Файл: Проект внеурочная работа по географии содержание, формы, средства реализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
посильных для каждого конкретного коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов школьников.


1.3. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися

Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.

Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года, на который планируется внеклассная работа.

Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.

Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся.

Эпизодическая внеклассная работа предназначена для проведения отдельных разовых мероприятий, заданий. К таким мероприятиям относятся вечера, походы, олимпиады, конференции.

Систематическая и эпизодическая формы внеклассной работы по географии включают в себя массовую, групповую и индивидуальную формы работы, которые находятся в тесной взаимосвязи.

К массовым формам внеклассной работы относятся недели географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с учеными, путешественниками.

К групповым формам внеклассной работы относят факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы, которые охватывают группу учащихся от 30–35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.

Индивидуальная внеклассная работа – это подготовка рефератов, докладов, презентаций, заданий исследовательских проектов и др.

Формы внеклассной работы по географии могут быть различными, все зависит от целей и содержания. Любая форма организации внеклассной работы должна наиболее полно раскрывать развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся.

Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала – географическими знаниями.


Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ

2.1. Практическое значение внеклассного мероприятия

Я хочу представить разработку игры по типу телевизионной игры «Своя игра».

Данная методическая разработка предназначена как для работы в 8 классе так и для внеклассной работы с учениками средних классов. Мероприятие представляет собой развивающую игру, в которой в доступной форме даны не только вопросы, но и ответы.

Формой проведения выбрана игра не случайно, так как игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра только внешне кажется беззаботной. А на самом деле требует максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В игре формируются многие особенности личности ребенка: вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра, как свободная творческая деятельность обладает воспитательными, коммуникативными и развивающими свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект учащихся.

Данная методическая разработка была опробовано, как внеклассное мероприятие 6-7 классах в рамках проведения «Недели географии», а также как обобщающий урок в 8 классе после изучения темы: «Природа ПМР». Участвует несколько команд. В начале игры задаётся контрольный вопрос для определения первой команды и начинается игра. Отгадавшая вопрос команда выбирает тему и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос. Время на обсуждение составляет 15-20 секунд. По истечении 15-20-ти секунд по сигналу, команда, выбравшая тему и стоимость вопроса, называет свой вариант ответа. Если ответ верный, то на счет команды засчитываются очки, если неправильно, то баллы вычитаются (на усмотрение учителя), в противном случае возможность ответить появляется у команды противников.

Вопросы даются по темам: географическое положение, рельеф, внутренние воды, растительный и животный мир, города и села ПМР, знаменитые люди нашего края, памятники. Каждый вопрос оценивается от 10 до 50 баллов


На игровом поле есть рубрики «Аукцион», «Удача», «Вопрос нужно отдать».

В «финал» выходят команды, набравшие наибольшее количество баллов. На финал даются несколько тем. Участники по очереди называют тему, которая им не нравится. Остается одна тема. Команды делают ставки (на лист бумаги) и сдают жюри. На обдумывание ответа дается 1 минута. Через минуту член жюри собирает ответы.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Работа с презентацией: при нажатии на выбранную цифру, появляется слайд с вопросом, на который необходимо ответить Ответ проявляется при щелчке мыши. Чтобы вернуться к таблице нажмите на картинку домика (в правом нижнем углу). Использованные цифры с баллами становятся бледными по цвету. В финале при выборе темы нажимать на название самой темы (ненужной). Вопрос скрыт в звездочке.

Методическая разработка составлена на основе учебно-методической литературы и ресурсов интернет.

Считаю, что данная методическая разработка поможет учителям организовать обобщающий урок по географии, провести внеклассное мероприятие или классный час.
2.2. План-конспект внеклассного мероприятия «Знатоки географии Приднестровья»

Цель: повышение познавательного интереса учащихся к географии.

Задачи:

  • углубить знания по географии и активную познавательную деятельность учащихся;

  • развивать умение логически мыслить, работать в группе, высказывать свое мнение, умение слушать слышать других, принимать коллективное решение;

  • развивать коммуникативность учащхся, через совместную работу, способствовать сплочению детского коллектива;

  • формировать интерес к предмету через внеклассное мероприятие

Оборудование: электронная презентация, мультимедийное оборудование, проектор, дипломы, грамоты.

Ожидаемые результаты:

На уровне учреждения:

  • пополнение методической базы по предметам;

  • формирование банка педагогических технологий для развития обучающихся.

На уровне администрации:

  • мониторинг уровня развития проффесионализма учителя;

  • представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы.

