Файл: 1. Массовая культура роль и место в жизни детей и взрослых.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Содержание и методика проведения культурно-досуговых массовых мероприятий

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Гиниятуллина Анжела Рустамовна

Преподаватель:

Мазаева Анастасия Андреевна
Задания по теме 1. 1. Массовая культура: роль и место в жизни детей и взрослых

Цель занятия: закрепление знаний о сущности и особенностях массовой культуры в современном обществе; формирование умений определять роль и место массовой культуры в жизни детей и взрослых.

Задание 1. Проанализируйте, какова роль массовой культуры в социализации взрослых и детей. Какие цели достигаются и с помощью чего?
Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа в отличие от элитарной или народной культуры.
Социализирующая функция массовой культуры заключается в том, что она через главные свои элементы и инструменты: телевидение, кинематограф, популярную литературу - формирует у молодых людей представление о жизненном успехе, определяет ценности молодых, меняет установки взрослых, предлагает модели поведения, изменяет представления о социальном статусе, престиже, формирует образы успешного человека, т.е. навязывает, воспитывает, моделирует.
Массовая культура в современном мире.

Разделение культуры на высшую и низшую.

Такое распределение изначально грозит неизбежностью обращения к субъективному мнению. Поэтому культурология как наука имеет множество спорных аспектов. Для создания сколько-нибудь точной системы нужно ввести критерии для двух групп. К высшей культуре отнесутся те достижения человечества, духовные и материальные, которые позволяют человеку лучше жить, понимать самого себя, свое предназначение, развивать знания, то есть те элементы культуры, которые устремляют человечество вперед. Особую ценность они приобретают в культурном контексте. Такая культура необходима людям, а значит, она проходит проверку временем, поэтому верным решением будет определение всей классики как части высшей культуры.
К низшей культуре относится все то, что склоняет человека к духовной деградации. Описание приоритетов, жизненных ценностей в значительной части текстов современной поп и реп музыки склоняется к повторению строк о потребности авторов в материальных ценностях.

В литературе к низшей культуре очень легко отнести произведения, которые призваны затрагивать самые простые чувства людей, и часто используют клише и идеализированные типы персонажей. Из современной культуры к таким относится большое число любительских сочинений по мотивам известных произведений — так называемых фанфиков (от англ. fan — «поклонник» и fiction — «художественная литература»). Появление такого направления вполне закономерно: люди хотят представлять новые интересные эпизоды из жизни полюбившихся персонажей. Но обилие такого посредственного материала пугает, потому что любители фанфиков заменяют чтение всемирно признанных книг (высшей культуры) на бесчисленное множество коротких сюжетов, не имеющих цели создать хотя бы качественное произведение, не говоря уже об уникальности художественного замысла.
Вовлекая человека в мир культуры, прикладная культурология призвана раскрыть все ее многообразие, всю многослойность куль­турных явлений и процессов на разных уровнях функционирования духовной жизни.
Во-первых, это исследуемый этнологией и культурной антро­пологией уровень эстетической культуры, характеризующийся локально-групповым восприятием действительности и представленный наследием дописьменных средств общения и информации, родовыми и семейными устоями, народной педагогикой, обрядами, ритуалами и иными формами традиционной культуры.
Во-вторых, это изучаемый семиотикой и смежными науками уровень национальной культуры, который закреплен в литературе, музыке, хореографии, театральном, изобразительном и иных жанрах искусства и наиболее ярко выражает себя в национальном менталитете.
В-третьих, это анализируемый социальной культурологией уровень массовой культуры, принимающий благодаря современным средствам информации транснациональный характер.

Задание 2. Найдите и проанализируйте несколько статей (не менее 3) по тематике «Современная массовая культура», определите содержание и особенности подходов к анализу данного феномена в выбранных Вами статьях.
«Феномен массовой культуры в современном обществе».

http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/397-article_25-6.html

В статье раскрыты истоки, критика и особенности массовой культуры.
«Массовая культура в её современных феноменах».

https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-v-ee-sovremennyh-fenomenah
В статье рассматривается понятие массовой культуры в ее современных проявлениях и феноменах. Сложность и противоречивость данного феномена, размытые определения понятия, механизмы корреляции ее с иными формами культуры побуждают исследователей искать новые подходы и уточнять старые, в стремлении выработать общую дефиницию.


3) «Массовая культура и её характеристики».

https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64421

В статье рассмотрены основные подходы к массовой культуре, ее основные характеристики и уровни.


