ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
VI. Физкультминутка
Синички сели на веточки,
Поклевали все семечки.
Потом полетели,
На земельку сели.
Поклевали зернышки,
Почистили перышки.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение текста «Детство Л.Н. Толстого»
(Текст на с. 150— 151 читают учитель и хорошо читающие ученики.)
2. Беседа после чтения
— Что интересного узнали о детстве Толстого? (Примерный ответ. Мы узнали, что детство будущий писатель провел в Ясной Поляне. Мать его умерла рано, когда Левушке было полтора года. Детей в семье было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Левушка и младшая сестра Машенька. Самый старший был Николенька. Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки или истории с привидениями или юмористические истории. Он говорил с такой уверенностью, что забывалось, что это выдумка.)
— Какую тайну поведал Николенька своим братьям? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте его.
(Ученики находят отрывок и зачитывают его.)
— В чем была главная тайна муравейного братства? (Когда тайна откроется, все люди сделаются счастливыми: не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями...)
— Где была написана эта тайна? (Эта тайна была написана на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа...)
— Сохранил ли Л.Н. Толстой веру в существование зеленой палочки? Прочитайте.
(Дети зачитывают последний абзац.)
3. Рассказы учащихся
— Ребята, а есть ли у вас какие-то яркие воспоминания из вашего детства? Расскажите о них.
VIII. Рефлексия
IX. Подведение итогов урока.
— Чему учились на уроке?
— Что вы узнали о творчестве Л.Н. Толстого?
Домашнее задание.
Перечитать рассказ Л.Н. Толстого, подготовить сообщение о писателе.
Урок 4 9. Л. Толстой «Акула»
Цели:ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Акула»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам;
понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение
к прочитанному; определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
Тайна
Я тебе открою тайну,
Никому не говори...
Если рано ты проснешься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей,
Если ты пойдешь направо,
А потом чуть-чуть левей,
Обогнешь большой колодец,
Обойдешь засохший пруд...
Там, у старой водокачки,
Под забором две собачки
Громко косточку грызут!
И. Пивоварова
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте медленно, затем с ускорением.
— Прочитайте, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.
— Прочитайте быстро, скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания.
— О какой тайне говорит автор стихотворения? (Под забором две собачки / Громко косточку грызут!)
— А какая тайна была у маленького Левушки с его братьями? Какие сообщения вы подготовили? Расскажите. (Пересказ текста детьми.)
IV. Введение в тему.
1. Актуализация знаний.
— Ребята, вспомните, какие произведения Толстого мы читали с вами во 2 классе? («Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Ученый сын», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза», «Осел и Лошадь», «Котенок», «Филиппок». Мы читали его рассказы и басни.)
2. Переход к новому материалу
— Сегодня ознакомимся с еще одним рассказом Л.Н. Толстого — «Акула». Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предположения детей.)
— Проверим ваши предположения.
V. Работа по теме урока.
(Учитель начинает читать до слов «Акула плыла прямо на мальчиков...». Здесь чтение прерывается, делается пауза.)
— Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения детей.) (Продолжение чтения текста хорошо читающими учащимися.
— Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей.)
— Что вы испытали при чтении этого рассказа? (Страх, отчаяние, радость...)
VI. Физкультминутка.
Как живешь? Вот так! (Дети встают, показывают большой палец.)
Как идешь? Вот так! (Шаги на месте.)
Как бежишь? Вот так! (Бег на месте.)
Как летишь? Вот так! (Взмахи кистями.)
Как плывешь? Вот так! (Взмахи руками.)
Как шалишь? Вот так! (Прыжки с поворотами.)
Как сидишь? Вот так! (Садятся за парты.)
VII. Продолжение работы по теме урока Выборочное чтение.
— Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.
— Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)
— Что значат эти слова? (Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать.)
— Когда отца охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его состояние. (Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам, отца охватил страх. «Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».)
— Прочитайте, что было дальше.
— Ребята, почему, когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына.)
— Когда он стал действовать? (Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.)
— Почему все замерли от страха? (Всем было страшно, ведь он мог попасть в мальчиков.)
— Как вел себя артиллерист после выстрела? (Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.)
— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.)
— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (Он очень сильный духом человек, мужественный, опытный и т. п.)
— Что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.)
VIII. Рефлексия.
IX. Подведение итогов урока.
— С каким рассказом ознакомились?
— Как его можно было назвать по-другому?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста, выбрав любой план к рассказу из данных на с. 156.
Урок 50. Л. Толстой «Прыжок».
Цели: ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному; определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания); иллюстрации или слайды с изображением кораблей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
— Дома вы готовили пересказ по одному из планов. Чем они
отличаются? (Пересказ текста по одному из планов на с. 156.)
III. Речевая разминка
Фотограф
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, — грозится еж, —
Если снимок не пришлешь».
В. Берестов
(Выразительное чтение стихотворения в движении. Чтение по ролям.)
— Ребята, а что бы сказала обезьянка? (Предположения детей.)
IV. Введение в тему.
1. Рассказ учителя о кораблях.
