Файл: Урок Введение. Знакомство с учебником Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Это Иван Захарович Суриков. Жизнь его была очень тяжелой. Умер он в 39лет от чахотки. Но детство его было счаст­ливым.)

2. Чтение детьми наизусть понравившихся отрывков из стихо­творений И. Сурикова

VI. Остановка «Художественная».

Ребята, наше путешествие подходит к концу. Фотоаппарат мы с вами не взяли, но можно на память нарисовать картину. Я прочитаю строчки знакомого вам стихотворения, а вы все, по очереди, выходите к доске (по 3 человека сразу: от каждого ряда по одному ученику) и рисуете на доске по одному предмету. В результате у нас получится картина, которая и останется на па­мять о нашем путешествии.

(Дети выходят к доске и рисуют то, что себе представляют. Учитель читает стихотворные строчки.)

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей... И.Никитин

VII. Итог путешествия

— Подведем итог. Понравилось вам путешествие? Кто лучше всех знал материал и помог нам двигаться дальше в пути? (Дети называют особо отличившихся учеников.)

Урок 30. Оценка достижений.
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и ана­лизировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отвечать на во­просы по теме раздела, работать самостоятельно.

Оборудование: карточки с планом создания проекта.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

— Сравните, как звучат стихи Тютчева и Никитина.

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!.. (Ф. Тютчев.)

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается. (И. Никитин.)

— Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая, спокойная, медленная, торжественная?

На прошлом уроке мы обобщили полученные знания по из­учаемому разделу. Сегодня проверим и оценим ваши достижения.


III. Работа по теме урока .Тест

Вариант 1

А1. Чьих произведений нет в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?

1) Ф.И. Тютчева 3) И.С. Никитина

2) А.А. Фета 4) А. С. Пушкина

А2. Как зовут поэта Никитина?

1) Иван Саввич3) Федор Иванович

2) Иван Захарович 4) Афанасий Афанасьевич

A3. Из какого произведения эти строки?

И сидишь, ни слова...

Тихо все кругом;

Только слышишь — воет Вьюга за окном.

1) И.С. Никитин «Встреча зимы»

2) И. 3. Суриков «Детство»

3) А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»

4) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

А4. Закончите предложение.

Иван Захарович Суриков — автор стихотворения...

1) «Мама!Глянь-ка из окошка...»

2) «Листья»

3) «Зима»

4) «Встреча зимы»

81. Найдите значение слова «перлы».

1) жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг

2) пальцы

3) перловая крупа

4) птицы

82. По группе слов узнайте произведение.

Кошка, побелело, мороз, иней, пухлой ватой, салазки, бежать, гу­лять.

1) «Весенняя гроза»

2) «Мама!Глянь-ка из окошка...»

3) «Листья»

4) «Зреет рожь над жаркой нивой...»

83. Найдите созвучное слово. Раскаты молодые — перлы...

1) голубые 3) дождевые

2) золотые 4) снеговые

84. Закончите предложение.

Особенность стихотворных произведений — ритм. Ритм — это...

1) чередование ударных и безударных слогов

2) рифма

3) созвучные слова

4) однокоренные слова С1. Какое слово пропущено? Чем дальше в..., тем больше дров.

1) сад 3) рощу

2) лес4) чащу

С2. В каких стихотворениях говорится о нем (ответ предыду­щего вопроса)?

1) И.З. Суриков «Зима»

2) И. С. Никитин «Встреча зимы»

3) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

4) И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

Вариант 2

А1. Чьих произведений нет в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?

1) И.З. Сурикова 3) НА. Некрасова

2) И.С. Никитина 4) А.А. Фета

А2. Как зовут поэта Сурикова?

1) Иван Захарович3) Федор Иванович

2) Иван Саввич 4) Афанасий Афанасьевич

A3. Из какого произведения эти строки?

О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей!

1) Ф.И. Тютчев «Листья»

2) А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»

3) И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

4) И.З. Суриков «Детство»

А4. Закончите предложение.

Федор Иванович Тютчев — автор стихотворения...

1) «Зима»

2) «Встреча зимы»

3) «Зреет рожь над жаркой нивой...»

4) «Весенняя гроза»



81. Найдите значение слова «тороватый».

1) горбатый 3) скуповатый

2) щедрый (не скупой)4) старый

82. Из какого произведения приведенные слова? Зима, гостья, гуляй, расстилай, мороз, песни севера.

1) «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

2) «Детство»

3) «Встреча зимы»

4) «Зима»

83. Найдите созвучное слово. Пыль летит — нити...

1) золотит3) холодит

2) серебрит 4) превратит

84. Вставьте пропущенное слово. Созвучные слова — это ... слова.

