Файл: Конспект язык в жизни общества. Возникновение языка. Язык как фактор национальной истории и культуры. Функции языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Составная (аналитическая) форма превосходной степени прилагательныхФорма превосходной степени прилагательных составная (аналитическая) образуется несколькими способами:

1) прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного слова самый: самый высокий, самый способный;

2) прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного вспомогательных слов наиболее, наименее: наиболее способный, наименее способный;

3) прибавлением к синтетической (простой) степени прилагательного вспомогательного слова всего (если характеризуемый предмет неодушевленный) или всех (если характеризуемый предмет одушевленный): Всего сложнее в личных отношениях — достигнуть компромисса; Выше всех в 1 классе был Александр Новиков.

Распространенными ошибками при образовании степеней сравнения имен прилагательных являются следующие:

- образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый сильнейший;

- образование плеонастических. Плеоназм (от греч. pleonasmos — излишество) — речевая избыточность. сочетаний типа несколько подробнее (слово подробнее имеет значение «несколько, немного»);

- образование форм сравнительной степени от относительных прилагательных: более синонимический ряд, более разговорный вариант. Формы сравнительной степени, образованные от относительных прилагатнльных, допускаются в произведениях художественной литературы, где их употребление стилистически мотивировано: Мы хороним самого земного изо всех прошедших на земле людей (В. Маяковский); В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железней или метче, а удачливей кто (Л. Леонов);

- ошибочным является также образование форм превосходной степени путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи-: наивыгодный, наиприятный (правильно: наивыгоднейший, наиприятнейший).

При употреблении синонимичных форм в речи следует учитывать их семантические и стилистические оттенки. Так, простая форма сравнительной степени (интереснее, сильнее) стилистически нейтральна, она употребляется во всех стилях; сложная (более интересный, более сильный) свойственна книжной речи. Простая форма превосходной степени имеет книжную окраску, сложная — нейтральную.

35. Морфологические нормы. Имя числительное. Склонение числительных. Количественные слова («много», «несколько» и др.); особенности их согласования.

Имя числительное – часть речи, обозначающая отвлеченные числа или количество предметов и их порядок при счете. Числительные обладают способностью сочетаться в качестве количественного определителя только с именами существительными и неспособностью определяться именами прилагательными.

По составу выделяют числительные простые (с непроизводной основой: один, два, три)и составные (состоящие из двух и более слов: двадцать пять, семьдесят три).

Также числительные бывают количественными – обозначают отвлеченное число или количество предметов (один, семь, двенадцать; двадцать студентов, сто книг); собирательными - обозначают количество предметов как одно целое (трое, четверо, семеро, оба); порядковые – обозначают порядок следования предметов при их счете (четвертый, первый, сорок восьмой).

1. Все порядковые числительные склоняются по образцу прилагательных, т.е. имеют те же падежные окончания: зеленого – первого, слабому – второму.

2. Собирательные числительные также склоняются по образцу прилагательных: синих – двоих, о старых – о четверых.

3. Количественные числительные имеют несколько разных систем падежных окончаний.

Специфические формы окончания имеют числительные один, два, три, четыре, полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто.

Числительное один склоняется по образцу порядковых и собирательных числительных, т.е. по типу прилагательных.

Числительное два изменяется по падежам и родам в И.п.: два, две, двух, двум, двумя, о двух.

Числительные три и четыре имеют собственную систему окончаний: три, трех, трем, три (трех), тремя, о трех.

В дробных числительных первая часть – количественное числительное, а вторая – порядковое, поэтому они склоняются аналогично указанным числительным. Пример: семь девятых – семи девятых, тридцать три пятьдесят четвертых – тридцати трем пятьдесят четвертым. Дробное числительное полтораста употребляется так же, как и количественные числительные. Это связано с тем, что, с одной стороны, по своей внутренней форме данное слово называет дробное количество — 1½ от 100, что и позволяет включать его в состав дробных числительных. Но, с другой стороны, по своему лексическому значению, оно синонимично числительному сто пятьдесят, т. е. называет целое количество. Именно лексическое значение и оказывает влияние на употребление этого слова.


Числительные сорок, девяносто, сто также имеют только 2 падежные формы: сорок-сорока, девяносто – девяноста, сто – ста. В составе сложных существительных числительное сто склоняется: о двухстах, тремястами.

У числительных на – десять склоняются обе части: пятьдесят, пятидесяти, пятидесяти.

У числительных двести, триста, четыреста и у всех числительных на –сот склоняются обе части: двухсот, тремястами, о четырехстах.

У составных количественных числительных склоняется каждое слово: четырехсот шестидесяти девяти, тремястами двадцатью одним.

