Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине. Практикум для студентов неисторических направлений М. Ю. Арчимачева Абакан, Издательство фгбоу во хгу им. Н. Ф. Катанова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человеку простительно гордиться, то гордиться нужно скорее бедностью, а не богатством. Бог любит людей, добывающих себе пропитание трудом, утверждал Мухаммед. Творить милостыню обязаны были все верующие, а не только до- статочно зажиточные, понятие милостыни Мухаммед расширил, понимая под этим практику добрых дел, поступков, продиктованных любовью к ближнему. Доброе, ласковое слово к брату по вере, сочувствие в горе, любая помощь и услуга — все это милостыня. Только Бог, учил Мухаммед, может знать, какого рода милостыня представляет собой наибольшую заслугу. Человек, который поднял и отбросил с дороги колючую ветку, в глазах Бога, возможно, совершил более существенный акт милостыни, чем человек, пожерт- вовавший часть имущества,— ведь его поступок был продиктован бескорыстной любовью к ближним как созданиям Бога, он оберегал от опасности изранить ноги равно и злого, и доброго, и своего врага, и своего друга, и даже вовсе незнакомых ему людей. Поэтому у бедняка не меньше возможностей подавать милостыню, чем у богача, и в этом отношении они равны… Мухаммед настаивал, что все верующие составляют один народ — единую умму. Излагая в Коране историю древних пророков, Мухаммед постоянно подчеркивал, что последователи каждого из них образовывали единую умму, единый народ, не знающий деления на племена и кланы. Один Бог, одна вера, один народ, один закон для всех — так мыслилось социальное устройство тех, кто предал себя Богу, стал мусульманином. Власть надлежало вырвать из «злых рук», в которых она, по уверению Мухаммеда, до сих пор пребывала, и сосредоточить в добрых, праведных руках. Бог Мухаммеда — единый творец всего сущего, единый владыка человеческой жизни, земной и загробной, принципиально не отличался от Бога насара [христиан] и яхуди [иудеев]. Превосходство ислама над христианством и иудаизмом вытекало для Мухаммеда просто из того факта, что полученные им божественные откровения являлись самыми новыми, последними по времени приказаниями всевышнего. Поэтому все «люди писания», насара и яхуди, должны были, по его мнению, с радостью принять ислам или хотя бы признать его.
Источник: Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1990. С. 22– 24, 131–148, 272–294, 304–310, 489–493.
Вопросы для самоконтроля:
Раздел 3. История нового времени
Тема 3.1. Россия в
XVII в. Смутное время в России. Правление первых Романовых.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 7
Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Какую роль в истории нашей страны сыграл режим опричнины? Как изменился архитектурный облик Москвы к концу XVI века? Каковы причины Смутного времени в истории Московского государства? Почему XVII столетие вошло в историю под названием «бунташный век»? Какова роль Соборного Уложения в формировании сословной структуры русского общества? Каковы последствия церковного раскола середины XVII века? Как вы понимаете термин «обмирщение культуры»? Что такое парсуна?
Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:
- Реформация, протестантизм; буржуа;
- Избранная рада, Земские соборы;
- Стоглавый Собор, канон; приказы;
- земская реформа Ивана IV, земские избы, губные учреждения;
- даточные люди, «большая соха», тягло, сословие;
- стрельцы; земщина, опричнина; дикое поле, засека, засечная черта;
- «заповедные лета», «урочные лета»; земские ополчения;
- Смутное время, «боярский царь», «тушинский вор», «семибоярщина»;
- «бунташный век», подворное обложение; Соборное Уложение;
- полки «иноземного строя»; мануфактура; раскол, старообрядчество;
- обмирщение культуры; барокко, нарышкинское барокко.
Составьте информационно-логические схемы:
1. Исторические деятели России эпохи Смутного времени.
2. Таблицу «Династия Романовых в 1613-1696 гг.».
Выполните практическую работу:
Задание № 1. Закончите предложение. Московским государством с 1533 по 1584 гг. управлял царь …
А) Иван IV Б) Федор Иоаннович В) Василий Шуйский
Задание № 2. Выберите один вариант ответа.
Режим опричнины действовал в России в период … гг.
А) 1505-1533 Б) 1533-1547 В) 1565-1572
Задание № 3. Соотнесите термины и определения.
Задание № 3. Выберите полный вариант ответа.