(Рассказ сопровождается показом рисунков или слайдов.) Первые корабли — небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Древнем Риме. В V в. до н. э. появились корабли с несколькими рядами весел. Корабли с двумя рядами весел назывались биремами, с тремя — триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VII в. в Венеции был создан более быстроходный корабль — галера. Она имела длину 40-50 м, ширину 6 м, один ряд весел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме весел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII—XVIII вв.
— Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула». Такой корабль раньше служил основным средством для дальних
морских плаваний. Палубу такого корабля делали из твердых как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15—25 м, т. е. имели высоту 5-8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.
2. Чтение рассказа «Прыжок»
(Учитель читает до слов «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...».)
— Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах ее взяли.)
— Как понять выражение «еще больше расходилась»? (Значит, еще больше корчилась, прыгала и т. д.)
— Как называется этот рассказ? (Рассказ называется «Прыжок».)
— Как вы думаете, что было дальше? (Предположения детей.)
V. Физкультминутка
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ, топ!
Правой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали?
VI. Работа по теме урока
1. Чтение текста до конца
(Читают учитель и учащиеся.)
— Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей.)
2. Работа над содержанием текста
— Почему малыш залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)
— Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать все по-своему? (Выбор детей.)
— Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?
(Учитель должен подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчиненные над ним смеялись.)
— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.)
— Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте. (Читают отрывок.)
— Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)
— Когда вы переживали за мальчика? (Ребята рассказывают.)
— Какие эпизоды рассказа говорят о его смелости, а какие — о самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии? (Ответы детей.)
VII. Рефлексия.
VIII. Подведение итогов урока.
— Похожи ли эти два рассказа — «Акула» и «Прыжок»? (Примерный ответ. Похоже место действия — корабль на воде. Похожи рассказы настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные, красивые люди. Когда их дети находятся на волосок от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах — смелость, умение действовать и не теряться. В обоих рассказах столько картин, столько движения!)
— А в чем отличие рассказов? (Примерный ответ. В «Прыжке» лучше показано состояние мальчика. Он сперва не знал, смеяться ему или сердиться, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и заметался — тут состояние и действия мальчика. В «Акуле» лучше показано состояние отца.)
— Кто главные герои рассказа?
— Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? (Она не главный герой. Она только причина случившегося.)
Домашнее задание.
Перечитать текст. Подготовить пересказ от имени мальчика. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
Урок 51. Л. Толстой «Лев и собачка».
Цели: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; раскрыть трагедийный смысл рассказа «Лев и собачка»; пробуждать любовь и доброту к братьям нашим меньшим.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному; определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя карточки (текст речевой разминки, задания); иллюстрации или слайды с изображением животных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Пересказ текста по готовому плану.)
III. Актуализация знаний.
— А сейчас прочитайте пословицы и скажите, какие из них можно отнести к рассказам Л.Н. Толстого. Назовите этот рассказ.
• Будь храбр по уму и по сердцу.
• Гордится отец, что у него сын храбрец.
• Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь.
• Кому потеха, а мне не до смеха.
• Где смекнет боец, там врагу конец.
(Ученики объясняют пословицы и говорят, к какому рассказу — «Прыжок» или «Акула» — они относятся.)
IV. Работа по теме урока.
Чтение и обсуждение рассказа «Лев и собачка»
— Расшифруйте, что здесь написано.
1_8Л\УЕСУВ SMWILCOWBVASL4KWIVALS
— Сегодня, ребята, мы прочитаем другой рассказ Льва Николаевича — «Лев и собачка». Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на с. 161. Что вы видите? (Мы видим, что лев и собачка сидят очень дружно, даже очень странно, как они мирно сидят.)
— Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предположения детей.)
— Я буду читать, а вы следите по учебникам. (После чтения выдерживается пауза.)
— Сейчас вчитайтесь сами в текст, а потом поделитесь своими мыслями. (Дети читают текст самостоятельно.)
— Каково ваше впечатление от рассказа? Какие мысли и чувства вызвало чтение? (Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил ее. Он добрый — поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.)
V. Физкультминутка
Я умею греться сам,
Обхвачусь руками,
Сильно их прижму к плечам,
Постучу ногами.
VI. Продолжение работы по теме урока.
— Прочитайте отрывки, которые вам запомнились. Почему именно этот отрывок запомнился?
— Прочитайте, как начинается рассказ. (ВЛондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям...)
— Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (Люди безжалостны — вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу.)
— Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые.)
— Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел ее. (Посмотрел с любопытством, интересом и удивлением.)
— Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило? (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
— Как автор относится к собачке? (Он ее любит.)
— Какими словами он пишет о ней? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другими словами — добрыми, ласковыми.)
— Какова же собачка? (Она добрая. Этим она и понравилась льву.)
— Как лев относился к собачке? (Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
— Что же происходит дальше? (Собачка умирает, лев не выдерживает разлуки с ней и умирает тоже. Л.Н. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
— Найдите и прочитайте слова, в которых Л.Н. Толстой говорит про льва и собачку как о людях. (На шестой день лев умер. Собачка заболела.)
— Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими любимцами? (Дети вспоминают истории из своей жизни.)
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 44