взаимосвязанные функции:

– производство кулинарной продукции;

– реализации кулинарной продукции;

– организация ее потребления.

Услуги, предоставляемые потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, согласно ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания» подразделяются на:

– услуги питания;

– услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

– услуги по организации потребления и обслуживания;

– услуги по реализации кулинарной продукции;

– информационно-консультативные услуги;

– прочие услуги.

Ассортимент выпускаемой предприятиями общественного питания продукции очень разнообразный, для его приготовления используются разные виды сырья. Разнообразие выпускаемой продукции позволяет более полно удовлетворять спрос потребителей, однако усложняет организацию производства: многие виды сырья требуют особых условий хранения, разных помещений для механической кулинарной обработки.

Сложностью является то, что изготовляемая предприятиями общественного питания продукция имеет ограниченные сроки реализации. Так, при массовом изготовлении горячие блюда готовятся на 2-3 часа реализации, а холодные - на 1 час. Это требует выпуска продукции партиями, по мере их потребления.

Разнообразие изделий зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, возрастного, национального состава, условий труда, учебы и других факторов.

Режим работы предприятий общественного питания зависит от режима работы обслуживаемых ими контингентов потребителей промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений. Это требует от предприятий особенно интенсивной работы в часы наибольшего потока потребителей - например, в обеденные перерывы.

Спрос на продукцию общественного питания подвержен значительным изменениям по временам года, дням недели и даже часам суток. В летнее время повышается спрос на блюда из овощей, прохладительные напитки, холодные супы. Каждое предприятие должно анализировать и изучать рынок сбыта с позиции маркетинга, от этого зависит ассортимент выпускаемой продукции и способы обслуживания.

Предприятия общественного питания предоставляют кроме услуги питания много других, например, организацию и обслуживание торжеств, семейных праздников, услуги по организации досуга, проката посуды и т.д.

Указанные выше особенности работы предприятий общественного питания учитываются при рациональном размещении сети предприятий, выборе их типов, определении режима работы и составлении меню.

Классификация предприятий общественного питания


Предприятия общественного питания классифицируются в зависимости от характера производства, ассортимента выпускаемой продукции, объема и вида предоставляемых услуг.

В зависимости от характера производства:

– заготовочные,

– доготовочные,

– предприятия с полным циклом производства;

в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции:

– универсальные,

– специализированные;

в зависимости от времени функционирования:

– постоянно действующие,

– сезонные;

в зависимости от места функционирования:

– стационарные,

– передвижные;

в зависимости от обслуживаемого контингента:

– общедоступные, обслуживающие всех желающих, посетивших их,

– предприятия общественного питания при производственных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях (рабочие, школьные, студенческие, детские и др.).

Тип предприятия общественного питания - вид предприятия с характерными особенностями кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых услуг потребителям. Согласно ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» основные типы предприятий общественного питания - это рестораны, бары, столовые, кафе, закусочные.


      1. Общая характеристика ресторана


Ресторан – предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров.

Характерные признаки:

Очень широкий ассортимент блюд различных по типам, сложности и стоимости: горячие и холодные закуски, первые и вторые блюда, десерты, салаты, хлебобулочные изделия. Обязательно наличие напитков: горячих, холодных, алкогольных.

  • Высокий уровень сервиса

  • Наличие фирменных блюд

  • Организация досугово-развлекательной части для гостей

Главный критерий ресторанов – сложность приготавливаемых блюд. Все продукты обязательно должны пройти весь процесс приготовление, т.е. закупка уже готовой продукции для дальнейшей подачи недопустима.


Рестораны классифицируют по следующим признакам:

  • по ассортименту

  • по тематике

  • по месту

  • по форме обслуживания

Структура зависит от вида предприятия, однако она всегда включает производственный и торговый отдел, вспомогательные службы.

Ресторан состоит из следующих структурных подразделений:

1. Склад (хранение продуктов в специальных условиях)

2. Производство (механическая обработка, подготовка продуктов и их приготовление)

3. Зал

4. Хозяйство и администрация (кабинеты, места общего пользования, столовая для персонала, комнаты отдыха и гардероб для персонала)

Различают предприятия с цеховой и без цеховой структурой производства.

Цеховая структура организуется в предприятиях, работающих на сырье, с большим объемом производства.

Цехи подразделяются на заготовочные, (мясной, рыбный, птице гольевой, мясорыбный, овощной), доготовочные (горячий, холодный), специализированные (мучной, кондитерский, кулинарный). На предприятиях общественного питания, работающих на полуфабрикатах, организуется цех доработки полуфабрикатов, цех обработки зелени.