Причинами Смуты в истории Московского государства были ... А) пресечение династии Рюриковичей на престоле Б) хозяйственный кризис, вызванный режимом опричнины В) усиление крепостной зависимости населения Г) все вышеперечисленное
Задание № 4. Соотнесите события Смутного времени и даты.
Задание № 5. Закончите предложение.
К эпохе «бунташного века» не относится ...
А) Медный бунт В) восстание под руководством С. Т. Разина Б) Соляной бунт Г) восстание под руководством Е. И. Пугачева
Задание № 6. Вставьте пропущенные слова и фразы.
В эпоху Смуты характерным явлением стало ... На престол претендовали авантюристы, выдающие себя за царевича ... Один из них ...
Задание № 7. Выберите один вариант ответа. В XVII веке прозвище «Тишайший» было дано московскому царю ... А) Алексею Михайловичу В) Федору Алексеевичу Б) Михаилу Федоровичу Г) Ивану V Алексеевичу 38
Задание № 8. Выберите один вариант ответа. «Соборное Уложение» - это ... А) законосовещательный орган В) свод законов Б) литературный памятник Г) церковный орган
Задание № 9. Соотнесите период правления и имена царей.
Задание № 10. Проанализируйте отрывок из документа:
Документ № 1
С. Платонов. Смута в Московском государстве
(…) Итак, начальный факт XVII в. – смута – в своем происхождении есть дело предыдущего XVI века, и изучение смутной эпохи вне связи с предыдущими явлениями нашей жизни невозможно. К сожалению, историография долго не разбиралась в обстоятельствах смутного времени настолько, чтобы точно показать, в какой мере неизбежность смуты определялась условиями внутренней жизни народа и насколько она была вызвана и поддержана случайностями и посторонним влиянием.
Когда мы обращаемся к изучению другой европейской смуты, французской революции, можно удивиться тому, как ясен этот сложный факт и со стороны своего происхождения, и со стороны развития. Мы легко можем следить за развитием этого факта, отлично видеть, что там факт смуты – неизбежное следствие того государственного кризиса, к которому Францию привел ее феодальный строй; мы видим там и результат многолетнего брожения, выразившийся в том, что преобладание феодального дворянства сменилось преобладанием буржуазии. У нас совсем не то. Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически необходимым явлением, по крайней мере на первый взгляд. Началась она явлением совсем случайным – прекращением династии; в значительной мере поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого.
Благодаря такому характеру нашей государственной «разрухи» и являлось у нас так много различных мнений и теорий об ее происхождении и причинах. Одну из таких теорий представляет в своей «Истории России» С.М. Соловьев. Он считает первой причиной смуты дурное состояние народной нравственности, явившееся результатом столкновения новых государственных начал со старыми дружинными. Это столкновение, по его теории, выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Смутное время, таким образом, он понимает, как время борьбы общественного и противообщественного в молодом Московском государстве, где государственный порядок встречал противодействие со стороны старых дружинных начал и противообщественного настроения многолюдной казацкой среды.
Другого воззрения держится К.С. Аксаков. Аксаков признает смуту фактом случайным, не имеющим глубоких исторических причин. Смута была к тому же делом «государства», а не «земли». Земля в смуте до 1612 г. была совсем пассивным лицом. Над ней спорили и метались люди государства, а не земские. Во время междуцарствия разрушалось и наконец рассыпалось вдребезги государственное здание России, говорит Аксаков: «Под этим развалившимся зданием открылось крепкое земское устройство... В 1612–13 гг. земля встала и подняла развалившееся государство». Нетрудно заметить, что это осмысление смуты сделано в духе общих исторических воззрений К. Аксакова и что оно в корне противоположно воззрениям Соловьева. Третья теория выдвинута И.Е. Забелиным («Минин и Пожарский»); она в своем генезисе является сочетанием первых двух теорий, но сочетанием очень своеобразным. Причины смуты он видит, как и Аксаков, не в народе, а в «правительстве», иначе в «боярской дружинной среде» (эти термины у него равнозначащи). Боярская и вообще служилая среда во имя отживших дружинных традиций (здесь Забелин становится на точку зрения Соловьева) давно уже крамольничала и готовила смуту. Столетием раньше смуты для нее созидалась почва в стремлениях дружины править землей и кормиться на ее счет. Сирота – народ в деле смуты играл пассивную роль и спас государство в критическую минуту. Народ, таким образом, в смуте ничем не повинен, а виновниками были «боярство и служилый класс». Н.И. Костомаров (в разных статьях и в своем «Смутном времени») высказал иные взгляды. По его мнению, в смуте виновны все классы русского общества, но причины этого бурного переворота следует искать не внутри, а вне России. Внутри для смуты были лишь благоприятные условия. Причина же лежит в папской власти, в работе иезуитов и в видах польского правительства. Указывая на постоянные стремления папства к подчинению себе восточной церкви и на искусные действия иезуитов в Польше и Литве в конце ХVI в., Костомаров полагает, что они, как и польское правительство, ухватились за самозванца с целями политического ослабления России и ее подчинения папству. Их вмешательство придало нашей смуте такой тяжелый характер и такую продолжительность.
