ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
VII. Рефлексия.
VIII. Подведение итогов урока.
— Что нового узнали на уроке о писателе, ознакомившись с новым рассказом?
— Какие общечеловеческие ценности нам открылись?
— Что будет с нами, если исчезнут добро, красота, любовь?
Домашнее задание.
Найти определение слов «доброта» и «трагедия». Подготовить пересказ текста, нарисовать иллюстрации к нему.
Урок 52. Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.
Цели:обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенному; сравнить текст-рассуждение и текст-описание; расширить знания детей о круговороте воды в природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному; определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте; сравнивать текст-рассуждение и текст-описание. 162
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания); иллюстрации или слайды с изображением картин природы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка.
— Прочитайте пословицы способом «птичий базар».
• Добра себе желаешь — делай добро.
• Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь.
— Прочитайте хором. Объясните их смысл.
III. Проверка домашнего задания.
— Как понимаете значение слова «трагедия»?
Трагедия- 1) драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую коллизию, личную и общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя; 2) потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.
— Перескажите рассказ «Лев и собачка».
(Дети пересказывают, показывают свои иллюстрации.)
— Кто нашел значение слова «доброта»?
Доброта— отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
— А что же такое красота? (Дети пытаются объяснить.) Красота - все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
IV. Работа по теме урока.
1. Чтение рассказа «Какая бывает роса на траве»
— Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажете мне в конце урока.
(Самостоятельное чтение учащимися.)
2. Работа после чтения
— Вы прочитали рассказ. Что было непонятно? Алмазы - прозрачные драгоценные камни.
Бархат — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
— Прочитаем текст еще раз по цепочке. Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек. (Повторное чтение текста.)
— Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.
(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Росинка, капелька, проскользнет.)
— Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рассказ можно назвать описанием.)
— Подумайте, с какой целью Толстой написал его. (Чтобы поделиться с нами своей радостью, восхищением от увиденного. А может быть, потому, чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру.)
V. Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише... (Приседают.)
Деревцо все выше, выше!
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?»
(Ребята читают самостоятельно.)
2. Работа над содержанием текста
— Попробуйте рассказать о причинах дождя. Какой получился текст — описание или рассуждение? (Тип текста —рассуждение.)
Да, это рассуждение. Этот тип текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем?», «отчего?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.
— Как называется явление, о котором пишет Л.Н. Толстой? (Это круговорот воды в природе.)
3. Сочинение рассказов учащимися
— Придумайте свой рассказ с описанием или с рассуждением. (Дается время на составление рассказа.)
— Чей рассказ вам больше всего понравился?
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Чем же рассказы, прочитанные вами сегодня, отличаются от ранее прочитанных?
— Какой из рассказов Л.Н. Толстого произвел на вас самое сильное впечатление?
Домашнее задание
Повторить произведения, которые прочитали в разделе «Великие русские писатели».
Урок 5 3. Оценка достижений.
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно.
Оборудование:КИМы для учащихся 3 класса.
Во второй части урока можно провести защиту выполненных ранее проектов либо выслушать сообщения о писателях. Выступают те учащиеся, которые не делали сообщений на предыдущих уроках.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Тест. Великие русские писатели
Вариант 1
А1. Найдите лишнее произведение.
1) «Акула» 3) «Лев и собачка»
2) «Прыжок» 4) «Сивка-Бурка»
А2. Какое произведение написал Л.Н. Толстой?
1) «Прыжок»3) «Зимний вечер»
2) «На севере диком...» 4) «Ворона и Лисица»
A3. Из какого произведения приведенные строчки?
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
1) «Прыжок»
2) «Акула»
3) «Лев и собачка»
4) «Какая бывает роса на траве»
А4. Какое из приведенных произведений можно назвать научно-познавательным?
1) «Куда девается вода из моря ?»
2) «На севере диком...»
3) «Горные вершины»
4) «В тот год осенняя погода...»
А5. Сколько братьев и сестер было у Л.Н. Толстого?
1) два брата и две сестры
2) один брат и одна сестра
3) три брата и одна сестра
4) четыре брата и одна сестра
81. Кто иносказательно, а не прямо рассказал о недостатках людей?
