Файл: Урок Введение. Знакомство с учебником Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказки; карточки (текст речевой разминки, за­дания).

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Дети читают выразительно стихи.

III. Актуализация знаний. Введение в тему.

(В классе организована выставка книг — детских изданий ска­зок Пушкина. Висит портрет.)

1. Беседа

— Что вы помните из биографии поэта?

— Какие сказки Пушкина вы помните?

— Какие чудеса в них встречаются?

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не лю­бил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин первый из русских поэтов заговорил про­стым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Ро­дионовна. «Подруга дней моих суровых», — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услы­шал замечательные русские сказки.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, за­водил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов — старинные и грозные песни о горькой народной доле.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Ро­дионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено — и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

«Что за прелесть эти сказки! — говорил он. — Каждая есть поэма». Под его легким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные бо­гатства русской поэзии.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну Лебедь, Черномора и морских бога­тырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.


Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и силь­ных стихотворений, поэм, рассказов и повестей. Имя поэта никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!

2. Переход к изучению нового материала

— Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Скольких художников вдохновили сказки Пушкина!

— Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

— Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам на­звал произведение сказкой.)

— Что еще можно узнать из заголовка? (Из заголовка можно узнать о героях сказки.)

— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яков­левич Билибин.)

IV. Физкультминутка.

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

V. Работа по теме урока.

(Сказку читает целиком учитель. Можно прослушать аудио­запись. Ученики следят по учебникам.)

— Какие чувства остались у вас после чтения? (Ответы учеников.)

— Хороший ли конец у сказки? Почему? (У сказки хороший конец. Ведь в сказке добро всегда побеждает зло.)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока.

— Докажите, что это сказка.

— Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?

- С какой сказкой ознакомились на уроке?

- Назовите героев сказки, которых вы запомнили.

- Какой эпизод из сказки понравился?

- Было ли вам жалко кого-нибудь или, наоборот, вы злились?

- Почему?

- Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?

Домашнее задание

Прочитать сказку.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близ­кими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Ро­дионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэ­зией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,



Не чувствуя ни ног, ни головы.

— Прочитайте жужжащим способом. Что узнали из этих строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страш­ные сказки.

— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, шепотом, громко).

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока Работа над сказкой

(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)

2. Составление картинного плана первой части сказки

— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

3. Выборочное чтение

— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

(Дети читают до слов «В те поры война была...».)

— Есть ли зачин в сказке? (Нет.)

— О чем говорит отсутствие зачина? (Это говорит о том, что все происходит здесь, рядом, на Русской земле.)

— С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была...» То есть начинается с обещаний.)

— Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут...».)

— Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле...».)

— Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в боч­ке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

— А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам...)

— Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)

— Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)

IV. Физкультминутка

Ты летай, как бабочка,

Крылышками помаши.

Бабочка-порхалочка,

Ты ко мне спеши-спеши!

V. Закрепление изученного.

Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»

— Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон...».)

— Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Ви­дят холм в широком поле, /Море синее кругом...)

— О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)

— Что значит «добрый ужин»? (Хороший.)

— Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку?
(Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спа­сения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)

Зыбей — зыбь — легкая волна.

Клёв — клюв.

— Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».

— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

Град - город.

Колымага — большая старинная телега.

Двор— придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец —драгоценный головной убор.

— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

— Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сего­дня на уроке?

Домашнее задание

Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проил­люстрировать прочитанную часть сказки.

Ход урока 3

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Дубравы, где в тиши свободы,

Встречал я счастье каждый день,

Ступаю вновь под ваши своды,

Под вашу дружескую тень.

И для меня воскресла радость,

И душу взволновали вновь

Моя потерянная младость,

Тоски мучительная сладость

И сердца первая любовь.

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.


III. Проверка домашнего задания.

- Конечно, вы, ребята, догадались, чье это стихотворение. (Александра Сергеевича Пушкина.)

Строчки стихов Пушкина, словно тропинки, ведут нас в стра­ну его поэзии. Мы будем идти по тропинкам стихов и, как сказоч­ные богатыри, расти день ото дня. Пушкин будет с нами всегда, он расскажет о громких битвах и тихих таинственных дубравах, о Медном Всаднике и каменном Командоре. Улыбнется нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» «Здравствуй, Пуш­кин!» — скажем и мы с вами. А для этого отправимся в путешест­вие по неведомым дорожкам.

- Определите тему и цели урока.

— Вы должны были дома прочитать отрывок. На сколько ча­стей вы поделили прочитанное?

1) Первая встреча с отцом.

2) Первое чудо.

3) Гости у князя Гвидона.

4) Вторая встреча с отцом.

5) Второе чудо.

IV. Физкультминутка.

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

V. Закрепление изученного.

(Чтение отрывка, который читали дома. Беседа после чтения.)

— Что заставило Гвидона превратиться в комара? (Он захотел увидеть отца.)

— Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца. (Дети читают отрывок.)

— Почему повариха рассказывает о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, так как боится, что обман раскроется.)

— Как наказал свою тетку Гвидон? (Он впился тетке прямо в правый глаз.)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет, он его понимает и оправдывает.)

— Почему так захотелось Гвидону завести чудо-белочку? (Он надеялся, что отец узнает об этом и приедет к нему.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте.

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Он отправился в облике мухи.)

— Прочитайте, какими предстали перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и кривою поварихой. (Царь грустит, а они «злыми жабами глядят».)

— О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? (О тридцати трех богатырях и дядьке Черноморе.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. Они ока­зались братьями Царевны Лебеди.)

— Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (Он был превращен в шмеля.)

— О каком чуде узнал князь на этот раз? (Он узнал о прекрасной царевне.)

— Прочитайте, о каком чуде рассказала повариха. Как об этом же рассказывал Гвидон? С какой интонацией нужно про­читать? Чем отличаются их рассказы?