Файл: Урок Введение. Знакомство с учебником Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Работа с репродукцией

— Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина. Что вы на ней видите?

— Как бы вы назвали эту картину? (Одиночество. Одинокая сосна. Ночь. Грусть. И т. п.)

— Какие картины И. Шишкина вам известны?

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) — один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аква­фортист.

2. Чтение стихотворения «На севере диком стоит одиноко...» учителем

— Как будем читать это стихотворение? Быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо или громко? Грустно, весело, радостно? Почему?

— Совпадают ли по настроению стихотворение и картина И. Шишкина? (Да. Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихо­творению.)

3. Словарная работа

Риза облачение, одежда священника при богослужении.

Утёс высокая скала.

4. Выразительное чтение стихотворения

— Поработайте в парах. Прочитайте стихотворение вырази­тельно.

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока.

— Чему учились на уроке?

— С творчеством какого писателя ознакомились сегодня

на уроке?

— Понравились ли вам его стихотворения?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений. Сделать

к ним иллюстрации.

Урок 47. М. Лермонтов «Утес», «Осень»
Цели:продолжить знакомство учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать про­изведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения; прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты:учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; пони­мать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.

Оборудование:портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

— Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; прохлопайте ритм.

— О чем скороговорка? (Скороговорка о том, как нужно пра­вильно говорить.)

— Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важ­ные слова. (Расстановка логических ударений.)


— Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

— Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

III. Проверка домашнего задания.

(Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.)

— Покажите свои иллюстрации и расскажите, что вы на них изобразили.

IV. Введение в тему. Работа с репродукцией.

— Рассмотрите репродукцию картины А. Куинджи на с. 146 учебника.

Архип Иванович Куинджи (1841—1910) — живописец, передвижник. Для его пейзажей характерны романтическая приподнятость, панорам-ность композиций, декоративная звучность колорита, близкие к натуре эффекты освещения.

— Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину. Что хотел показать нам художник? (Ответы детей.)

— Определите тему и цели урока.

V. Работа по теме урока

1. Чтение и обсуждение стихотворения «Утес»

Сегодня мы ознакомимся со стихотворением М.Ю. Лермон­това «Утес».

— Вспомните, что такое утес. (Утес — это высокая скала.) (Чтение стихотворения учителем.)

— Ваши впечатления от прочитанного? (Мне стало грустно, печально. Он стоит одиноко и плачет.)

— Сравните два стихотворения Лермонтова — «На севере диком стоит одиноко...» и «Утес». Перечитайте их, чтобы выполнить это задание. (В этих стихотворениях совпадает настроение. Лермонтов пишет о грусти, печали, невыноси­мости одиночества.)

— Прочитайте стихотворение «Утес» про себя.

— Какие два образа запомнились вам? (Образ легкой, игривой, шаловливой, свободной и беспечной золотой тучки. И угрю­мый, большой, неподвижный утес. Одинокий утес, мрачный. Старый утес.) стр.148

— Тучку поэт изображает как живую. Докажите. (Ночевала; умчалась рано, весело играя.)

— После посещения тучки как чувствовал себя утес? (Ему ста­ло хуже. Его тоска одиночества усилилась.)

Да, тучка не могла понять утеса: она стремительная, юная, ей неизвестны такие чувства, которые переживает утес.

— В чем же особенность стихотворения? (Стихотворение не­большое, но оно насыщено чувствами. В нем яркие картины, в нем звучит музыка.)

2. Выразительное чтение стихотворения

VI. Физкультминутка

Линейку на пол положу

И выпрямлюсь с ходу.

Потом достать ее могу


И выровняю позу.

Проделаю так много раз,

Чтоб отдохнуть от книжных фраз.

VII. Продолжение работы по теме урока.

1. Чтение и обсуждение стихотворения «Осень»

— Прочитайте стихотворение «Осень». Какие строчки помог­ли вам представить осеннюю картину? (Дети зачитывают строки.)

— Каким вам представляется бор, где поникшие ели зелень

мрачную хранят?

— Почему поэт называет зелень мрачной? (Может быть, по­тому, что она уже немолодая, темная. А лиственные деревья стоят голые.)

— Как понимаете строчки?

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

(Листья падают, деревья оголяются, и кругом все видно. Поэто­му и хочется укрыться.)

2. Выразительное чтение

VIII. Рефлексия.

IX. Подведение итогов урока.

— Чему учились на уроке?

— С какими стихотворениями ознакомились?

Домашнее задание

Выучить понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова.

Урок 48. Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Тол­стого; развивать умения выразительно читать произведение, пере­давая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; подбирать материал для сообщения о писателе.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка.

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

— Прочитайте жужжащим способом.

— Как вы думаете, что это? (Это отрывок из стихотворения.)

— Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, выделяя голосом глаголы.

— А сейчас прочитаем, выделяя голосом последнее слово в каждой строке.


— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, выразительно).

III. Проверка домашнего задания.

1. Чтение стихотворения «Парус»

— Вы правильно поняли, что это отрывок из стихотворения и написал его М.Ю. Лермонтов. Послушайте его. (Учитель читает стихотворение наизусть.)

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

— Понравилось вам стихотворение?

— Какая тема затронута в нем? (Опять тема одиночества.)

2. Проверка домашнего задания

— Прочитайте выразительно стихотворение «Утес», пред­ставьте нам иллюстрации, которые вы приготовили.

(Выступления детей. Чтение учащимися наизусть стихотво­рений М. Лермонтова.)

IV. Введение в тему

— Итак, мы с вами изучали творчество М.Ю. Лермонтова. А сегодня у нас новая тема. Прочитайте запись на доске.

• Чтоб поверить в добро, надо начать делать его.

— Как вы понимаете эти слова? (Объяснения учащихся.)

— Если вы правильно расшифруете, то узнаете, кто из великих людей изрек то, что вы сейчас читали.

5 4 3 2 1

12 3 4 5 6

А Ж

Б

в

г

д

Е

3

и

й

к

л

М Т Ш

Н

У

О

п

р

с

ф

X

ц

ч

щ

ь

э

ю

я

6,4; 6,5; 3,5

2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2

1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4

(Лев Николаевич Толстой.)


— Итак, сегодняшний и следующие несколько уроков мы по­святим Льву Николаевичу Толстому. Вспомните, что мы знаем об этом писателе. Дополните фразы.

1) Он был....

2) Родился и похоронен в ....

3) Полное собрание сочинений составляет ... томов.

4) В Ясной Поляне он открыл ... для ... и сам учил их.

(Граф. Родился в 1828г. в Ясной Поляне и похоронен там в 1910г. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его кни­ги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений — 90 томов. Он очень любил детей. Лев Нико­лаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.)

— Вы узнаете еще много нового и интересного об этом писателе.

V. Работа по теме урока

— Посмотрите на с. 148—149 учебника. Вглядитесь в фотогра­фии писателя. Ведь лицо человека, его глаза могут расска­зать о многом. Послушайте о нем рассказ.

(Рассказывают учитель и заранее подготовленные ученики.) Лев Николаевич Толстой (1828—1910) в своих произведениях говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает доб­ро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. Толстой жил скромно, старался обслужи­вать себя сам, знал и крестьянский труд: умел косить, пахать. Толстой работал ежедневно, он был великим тружеником.