1) А.С. Пушкин 3) Л.Н. Толстой
2) М.Ю. Лермонтов 4) И.А. Крылов
82. О ком из писателей приведенные строки?
Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.
1) Л.Н. Толстой У)А.С. Пушкин
2) М.Ю. Лермонтов 4) И.А. Крылов
83. Узнайте произведение по ключевым словам.
Шляпа, забавляла, сын, капитал, ружье, страх.
1) «Акула»
2) «Прыжок»
3) «Куда девается вода из моря?»
4) «На севере диком...»
В4. Кто из писателей большую часть жизни провел в своем имении недалеко от города Тулы? Там он создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счету, письму и чтению.
1) АС. Пушкин 3) Л.Н. Толстой
2) И.А. Крылов 4) М.Ю. Лермонтов
С1. Кто из приведенных авторов писал басни?
1) А.С. Пушкин 3) Л.Н. Толстой
2) И.А. Крылов4) М.Ю. Лермонтов
С2. Как ласково называла няня маленького Сашу Пушкина?
1) мой свет, красно солнышко
2) мой ненаглядный
3) милый ангел
4) мой внучек
Вариант 2
А1. Найдите лишнее произведение.
1) «Какая бывает роса на траве»
2) «Зимнее утро»
3) «Прыжок»
4) «Лев и собачка»
А2. Какое произведение принадлежит перу Л.Н. Толстого?
1) «Куда девается вода из моря ?»
2) «На севере диком...»
3) «Зимний вечер»
4) «Утес» A3. Из какого произведения приведенные строки? Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая
погода, весь народ был на палубе.
1) «Акула»
2) «Лев и собачка»
3) «Прыжок»
4) «Какая бывает роса на траве»
А4. Какой из приведенных текстов можно назвать научно-познавательным?
1) «За весной, красой природы...»
2) «Какая бывает роса на траве»
3) «На севере диком...»
4) «Горные вершины...»
А5. В каком из произведений Л.Н. Толстого говорится о дружбе животных?
1) «Прыжок» 3) «Лев и собачка»
2) «Акула» 4) «Котенок»
81. Какие чувства вы испытали при чтении-стихотворений
М.Ю. Лермонтова?
1) веселье, радость 3) печаль
2) страх 4) легкую грусть
82. О ком из писателей здесь говорится? И получилось, что стихи, которые сочинял совсем маленький поэт, никто не запомнил, и мы их не знаем.
1) М.Ю. Лермонтов 3) Л.Н. Толстой
2) И.А. Крылов 4) А.С. Пушкин
83. Узнайте произведение по ключевым словам. Мальчики, артиллерист, купание в парусе, морское чудовище, страх отца.
1) «Прыжок»
2) «Акула»
3) «Лев и собачка»
4) «Куда девается вода из моря?»
В4. Кто написал книгу «Азбука», в которую вошли многие его
же рассказы и басни?
1) А.С. Пушкин 3) М.Ю. Лермонтов
2) И.А. Крылов 4) Л.Н. Толстой
С1. Найдите определение басни.
1) большой юмористический рассказ
2) маленький рассказ
3) сатирическое стихотворение
4) произведение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей
С2. Как называется явление, о котором написал Л.Н. Толстой?
1) круговорот воды в природе
2) вращение Земли вокруг своей оси
3) вращение Земли вокруг Солнца
4) смена времен года
III. Подведение итогов урока
Урок 54. Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться читать выразительно вслух по слогам и целыми словами; ориентироваться в прочитанных произведениях; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; работать в группе, уметь договариваться.
Оборудование: карточки с заданиями; магнитная азбука; выставка книг по разделу учебника.
Ход урока
I. Стихи под музыку
Ученик.
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий.
Ученица.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни —
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. А о ком мы будем говорить, чье творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.
II. Кроссворд
| | | | | I | | | ||||||||||||||||||||
| 2 | | | | | | | ||||||||||||||||||||
| | 3 | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||
| | 4 | | 5 | | | | | |||||||||||||||||||
| 6 | | | | | | | | 7 | | | | |||||||||||||||
| | | | | | | | | |||||||||||||||||||
8 | | | | | | | |||||||||||||||||||||
| | | | | | |