Это последнее мнение уже слишком одностороннее: причины смуты несомненно лежали столько же в самом московском обществе, сколько и вне его. В значительной степени наша смута зависела и от случайных обстоятельств, но что она совсем не была неожиданным для современников фактом, говорят нам некоторые показания Флетчера: в 1591 г. издал он в Лондоне свою книгу о России, в которой предсказывает вещи, казалось бы, совсем случайные. В V главе своей книги он говорит: «Младший брат царя (Феодора Ивановича), дитя лет шести или семи, содержится в отдаленном месте от Москвы (т.е. в Угличе) под надзором матери и родственников из дома Нагих. Но, как слышно, жизнь его находится в опасности от покушения тех, которые простирают свои виды на престол в случае бездетной смерти царя». Написано и издано было это до смерти царевича Дмитрия. В этой же главе говорит Флетчер, что «царский род в России, по-видимому, скоро пресечется со смертью особ, ныне живущих, и произойдет переворот в русском царстве». Это известие было напечатано за семь лет до прекращения династии. В главе IX он говорит, что жестокая политика и жестокие поступки Ивана IV, хотя и прекратившиеся теперь, так потрясли все государство и до того возбудили общий ропот и непримиримую ненависть, что, по-видимому, это должно окончиться не иначе как всеобщим восстанием. Это было напечатано, по крайней мере, лет за 10 до первого самозванца. Таким образом, в уме образованного и наблюдательного англичанина за много лет до смуты сложилось представление о ненормальности общественного быта в России и возможном результате этого – беспорядках. Мало того, Флетчер в состоянии даже предсказать, что наступающая смута окончится победой не удельной знати, а простого дворянства. Это одно должно убеждать нас, что действительно в конце XVI в. в русском обществе были уже ясны те болезненные процессы, которые сообщили смуте такой острый характер общего кризиса.
Источник: Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1990. С. 22– 24, 131–148, 272–294, 304–310, 489–493.
Вопросы для самоконтроля:
-
Перечислите основные черты ислама по документу 2 -
В чем причины успеха ислама?
Раздел 3. История нового времени
Тема 3.1. Россия в
XVII в. Смутное время в России. Правление первых Романовых.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 7
Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Какую роль в истории нашей страны сыграл режим опричнины? Как изменился архитектурный облик Москвы к концу XVI века? Каковы причины Смутного времени в истории Московского государства? Почему XVII столетие вошло в историю под названием «бунташный век»? Какова роль Соборного Уложения в формировании сословной структуры русского общества? Каковы последствия церковного раскола середины XVII века? Как вы понимаете термин «обмирщение культуры»? Что такое парсуна?
Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:
- Реформация, протестантизм; буржуа;
- Избранная рада, Земские соборы;
- Стоглавый Собор, канон; приказы;
- земская реформа Ивана IV, земские избы, губные учреждения;
- даточные люди, «большая соха», тягло, сословие;
- стрельцы; земщина, опричнина; дикое поле, засека, засечная черта;
- «заповедные лета», «урочные лета»; земские ополчения;
- Смутное время, «боярский царь», «тушинский вор», «семибоярщина»;
- «бунташный век», подворное обложение; Соборное Уложение;
- полки «иноземного строя»; мануфактура; раскол, старообрядчество;
- обмирщение культуры; барокко, нарышкинское барокко.
Составьте информационно-логические схемы:
1. Исторические деятели России эпохи Смутного времени.
2. Таблицу «Династия Романовых в 1613-1696 гг.».