Задание по теме 1.2. Массовая культурно-досуговая деятельность для детей и молодежи в системе дополнительного образования
Цель: закрепление знаний о сущности массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в дополнительном образовании; формирование умений определять сущность и специфику массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в системе дополнительного образования.

Задание 3. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его деятельности в области реализации задач массовой культурно-досуговой работы.

В. П. Голованов считает, что педагог дополнительного образования - это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени,и выделяет следующие задачи его деятельности:

▶ осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;

▶ комплектация состава воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения;

▶ обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;

▶ обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;

▶ составление плана и программы занятий. Обеспечение их выполнения;

▶ выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

▶ поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;

▶ организация участия воспитанников в массовых мероприятиях;

▶ оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;

▶ при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

▶ участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации.


Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является сам воспитанник, развитие его личности, способностей и компетентности. При этом, используя материалы вышеназванного автора, саму профессиональную деятельность педагога дополнительного образования можно представить в виде следующей структуры.

Диагностическая деятельностькоторая необходима для изучения детей, их способностей, уровня развития, интересов и потребностей, а также взаимоотношений в детском сообществе. Но, кроме того, диагностическая деятельность нужна и для того, чтобы педагог дополнительного образования на основе объективных данных мог впоследствии оценить результативность своей работы. Здесь необходимо отметить, что систематическую диагностическую деятельность с фиксированием и анализом ее результатов у педагогов-практиков можно встретить достаточно редко. Причинами этого является отсутствие необходимых знаний и мотивации к такому виду деятельности.

Ориентационно-прогностическая деятельность Суть этого вида деятельности заключается в прогнозировании конечного результата. Однако, как известно, именно цель является ориентиром на конечный результат. Поэтому данный вид деятельности, прежде всего, выражается в постановке цели и задач педагогической деятельности. Реальность и грамотность постановки цели зависит не только от жизненного и педагогического опыта, не только от профессиональных педагогических знаний и умений, но и от того, насколько грамотно была проведена диагностическая деятельность. Для педагога дополнительного образования, имеющего достаточный опыт, основой для прогностической деятельности должен стать анализ предыдущего опыта, основанный, опять же, на данных, полученных в ходе диагностической деятельности.

Конструктивно-проектировочная деятельность Оформлением результатов этого вида деятельности должна стать программа дополнительного образования детей, создаваемая педагогом. Эта деятельность предполагает продумывание и конструирование предстоящего педагогического процесса, его концептуальных основ, форм, методов, технологий и содержания деятельности. Основой данного вида деятельности становятся результаты двух предыдущих, т. к., проектируя будущую деятельность, педагог дополнительного образования должен четко представлять стоящие перед ним цель и задачи, учитывать интересы, потребности и способности воспитанников.


Информационно-объяснительная деятельность Этот вид деятельности связан с передачей конкретных знаний и умений воспитанникам, формированием на их основе определенных личностных качеств и ценностных ориентиров. Это прямое предназначение педагога. Безусловно, что содержание, технологии и способы информационно-объяснительной деятельности находятся во взаимосвязи с предыдущими компонентами профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Организаторская деятельность Этот вид деятельности позволяет организовать педагогический процесс, направить его на решение актуальных задач и достижение поставленной цели. Он связан с умением взаимодействовать с воспитанниками, мобилизовать их на тот или иной вид деятельности. Компонентами этого вида деятельности являются педагогическое управление и педагогическое руководство. Первое состоит в постановке задач, организации их решения, в контроле над процессом и оценке результатов каждым участником группы. Педагогическое руководство - это еще и обеспечение, поддержка желания решать задачу, участвовать в сс решении, добиваться и отвечать за результат.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность В основе деятельности педагога дополнительного образования лежит, как уже говорилось выше, общение. Профессиональное педагогическое общение - это система органического социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, воспитательное взаимодействие, организация взаимоотношений при помощи коммуникативных средств. Оно включает в себя умение создавать необходимую атмосферу для взаимодействия с детьми, поддерживать с ними контакт на уровне сотрудничества и сотворчества, а также решать педагогические задачи коммуникативными средствами. Правильно организованная коммуникативно-стимулирующая деятельность может выступать как средство решения образовательных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, гарантирующий успешность обучения и воспитания.

Аналитико-оценочная деятельность Этот вид деятельности связан с необходимостью регулярной коррекции педагогического процесса. Основой его являются анализ результатов диагностической деятельности