1) родственные 3) рифмующиеся

2) близкие по смыслу 4) интересные

С1. О ком из поэтов идет речь?

Жизнь его была очень тяжелой. Умер он в 39 лет от чахотки. Но дет­ство его было счастливым.

1) Ф.И. Тютчев 3) И.С. Никитин

2) А.А. Фет 4) И.З. Суриков

С2. Какие произведения этого поэта (ответ предыдущего во­проса) вы читали в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?

1) «Детство»3) «Встреча зимы»

2) «Зима»4) «Листья»

IV. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

V. Повторение

— Откройте учебник на с. 78. Выполним задания 1, 2. (Дети читают задания, выполняют их.)

— Попробуйте объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.

Выполним задание 7 на с. 79.

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Чем занимались на уроке?

Домашнее задание

Выполнить задание 9 на с. 80.

Урок 31. Знакомство с названием раздела
Цели:познакомить учащихся с новым разделом; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание раздела; планировать работу на уроке, выби­рать виды деятельности.

Оборудование:выставка книг по теме раздела; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

— Прочитайте стихотворение И. Сурикова, выделяя голосом последнее слово в каждой строчке.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

- Прочитайте стихи, выделяя голосом существительные.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

- Какое чтение вам понравилось больше? Почему?

- Проверим, как вы подготовили выразительное чтение наи­более понравившегося вам стихотворения. (Чтение стихов учащимися.)


III. Введение в тему.

- Рассмотрите выставку книг. Как бы вы назвали ее? (Пред­положения детей.)

- Определите тему и цели урока.

IV. Работа по теме урока.

- Расшифруйте, что здесь написано. ИКЕЛЕВИ ИКСРСУЕ ТАИПИЛЕС (Великие русские писатели.)

- Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Великие русские писатели».

- Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)

- Чему мы будем учиться?

- Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 81. Прочитайте, с чем мы познакомимся.

- Чему мы научимся?

- Чему мы будем учиться?

- Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произве­дениями каких авторов мы познакомимся? (А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова.)

- Расскажите, чему мы научимся. Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Дети дают ответы согласно тексту на с. 81 учебника.)

V. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.


VI. Продолжение работы по теме урока.

Викторина

— Послушайте загадочную стихотворную историю, составлен­ную из фрагментов литературных произведений известных авторов. Вспомните, кого испугались персонажи стихотво­рений.

Очень страшная история

— Мама! — крикнул китобой, —

Отскочив от пушки,

— Что же это?..Хвост трубой...

Ушки на макушке... (Кота. Б. Заходер «Кит и Кот».)

Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа. (Таракана. К. Чуковский «Тараканище».)

Кто на дерево забрался.

Кто укрылся за ларек.

Кто на крыше оказался,

Кто забился в водосток.

А на елке, как игрушки,

Разместились две старушки. (Тигра. Э. Успенский «Тигр вышел погулять».)

Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат

Висят на елке и молчат. (Волка. А. Барто «Дело было в январе».)

Кто, дрожа от страха, спрятался в чулане,

Кто в собачьей будке, кто на чердаке...

Папа схоронился в старом чемодане,

Дядя под диваном, тетя в сундуке. (Зверей. К. Чу­ковский «Крокодил».)

А кузнечик, а кузнечик,

Ну совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток, под мосток и молчок! (Паука. К. Чуков­ский «Муха-цокотуха».)

Он вбегает в трамвай,

Все кричат: — Ай-ай-ай! —

И бегом, кувырком, по домам, по углам:

— Помогите! Спасите! Помилуйте! (Крокодила. К. Чуковский «Крокодил».)

Милый, милый людоед,

Смилуйся над нами,

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями! (Бармалея. К. Чуковский «Бармалей».)

И, схвативши свой мешок,

Хлещет вдоль и поперек.

Ярким пламенем сверкая,

Встрепенулася вся стая,

Кругом огненным свилась

И за тучи понеслась. (Иванушку-дурачка. П. Ершов «Конек-Горбунок».)

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду.

А она за мною мчится

И кусает, как волчица. (Мочалку. К. Чуковский «Мойдодыр»)

Клюв у этой птицы острый, Встрепанные перья.

— Где же мама? Где же сестры?

Ну, пропал теперь я! (Воробья. А. Барто «Страш­ная птица».)

У Корнея Чуковского есть произведение «Путаница». Все вы его читали. А вам я предлагаю разобраться в другой путанице.

Пингвины — жители пустыни,

Ужата очень любят дыни,

Шоферы знают толк в малине,

Ребята ползают в трясине,

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине.

Неспешно ходит черепаха,

Могучий еж не знает страха.

Колючий лев в траве таится,

За ним охотится лисица.

Нет ни склада тут, ни лада...

Переставьте все, как надо!