ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел учебника мы начали изучать?
— Какие произведения в нем мы будем читать?
— Что нового хотелось бы узнать в нем?
Домашнее задание
Принести поэтические сборники, стихи из которых вам нравятся.
Урок 3 2. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая гимнастика
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз
.Д. Кедрин
— Прочитайте жужжащим способом.
— Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы. (Скинуло, отсвистели, одета, прошлась, раструбили, собралась, полощет, примеряет.)
— Почитаем весь текст, выделяя голосом глаголы. (Дети читают текст.)
— Прочитайте скороговоркой.
— А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.
III. Введение в тему. Актуализация знаний.
— Мы с вами закончили изучение раздела «Поэтическая тетрадь 1». А сегодня переходим к изучению другого большого раздела. Вспомните, как он называется.
— Посмотрите на портрет писателя на с. 82. Знаете ли вы, кто это? (Здесь портрет А. С. Пушкина.)
— Что вы о нем знаете? Какие произведения Александра Сергеевича вы читали или знаете? (Ответы детей.)
— Определите тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина
— Откройте с. 82-83 учебника. Посмотрите на этот разворот. Что вы видите, что можете еще сказать об этом писателе? (Дети вспоминают.)
— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о поэте.
(Рассказ учителя об авторе.)
Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие ученые читали и перечитывали Пушкина, учились у него.
2. Знакомство с портретами А.С. Пушкина
На с. 82 учебника мы видим репродукцию портрета Пушкина, который был выполнен в 1827 г. выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду.
Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные самим поэтом. Свои рисунки он часто делал прямо в рукописях, на тех местах, где были записаны стихи. Мы видим, каким талантливым был этот человек.
V. Физкультминутка.
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели,
Травку пощипали,
Букашек поклевали
И тихонько поднялись,
Полетели дружно ввысь.
Закричали все тогда:
Га-га-га! Га-га-га!
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Чтение текста об А.С. Пушкине
(Текст на с. 84-85 читают хорошо читающие ученики.)
2. Вопросы после чтения
(Работа в парах.)
— Перечитайте текст. Составьте по нему вопросы одноклассникам.
(Вопросы учителя.)
— Когда и где родился А.С. Пушкин? (6июня 1799г. в Москве.)
— Что значит предложение: «Пушкин вошел в жизнь празднично»? (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I.)
— На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке.)
— Когда А. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)
— Кто учил его писать по-русски? (Писать по-русски учила его бабушка.)
— Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита.)
— Перечитайте статью на с. 84-85 учебника и разгадайте
кроссворд.
1. Слово, которым старуха бранила своего старика в «Сказке о золотой рыбке». (Простофиля.)
2. Язык, на котором написано первое стихотворение А. Пушкина. (Французский.)
3. Сколько лет исполнилось Саше, когда он впервые приехал к бабушке в имение Захарове? (Шесть.)
4. Город, в котором родился поэт. (Москва.)
5. Кем особенно хотелось быть старухе в сказке А. Пушкина? (Владычицей.)
6. Любимое время года поэта поможет узнать загадка. (Осень.)
Тучи серые несу Над землею вязкой, И рисую я в лесу Золотою краской.
— Какое слово получилось по вертикали? Допишите имя и отчество.
— О чем говорит поэт?
«Деревья в зимнем серебре» - ....
«Зимы блистательный ковер» —....
— Вспомните, как называется такой поэтический прием.
М... — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства. (Метафора.)
3. Чтение стихотворения «За весной, красой природы...»
— Прочитайте стихотворение «За весной, красой природы...».
— О чем рассказывает нам автор?
— Каким настроением наполнено стихотворение?
— Прочитайте его выразительно.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока.
— Чем занимались на уроке?
— Какой раздел мы начали изучать?
— Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «За весной, красой природы...». Узнать новое о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Подготовить сообщение.
Урок 33. А. Пушкин. Лирические стихотворения.
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение просебя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному. Оборудование:портрет А.С. Пушкина, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
(Выразительное чтение стихотворения «За весной, красой природы...».)
— Послушаем ваши сообщения об Александре Сергеевиче Пушкине.
III. Речевая разминка.
— Прочитайте пословицы и поговорки жужжащим способом.
• В зимний холод всякий молод.
• Зима без трех подзимков не становится.
• Зимой дороги не уровняешь — метель свое возьмет.
— Прочитайте с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной (еще: с веселой интонацией, грустной).
— Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл пословиц и поговорок.
IV. Работа по теме урока.
— Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, учиться читать его стихи. Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать? (Мы думаем, что стихи о зиме.) (Чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало...» учителем.
Вопросы после чтения.)
— Ваши впечатления? (Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.)
— О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени, так как день становится короче, опадает листва, на полях туман, гуси улетают.)
— Как понимаете слово «караван»? (Караван — движущаяся вереница — друг за другом.)
— Найдите значение слова «сень». Сень — то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь.
— Прочитайте задание 1 на с. 86. Выполните его.
— К слову «скучная» найдите близкие по смыслу слова. Запишите в рабочую тетрадь. (Уныло, тоскливо, неинтересно, невесело, нудно...)
— Как можно озаглавить этот отрывок? («Осень», «Осень наступила», «Скучная пора» и др.)
— Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащимися.)
V. Физкультминутка
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над отрывками из романа «Евгений Онегин»
— Ребята, посмотрите внимательно: откуда этот отрывок? (Это отрывок из романа «Евгений Онегин».)
— Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа.
— Прочитайте следующий отрывок — «В тот год осенняя погода...» - самостоятельно.
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Сначала было грустно оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, на душе стало светло и радостно.)