Выполните практическую работу:
Задание № 1. Закончите предложение. Московским государством с 1533 по 1584 гг. управлял царь …
А) Иван IV Б) Федор Иоаннович В) Василий Шуйский
Задание № 2. Выберите один вариант ответа.
Режим опричнины действовал в России в период … гг.
А) 1505-1533 Б) 1533-1547 В) 1565-1572
Задание № 3. Соотнесите термины и определения.
1 | буржуа (бюргер) | А | направление в христианстве, отвергающее церковь как посредника между Богом и верующими |
2 | Реформация | Б | новое сословие собственников эпохи Нового времени, горожанин в странах Западной Европы |
3 | протестантизм | В | один из стилей искусства к. XVI – сер. XVIII вв., тяготеющий к пышности, вычурности |
4 | барокко | Г | социально-политическое движение в европейских странах первой половины XVI в., направленное против папской власти и католической церкви |
Задание № 3. Выберите полный вариант ответа.
Причинами Смуты в истории Московского государства были ... А) пресечение династии Рюриковичей на престоле Б) хозяйственный кризис, вызванный режимом опричнины В) усиление крепостной зависимости населения Г) все вышеперечисленное
Задание № 4. Соотнесите события Смутного времени и даты.
1 | восстание Ивана Болотникова | А | 1605-1606 |
2 | царствование Лжедмитрия I | Б | 1608 |
3 | создание Тушинского лагеря | В | 1613 |
4 | избрание царем Михаила Романова | Г | 1606-1607 |
Задание № 5. Закончите предложение.
К эпохе «бунташного века» не относится ...
А) Медный бунт В) восстание под руководством С. Т. Разина Б) Соляной бунт Г) восстание под руководством Е. И. Пугачева
Задание № 6. Вставьте пропущенные слова и фразы.
В эпоху Смуты характерным явлением стало ... На престол претендовали авантюристы, выдающие себя за царевича ... Один из них ...
Первая вставка | Вторая вставка | Третья вставка |
А) самозванство | А) Владислава | А) Борис Годунов |
Б) отречение | Б) Дмитрия | Б) Василий Шуйский |
В) самосожжение | В) Федора | В) Григорий Отрепьев |
Задание № 7. Выберите один вариант ответа. В XVII веке прозвище «Тишайший» было дано московскому царю ... А) Алексею Михайловичу В) Федору Алексеевичу Б) Михаилу Федоровичу Г) Ивану V Алексеевичу 38
Задание № 8. Выберите один вариант ответа. «Соборное Уложение» - это ... А) законосовещательный орган В) свод законов Б) литературный памятник Г) церковный орган
Задание № 9. Соотнесите период правления и имена царей.
1 | 1613-1645 г.г. | А | Иван V и Петр I |
2 | 1645-1676 г.г. | Б | Михаил Федорович |
3 | 1676-1682 г.г. | В | Алексей Михайлович |
4 | 1682-1696 г.г. | Г | Федор Алексеевич |
Задание № 10. Проанализируйте отрывок из документа:
Документ № 1
С. Платонов. Смута в Московском государстве
(…) Итак, начальный факт XVII в. – смута – в своем происхождении есть дело предыдущего XVI века, и изучение смутной эпохи вне связи с предыдущими явлениями нашей жизни невозможно. К сожалению, историография долго не разбиралась в обстоятельствах смутного времени настолько, чтобы точно показать, в какой мере неизбежность смуты определялась условиями внутренней жизни народа и насколько она была вызвана и поддержана случайностями и посторонним влиянием.
Когда мы обращаемся к изучению другой европейской смуты, французской революции, можно удивиться тому, как ясен этот сложный факт и со стороны своего происхождения, и со стороны развития. Мы легко можем следить за развитием этого факта, отлично видеть, что там факт смуты – неизбежное следствие того государственного кризиса, к которому Францию привел ее феодальный строй; мы видим там и результат многолетнего брожения, выразившийся в том, что преобладание феодального дворянства сменилось преобладанием буржуазии. У нас совсем не то. Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически необходимым явлением, по крайней мере на первый взгляд. Началась она явлением совсем случайным – прекращением династии; в значительной мере поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого.
