Файл: Проект внеурочная работа по географии содержание, формы, средства реализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рег. №______ , дата__

Министерство просвещения ПМР

ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации»
Кафедра общеобразовательных дисциплин и дополнительного образования

ПРОЕКТ

Внеурочная работа по географии: содержание, формы, средства реализации

Выполнил:____________

учитель  географии

МОУ Катериновская ОСШ им.А.С.Пушкина”

Теслюк Анна Владимировна

слушатель ДПОП ПК

«Учитель учебного предмета организации общего образования. Преподаватель общеобразовательной учебной дисциплины организаций профессионального образования. Учитель официального языка организаций дошкольного образования (География)» 
Руководитель-рецензент

старший преподаватель кафедры ОДиДО

Гошко Ирина Александровна

Допущен к защите: «___»_____2022 
_______________________________
подпись руководителя-рецензента

Тирасполь, 2022

СОДЕРЖАНИЕ





ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ 6

1. Организационный этап. 16

2.Ход игры. 16

1. Географическое положение 17

10 17

20 17

30 17

40 17

50 17

2. Рельеф 17

10 17

20 17

30 17

40 17

50 17

3. Внутренние воды 17

10 17

20 17

30 17

40 17

50 17

4. Растительный и животный мир 17

10 17

20 17

30 17

40 17

50 17

5. Города и села ПМР 17

10 17

20 17

30 17

40 17

50 17

6. Знаменитые люди нашего края 17

10 17

20 17

30 17

40 17

50 17

7.Памятники 17

10 17

20 17

30 17

40 17

50 17

8. ФИНАЛ 17

  17

  17

  17

  17

  17

Символом какого города является этот гидроэнергетический объект? 23

Ответ: Дубоссары 23

Подведение итогов  23

Награждение победителей и отличившихся участников 23

ЛИТЕРАТУРА 25


ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия в преподавании географии накоплено множество традиционных форм и методов обучения, целесообразность их применения по-прежнему актуальна. В современных условиях педагогическое образование призвано быть гибким и систематически обновляться. Внедрение новых информационных технологий в преподавание учебных предметов является одним из приоритетных направлений инновационного образовательного учреждения. Необходимым условием профессиональной деятельности школьного учителя географии является поиск новых методов и технологий обучения, которые позволят повысить эффективность усвоения обучающимися актуальной и обновляющейся информации. Но хочется отметить, что успех обучения во многом зависит не только от форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной работы по предмету.


Роль внеурочной работы по географии велика. Спецификой  предмета является то, что именно география даёт человеку наиболее полное представление о мире, в котором он живёт. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдение, работа на местности.

 В рамках урока трудно организовать и провести серию практических работ на местности, сделать это во внеурочное  время гораздо  проще. Экскурсия, походы по родному краю, путешествия по разным территориям помогают лучше узнать природу, полюбить родную землю, научиться  разумно  использовать её богатства, ценить их и беречь.

Внеурочная работа строится на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемую учителем и способствующую углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.

Актуализация: В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа – важное звено учебно-воспитательного процесса, остается актуальной.

Цель моей работы показать многообразие и значение различных форм внеурочной работы по географии и разработать план-конспект внеклассного мероприятия.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
1. Собрать и проанализировать научную литературу по теме.

2. Описать цели и задачи внеклассной работы, показать ее значение.

3. Раскрыть содержание внеклассной работы и основные требования к ней.

4. Рассмотреть основные формы и методы внеклассной работы.

5. Разработать план-конспект мероприятия для внеурочной деятельности.

Объект исследования: Внеурочная деятельность в географии

Предмет исследования: Формы и методы внеурочной деятельности
Результат проекта:

  • повышение качества географических знаний и умений школь­ников;

  • по­вышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в обществен­но полезной работе и др.;

  • рост самостоятельности школьников во время урочной и до­машней работы;

  • приобретение умений работы с различными источниками ин­формации;









ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ


    1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение


Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса и определяет деятельность школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Она должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.

От работы на уроке она отличается целями, содержанием, формами и методами.

Целью внеклассной работы является обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Внеклассная работа должна быть направлена на организацию реальной социальной деятельности, т.е. общественно полезной работы, которая позволяет школьникам применять полученные на уроках географии знания и умения в практической деятельности, что в будущем позволит им адаптироваться к окружающей среде.

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения предмета.