— Докажите, что зима долго не наступала. (Автор говорит: «В тот год осенняя погода / Стояла долго на дворе, / Зимы ждала, ждала природа...» Слово «ждала» даже повторяется два раза!)
— Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно. (Дети зачитывают строчки.)
— Какие слова и выражения вам непонятны? На третье в ночь — ночь на 3 января. Куртины - цветочные грядки, клумбы.
— О чем говорит поэт: «Деревья в зимнем серебре»? (Он говорит об инее.)
— А «Зимы блистательный ковер»? (Здесь говорится о снеге.)
— Как называется такой поэтический прием? (Он называется метафорой. Метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства.)
— Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащимися.)
— Чье чтение было особенно удачным? (Дети анализируют чтение друг друга.)
2. «Опрятней модного паркета...»
— Прочитайте отрывок «Опрятней модного паркета...» самостоятельно.
— С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (Речка, покрытая льдом, сравнивается с паркетом.)
— С каким настроением мальчики скользят по льду? (Мальчишки изображены очень радостными.)
— Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Слово «звучно».)
— Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (Мелькает, вьется первый снег, / Звездами падая на брег.)
— Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте свое радостное настроение при чтении. (Чтение стихотворения учащимися.)
VII. Рефлексия.
VIII. Подведение итогов урока.
— Ребята, вернемся к пословицам и поговоркам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к прозвучавшим сегодня стихотворениям?
— Какие отрывки из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению?
Домашнее задание.
Выучить любое понравившееся стихотворение.
Урок 34. А. Пушкин «Зимнее утро».
Цели: ознакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро»; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.
Планируемые результаты:учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение; звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.
III. Речевая разминка
— Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.
Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок — мой младший брат —
Мне всегда бывает рад. (Метель, пурга, вьюга, буран.)
— Прочитайте с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)
— Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл загадки.
IV. Актуализация знаний. Введение в тему.
— У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы можете сказать об этих явлениях природы? (Высказывания детей.)
— Расшифруйте, что написано на доске (читайте только русские буквы).
S3LHWMGHIESE LYNTPSWOL
(Зимнее утро.)
— Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием? (Предположения учащихся.)
— Откройте учебник на с. 88—89. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Хотите что-нибудь добавить к сказанному?
— Правы ли мы, узнаем после минутки отдыха.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 44
V. Физкультминутка
Поймай снежок!
Не боимся мы пороши —
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам —
Снега хватит нам и вам!
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем
— Что вам особенно понравилось в стихотворении?
— Какие слова были непонятны?
Нега — блаженство.
Аврора — утренняя звезда.
Вечор — вчера.
Нынче — сегодня.
2. Работа над стихотворением
— Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.
(Дети выполняют задание.)
— Прочитайте первую часть. О чем в ней говорится?
— Прочитайте вторую часть. (Во второй части описывается вечер, как злилась буря, и было очень печально.)
— Прочитайте третью часть. (В третьей части перед нами предстает картина природы. Она очень красива: блестя на солнце снег лежит, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит.)
— Почитайте четвертую часть. (В этой части перед нами картина освещенной светом затопленной печи комнаты. Значит, там тепло и уютно.)
— Пятая часть? (В последней части говорится о том, что поэт приглашает свою героиню прокатиться на коне.)
— Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? (Нет. Сначала громко, выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным, но звонким голосом. А вот последние шесть строчек снова громко, призывно.)
— Ребята, в этом стихотворении мы увидели резкую смену настроения и картин в произведении. Такой прием называется антитезой, или противопоставлением. Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Поэт использует его для яркости образа, для большой силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.)
3. Выразительное чтение стихотворения
— Почему Александр Сергеевич вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
— Поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно.
- Прочитайте выразительно все стихотворение классу. (Выразительное чтение учащимися.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока.
— Чем занимались на уроке?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро».
Урок 3 5. А. Пушкин «Зимний вечер».
Цели: ознакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимний вечер»; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок
в тексте по вопросам; учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
III. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
А. Фет
— Прочитайте с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной).
— Прочитайте выразительно.
IV. Актуализация знаний. Введение в тему.
— О каком времени суток говорит нам автор? (Высказывания детей.)
— Докажите, что это ночь.
— Откройте учебник на с. 90—91. Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрации к нему.
— Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием? (Предположения учащихся.)
— Кто автор стихотворения? (А.С. Пушкин.)
V. Физкультминутка
(Стоя прямо, поставить руки на пояс. Раскачивать туловище вправо, влево, имитируя движения маятника.) Маятник качается
То вперед, то назад,
То налево, то направо.
Очень он старается,
Чтобы быть исправным.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Чтение стихотворения «Зимний вечер» учителем
(или в записи)
— Понравилось вам стихотворение?
— Значение каких слов надо уточнить для понимания содержания стихотворения?
Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет — покрывает.
Лачужка - небольшая старенькая избушка. Обветшалая кровля — старая, разрушающаяся крыша.
2. Работа над содержанием стихотворения
— Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури. (Звуки [з], [ж], [ш].)
— С кем и с чем сравнивает поэт бурю? (Он сравнивает ее со зверем и с ребенком.)
— К кому обращается поэт? (Он обращается к своей няне.)
— Как он относится к своей няне? (А" своей няне поэт относится с нежностью и любовью.)
— Каким настроением проникнуто все стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать свое настроение в этот зимний вечер?
3. Выразительное чтение стихотворения
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Сравните два стихотворения Пушкина: «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? (Нет, по настроению они неодинаковы. В стихотворении «Зимнее утро» настроение поэта меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» оно грустное.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Чем занимались на уроке?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер» А. Пушкина.
Уроки 36-39. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане.....
Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от других произведений.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение просебя; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные события и предметы в сказке; выделять особенности литературной сказки.