Файл: Конспект язык в жизни общества. Возникновение языка. Язык как фактор национальной истории и культуры. Функции языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением похожих словосочетаний ("удовлетворять современным требованиям", смешивая сочетания удовлетворять требования и отвечать потребностям, "улучшить уровень" улучшить качество, повысить уровень). Внимательное отношение к слову, к особенностям лексической сочетаемости в русском языке поможет избежать подобных ошибок в речи, а в иных случаях - позволит использовать необычные словосочетания для создания ярких образов или как источник юмора. В сложных же случаях, когда трудно определить, можно ли употребить вместе те или иные слова, необходимо советоваться со словарем сочетаемости.
40. Культура речи как составная часть этикета государственного служащего
Заботясь о языковой культуре, государственные служащих должны быть образцом правильной речи, потому что профессиональная деятельность госслужащих связана со сферой обслуживания граждан и осуществляется через общение. Уровень языковой культуры является важным аспектом “формирования имиджа государственного служащего и учреждения, в котором он работает. Следовательно, повышение языковой культуры - насущная необходимость профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, а развитие и совершенствование языковой культуры является актуальной задачей сегодняшнего дня.
Основными критериями владения языком государственными служащими являются:
усвоение норм русского правописания и руководство ими в речи;
соблюдение норм литературного языка (правильное произношение, употребление слов в нужном смысле, избегание слов-паразитов, украинизмов, жаргонизмов, немотивированных слов иноязычного происхождения и т.п.);
умение подбирать необходимое слово из синонимического ряда (и пользоваться словарями, если возникают сомнения);
разграничивать значение паронимов;
правильно пользоваться графическими сокращениями, аббревиатурами и сложносокращенными словами;
владеть синтаксической структурой языка;
уметь четко выразить свое мнение.
Специалисты выделяют грамматические, орфографические и стилистические нормы речи
, связывая их с имиджем учреждения. Повышение речевой культуры госслужащих предполагает достижение основной цели - сформировать устойчивые навыки правильной деловой речи государственных служащих в устной и письменной формах общения. Для этого надо ставить перед учреждением следующие задачи: создавать условия для предоставления госслужащим знаний по языковой культуре; формировать мотивацию для повышения языковой культуры; занимать активную позицию относительно роли языковой культуры в профессиональной деятельности.
Культура речи - это способность использовать оптимальные для конкретной ситуации языковые средства, которые трактуются как общепринятые нормы речевого этикета, типичные формулы приветствия, пожелания, прощания, приглашение и т.п.
К речевому этикету относятся и внеязыковые средства: тон разговора, умение выслушать собеседника, вовремя и уместно поддерживать тему, внимательность, вежливость и обходительность. Понятие языковой культуры базируется на следующих принципах:
правильность - соблюдение языковых норм, действующих в языковой системе (орфоэпических, орфографических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических, пунктуационных)
последовательность - логичность и лаконичность мыслей;
корректность и целесообразность применения терминов, фраз (зависит от глубины оценки ситуации общения, интересов, состояния, настроения адресата);
чистота речи (избежание суржика, жаргонизмов);
точность (без точности слушатель не сможет четко понять высказанную идею);
уместность;
экономность, потому что многословие - это результат неясности мыслей, недостаточного словарного запаса или склонности к самолюбованию, что приводит к повторениям, отклонениям от темы разговора, длинным высокопарным выражениям);
связь с практической деятельностью (умение самостоятельно анализировать языковую ситуацию и исправлять собственные недостатки);
ориентированность на положительные социальные действия (направленность языковой культуры на формирование положительного имиджа);
непрерывность (нацеленность на постоянное повышение уровня языковой культуры);
человекоцентризм как средство общения, направленное на положительную связь с личностью).