Основными задачами внеклассной работы по географии являются формирование познавательного интереса к предмету, углубление и расширение содержания изучаемого предмета, развитие индивидуальных способностей учащихся, применение дифференцированного подхода к каждому ребенку, профессиональное ориентирование учащихся, совершенствование умения по использованию источников географической информации.

Внеклассная работа по географии связана с групповой и коллективной работой. Совместная деятельность воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесной взаимосвязи теоретических знаний с жизнью и с практикой, формирует профессиональные интересы учащихся.


1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии

Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.

В содержании внеклассной работы по географии выделяются три основных направления:

  1. Пополнение и углубление знаний в формате содержания школьного географического образования, по вопросам, вызвавшим повышенный интерес учащихся, знакомство с новыми географическими терминами, причинно-следственными связями, формирование более полного образного представления о географической картине мира.

  2. Содействие формированию географических, в том числе и картографических умений учащихся: ориентированию и измерению расстояний на местности, движению по азимуту, проведению глазомерной съемки и составлению плана местности, умению простого и сложного чтения географических карт.

  3. Формирование умений и навыков исследовательского характера. В походах и на экскурсиях, в результате выполнения исследовательских проектов учащиеся учатся проводить наблюдения и обрабатывать и оформлять их результаты в виде рефератов, докладов, дневников, альманахов, электронных презентаций, работать с дополнительными источниками географической информации.


Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами, а именно: биология, история, физика, химия, литература и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции, которая позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи.

Доля самостоятельной работы учащихся на внеклассных занятиях должна быть значительна, но для того, чтобы внеклассная работа не была похожа на урок, нужно использовать разнообразные формы и методы организации этих занятий.

Во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:

  • общественно-полезная направленность;

  • профессиональная направленность;

  • экологическая направленность;

  • краеведческая направленность;

  • современность содержания и форм внеклассной работы;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей, а также интересов учащихся;

  • сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;

  • системность, непрерывное развитие внеклассной работы.

Общественно-полезная направленность внеклассной работы по географии обеспечивает удовлетворение личных интересов и склонностей учащихся, которое осуществляется путем проведения учащимися научных исследований, постановок опытов и экспериментов, работы по охране конкретных природных объектов и т. д.

Профессиональная направленность учащихся является важнейшей частью внеклассной работы по географии. Профессиональная ориентация учащихся – это, прежде всего, сочетание склонностей, способностей личности с интересами общества. Знакомство с профессиями осуществляется в ходе лекций, бесед, выступлений специалистов, докладов учащихся, диспутов о профессиях, чтения и обсуждения литературы.

Из особенностей содержания современной географии вытекает такое требование к внеклассной работе, как экологическая направленность. Она связана с формированием ответственного отношения учащихся к природе, которое строится на основе знаний о целостности природы, взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природы; элементарных навыков поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязей человека и природы рассматривается во внеклассной работе по географии на глобальном, региональном и местном (локальном) уровнях.


Важнейшим требованием внеклассной работы по географии является современность ее содержания и форм. Она должна отражать все новое, а именно: производственные достижения в родном крае и новые направления в развитии экономики.

В успехе внеклассной работы немаловажную роль играет эрудиция и интересы учителя. Необходимо использовать активные методы и формы: диспуты, конференции, деловые игры и т. д. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют формированию оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика.

Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях. На их основе формируются знания, умения и навыки учащихся.

Следующее требование к организации внеклассной работы по географии – сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся. Это требование связано с дифференцированным подходом к учащимся, общественно-полезной направленностью внеклассной работы по географии и является производным от них.

Необходимо, чтобы основой вовлечения учащихся во внеклассную работу по географии был не эпизодический интерес, а познавательные устремления школьников. Поэтому организовывать и проводить внеклассные мероприятия следует таким образом, чтобы они удовлетворяли любознательность, учитывали интерес учащихся, требовали проявления их волевых качеств. Это подводит учащихся к добровольному участию во внеклассной работе по географии.

Одним из требований к организации внеклассной работы по географии является системность, которая обеспечивается планированием внеклассной работы, преемственностью содержания, форм и методов ее организации, традициями школы.

Проведение внеклассной работы по географии должно учитывать требование непрерывного развития внеклассной работы по географии. Например, кружковая деятельность младших школьников перерастает в факультативные занятия или работу клубов в старших классах.

Развитие внеклассной работы по географии требует от учителя постоянного творчества, перехода от простых форм занятий к более сложным. В основе системности и развития внеклассной работы лежит знание учителем учащихся, выбор задач,