На уровне обучающегося:

  • умение самостоятельно добывать информацию, работать с различными источниками, выделять главное;

  • знание и понимание терминологии, умение формулировать и применять знания в условиях недостатка времени;

  • умение работать в команде, создавать ситуацию успеха, быть готовыми к возможному проигрышу;

  • умение адекватно оценивать свой уровень подготовки и уровень соперника;

  • взаимообмен знаниями и опытом в процессе игры между участниками.


Ход игры

1. Организационный этап.


Игра составлена по подобию телевизионной игры «Своя игра».

Учащиеся делятся на 3-5 команд. Жюри (из 2 учителей) подсчитывают заработанные баллы. Для наглядности лучше записывать баллы на доске.

Правила игры:

  1. Играют 3-5 команды.

  2. Вопросы даются по темам, каждый вопрос оценивается от 10 до 50 баллов.

  3. Время на обдумывание вопроса 15-20 секунд.

  4. На игровом поле есть рубрики «Аукцион», «Удача», «Вопрос нужно отдать».

  5. В «финал» выходят команды, набравшие наибольшее количество баллов.

  6. Отвечающая команда дает ответ, если он верный, то данное количество баллов записывается на счет команды. Если ответ неверный, то баллы вычитаются. Другая команда имеет возможность ответить, если был дан неверный ответ.

  7. Следующий вопрос определяет игрок, давший правильный ответ.

  8. На финал даются несколько тем. Участники по очереди называют тему, которая им не нравится. Остается одна тема. Команды делают ставки (на лист бумаги), и сдают жюри. На обдумывание ответа дается 1 минута. Через минуту член жюри собирает ответы.

  9. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  1. Ход игры.



1. Географическое положение

10

20

30

40

50

2. Рельеф

10

20

30

40

50

3. Внутренние воды

10

20

30

40

50

4. Растительный и животный мир

10

20

30

40

50

5. Города и села ПМР

10

20

30

40

50

6. Знаменитые люди нашего края

10

20

30

40

50

7.Памятники

10

20

30

40

50

8. ФИНАЛ

 

 

 

 

 




1. Географическое положение:

10 – Площадь Приднестровской Молдавской Республики составляет….

Ответ. 4163 кв. км

20 – Украина и Молдова соседи первого порядка, назовите соседей второго порядка?

Ответ : Румыния, Россия, Белоруссия, Польша. Венгрия

30 – В каком часовой поясе находится Приднестровье?

Ответ : во втором

40 – Территория ПМР состоит из 7 административных единиц, назовите их

Ответ: 5 районов: Каменский, Рыбницкий. Дубосарский, Слободзейский, Григориопольский, г. Тирасполь и Бендеры

50 – ПМР занимает левобережье Днестра, но ряд населённых пунктов расположено на правом берегу. Назовите их.

Ответ: Бендеры, Гиска, Варница, Копанка. Миренешты, Кицканы, Протягайловка и Кременчуг

2. Рельеф:

10 – Какой рельеф преобладает в Приднестровье?

Ответ : равнинный

20 – Полезное ископаемое нашего края которое может использоваться в химической промышленности для производства жидкого стекла, в строительной – для производства легковесного кирпича, в цементной промышленности – в качестве гидравлической добавки.

Ответ: песок трепел

30 – Назовите две орографические структуры на территоррии Приднестровья? Ответ: Отроги Подольской возвышенности (на Севере); Нижнеднестровская равнина (на Юге).

40 – Вопрос нужно отдать сопернику. Населенный пункт, вблизи которого расположена самая высокая точка на территории республики.

Ответ: Село Плоть 273,1 м

50 – Населенный пункт, вблизи которого расположена самая западная точка на территории республики.

Ответ: село Грушка

3. Внутренние воды:

10 – Днестр.

От древних Карпатских отрогов

Навстречу поющим ветрам

Мой Днестр убегает далеко-

К седым черноморским волнам.

Над гладью воды торопливой,

Над блеском зеркальным ее

Склонили косматые ивы

Листвы золотое тканье.

В. Маслов

На сколько километров протянулся Днестр вдоль территории нашей республики?

Ответ: 425 м.

20 – Вблизи этого села влево от Днестра отходит рукав Турунчук, который забирает одну треть воды Днестра. Назовите это село

Ответ: село Чобручи

30 – Это село расположено в изумительной по своей красоте местности. Здесь между двумя рифами среднесарматского моря развился глубокий яр со скалами, обрамляющими рифовые образования. Ручей текущей в яру образует серию водопадов.