Благодаря такому характеру нашей государственной «разрухи» и являлось у нас так много различных мнений и теорий об ее происхождении и причинах. Одну из таких теорий представляет в своей «Истории России» С.М. Соловьев. Он считает первой причиной смуты дурное состояние народной нравственности, явившееся результатом столкновения новых государственных начал со старыми дружинными. Это столкновение, по его теории, выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Смутное время, таким образом, он понимает, как время борьбы общественного и противообщественного в молодом Московском государстве, где государственный порядок встречал противодействие со стороны старых дружинных начал и противообщественного настроения многолюдной казацкой среды.
Другого воззрения держится К.С. Аксаков. Аксаков признает смуту фактом случайным, не имеющим глубоких исторических причин. Смута была к тому же делом «государства», а не «земли». Земля в смуте до 1612 г. была совсем пассивным лицом. Над ней спорили и метались люди государства, а не земские. Во время междуцарствия разрушалось и наконец рассыпалось вдребезги государственное здание России, говорит Аксаков: «Под этим развалившимся зданием открылось крепкое земское устройство... В 1612–13 гг. земля встала и подняла развалившееся государство». Нетрудно заметить, что это осмысление смуты сделано в духе общих исторических воззрений К. Аксакова и что оно в корне противоположно воззрениям Соловьева. Третья теория выдвинута И.Е. Забелиным («Минин и Пожарский»); она в своем генезисе является сочетанием первых двух теорий, но сочетанием очень своеобразным. Причины смуты он видит, как и Аксаков, не в народе, а в «правительстве», иначе в «боярской дружинной среде» (эти термины у него равнозначащи). Боярская и вообще служилая среда во имя отживших дружинных традиций (здесь Забелин становится на точку зрения Соловьева) давно уже крамольничала и готовила смуту. Столетием раньше смуты для нее созидалась почва в стремлениях дружины править землей и кормиться на ее счет. Сирота – народ в деле смуты играл пассивную роль и спас государство в критическую минуту. Народ, таким образом, в смуте ничем не повинен, а виновниками были «боярство и служилый класс». Н.И. Костомаров (в разных статьях и в своем «Смутном времени») высказал иные взгляды. По его мнению, в смуте виновны все классы русского общества, но причины этого бурного переворота следует искать не внутри, а вне России. Внутри для смуты были лишь благоприятные условия. Причина же лежит в папской власти, в работе иезуитов и в видах польского правительства. Указывая на постоянные стремления папства к подчинению себе восточной церкви и на искусные действия иезуитов в Польше и Литве в конце ХVI в., Костомаров полагает, что они, как и польское правительство, ухватились за самозванца с целями политического ослабления России и ее подчинения папству. Их вмешательство придало нашей смуте такой тяжелый характер и такую продолжительность.
Это последнее мнение уже слишком одностороннее: причины смуты несомненно лежали столько же в самом московском обществе, сколько и вне его. В значительной степени наша смута зависела и от случайных обстоятельств, но что она совсем не была неожиданным для современников фактом, говорят нам некоторые показания Флетчера: в 1591 г. издал он в Лондоне свою книгу о России, в которой предсказывает вещи, казалось бы, совсем случайные. В V главе своей книги он говорит: «Младший брат царя (Феодора Ивановича), дитя лет шести или семи, содержится в отдаленном месте от Москвы (т.е. в Угличе) под надзором матери и родственников из дома Нагих. Но, как слышно, жизнь его находится в опасности от покушения тех, которые простирают свои виды на престол в случае бездетной смерти царя». Написано и издано было это до смерти царевича Дмитрия. В этой же главе говорит Флетчер, что «царский род в России, по-видимому, скоро пресечется со смертью особ, ныне живущих, и произойдет переворот в русском царстве». Это известие было напечатано за семь лет до прекращения династии. В главе IX он говорит, что жестокая политика и жестокие поступки Ивана IV, хотя и прекратившиеся теперь, так потрясли все государство и до того возбудили общий ропот и непримиримую ненависть, что, по-видимому, это должно окончиться не иначе как всеобщим восстанием. Это было напечатано, по крайней мере, лет за 10 до первого самозванца. Таким образом, в уме образованного и наблюдательного англичанина за много лет до смуты сложилось представление о ненормальности общественного быта в России и возможном результате этого – беспорядках. Мало того, Флетчер в состоянии даже предсказать, что наступающая смута окончится победой не удельной знати, а простого дворянства. Это одно должно убеждать нас, что действительно в конце XVI в. в русском обществе были уже ясны те болезненные процессы, которые сообщили смуте такой острый характер общего кризиса.