В каждом цехе организуется технологические линии. Технологической линией называется участок производства, оснащенный необходимым оборудованием для определенного технологического процесса.

В ресторане организована безцеховая структура производства, т.к цеха выделены условно и сырье из цеха в цех перемещается без документов, а учет сырья и п/ф ведется в целом по всему производству.

Технологическая схема предприятий общественного питания зависит от взаимного расположения производственно-бытовых помещений и торгового зала. При системе самообслуживания на пропускную способность предприятий общественного питания сильно влияет характер планировки обеденного зала и схема размещения раздаточной.

Размещение раздаточной должно предусматривать непосредственную связь с доготовочными цехами и четкий график движения посетителей.

Производственные цеха должны размещаться с учетом удобной взаимосвязи между собой, обеденным залом и кладовыми. При планировке производственных помещений учитывается ориентация их по сторонам света. Горячий и кондитерский цеха ориентируются на север, северо-восток, северо-запад. Этой же ориентации следует придерживаться для холодильных камер.


Моечные столовой посуды предусматриваются во всех предприятиях общественного питания, независимо от их вместимости. Они располагаются смежно с раздаточной и обеденным залом. Моечная кухонной посуды располагается смежно с горячим цехом.

Состав складских помещений и их площади определяются в зависимости от мощности предприятия общественного питания. Как правило, складские помещения располагаются в подвальном этаже (не исключается их расположение и на производственном этаже).

Административно-бытовые помещения могут иметь самостоятельный вход.



Рисунок 1 - Структура производства

1. Помещения для приема и хранения сырья (складские помещения):

охлаждаемые камеры; неохлаждаемые кладовые.

2. Производственная группа помещений ресторана предназначена для

переработки продуктов, сырья и их приготовления.

- Горячий – холодный цех предназначен для переработки сырья и изготовления полуфабрикатов (заготовочный).

- Доготовочный цех - выпускает готовую продукцию.

- моечные кухонной и столовой посуды;

3. Помещения для обслуживания потребителей предназначены для реализации готовой продукции и организации её потребления.

4. Административно - бытовая группа предназначена для создания нормальных условий труда (кабинеты директора, зам.директора, бухгалтерия и т.д.)

1.1.4 Организационная структура ресторана
Организационная структура - это состав, взаимосвязь самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей.

Сущность организационной структуры в делегировании прав и обязанностей для разделения труда. Организационная структура ресторана является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого работника.

Целью организационной структуры являются:

1) Разделение труда;

2) Определение задач и обязанностей работников;

3) Определение ролей и взаимоотношений

Главной задачей организационной структуры ресторана является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Для эффективной работы руководство должно распределить среди сотрудников все те задачи, которые необходимы для достижения цели предприятия.


Но если существующие задачи не будут делегированы, значит, руководитель должен будет выполнять их сам.

На предприятии четко распределены полномочия и меры ответственности по каждой должности. Каждый понимает, что от него ждут, и кто на него опирается.

Структура управления на предприятии - линейная. Линейное управление подкреплено вспомогательными службами.

Процесс управления предприятием общественного питания представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий и действий, направленных на обеспечение оптимального соотношения рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов.

Важнейший элемент управления - организация труда, включающая моральное и материальное стимулирование работников.

Структура управления рестораном - совокупность и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев, выполняющих определенные функции.

Элементом структуры служит орган управления, представляющий собой группу работников, которые объединены решением одной задачи - удовлетворить запросы потребителей. Во главе этой группы стоит руководитель-работник, выполняющий функции управления в соответствии с доверенным ему участком. Во главе коллектива ресторана находится администрация. Схема организационной структуры ресторана представлена на рисунке 3.


Рисунок 3. Схема организационной структуры ресторана.
Исходя из рис. 3, мы видим, что на данном предприятии структура - линейная.

Линейная организационная структура - это самая простая иерархическая структура управления, называемая также пирамидальной или бюрократической. Линейная структура состоит из руководителя (предприятия) и нескольких подчиненных работников, крупные же предприятия могут иметь до 3-4-х и более уровней иерархии.

Основные преимущества линейных организационных структур:

  • четкая система взаимных связей;

  • быстрота реакции в ответ на прямые приказания;

  • согласованность действий исполнителей;

  • оперативность в принятии решений;

  • ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.

Основные недостатки линейных организационных структур:

  • большое количество ступеней управления между высшим звеном и работником;

  • большое количество управленцев верхнего уровня;

  • решение оперативных проблем доминирует над стратегическими;

  • малая гибкость и приспособляемость к новой ситуации.