Числительные тысяча, миллион, миллиард, триллион и т.д. склоняются по типу существительных с такими же окончаниями: землей – тысячей, о столе – о миллиарде.

Слова много/мало, немного/немало, столько/сколько, несколько относятся к неопределенно-количественным числительным и склоняются по типу прилагательных: о веселых – о нескольких, старых – немногих.

У порядковых составных числительный склоняется только последнее слово: две тысячи четвертый год, в ноябре две тысяче четвертого года.

Однако наибольшее количество ошибок возникает при употреблении собирательных числительных, поскольку на их сочетаемость в современном русском языке накладывается больше всего ограничений. Собирательные числительные могут употребляться только

1) с существительными м. и общ. р., обозначающими лиц (трое друзей, двое мальчиков, пятеро зануд и т. п.);

2) с существительными, обозначающими детей человека или детенышей животных (семеро козлят, пятеро котят, трое детей и т. п.);

3) с существительными люди, лица, а также такими, которые образованы путем перехода из прилагательных или причастий и называют группу лиц (двое людей и т. п.);

4) с существительными, обозначающими парные предметы и употребляющимися только в форме мн. ч. (двое брюк, трое саней, пятеро суток и т. п.);

5) с личными местоимениями мы, вы и они (нас было трое, двое из них, трое из вас и т. п.).
36. Морфологические нормы. Местоимение. Ошибки, возникающие в результате неверного употребления местоимений.
Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании.

Довольно распространенная ошибка - неудачный выбор одного из синонимичных притяжательных местоимений (мой - свой, твой - свой.


Нагромождение местоимений порой создает неясность текста: Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.

Личные местоимения в устной речи часто дублируют подлежащее: Эта студентка, она всегда посещает занятия.

1. Вопросительные местоимения кто и что не имеют морфологических категорий рода и числа. При местоимении кто глагол=сказуемое употребляется в м. р. (кто опоздал на занятие?), при местоимение что – в ср. р. (что произошло?) С определениями типа такой, другой, иной – м. или ж. р зависит от реального пола лица, на которое указывает местоимение (кто такой? кто такая?)

2. Если в роли подлежащего выступает сущ или местоимение 3-го л, то принадлежность действующему лицу может выражаться только местоимением свой (кто-то из пассажиров (пассажир) забыл свой зонтик в вагоне метро).

Если в роли подлежащего выступают личные местоимения 1-го и 2-го л (я, ты, мы, вы), то принадлежность кого-, чего-либо действующему лицу может выражаться местоимением свой и мой, твой, наш, ваш, в разговорной речи предпочтительнее первое.

3. Сам употребляется с личными местоимениями и одушевленными сущ (ректор сам решил провести совещание). При неодушевленных употребляется в целях уточнения, подчеркивания чего-либо, выделения (само совещание прошло удачно).

Самый чтобы обратить внимание на какую-либо особенность предмета (совещание приступило к рассмотрению самого существа проблемы).

4. Такой в роли определения и имеет оттенок усиления (такой прием был оказан нам впервые) и Таков в роли сказуемого и в устойчивых оборотах (был таков, такова была история)

5. Каждый, всякий и прилагательное любой близки по значению, но не взаимозаменяемы.

6. Винительный падеж возвратного местоимения себя может относиться к разным лицам, упоминаемым в предложении. (друзья не разрешают мне шутить над собой (над собой относится или к друзьям или ко мне))

7. После предлогов у личных местоимений 3-го л появляется н (их – в них, его – около него)

8. Вы и Ваш могут употребляться как форма вежливого обращения к одному лицу и пишутся с большой буквы.
37. Морфологические нормы. Глагол. Ошибки, связанные с употреблением глагола.

Ошибки в употреблении глаголов связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.

Недостаточные глаголы – это глаголы, ограниченные в образовании личных форм: у них нет формы первого лица настоящего и будущего простого времени. В эту группу входят глаголы: грезить, дерзить, победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить, умилосердить.


Нельзя сказать: побежу, ощутю (ощущу) – это грубая ошибка. В случае необходимости следует использовать описательные формы: смогу победить, попытаюсь убедить, надеюсь очутиться.

Возможно параллельное употребление двух форм глагола в одном и том же значении: выздоровеют – выздороветь; движет – двигает; меряет – мерит. Первая форма в каждой паре является книжной (нормативной), вторая – разговорной. В деловой речи следует отдавать предпочтение первым. В случае с глаголом двигать каждая из форм имеет свое значение: двигает – перемещает что-то, движет – побуждает (им движет прямой расчет).

Пары образуют и видовые формы глагола – совершенный и несовершенный вид. При образовании несов. вида глагола с помощью суффиксов – ыва-, -ива-в ряде случаев происходит изменение корневого гласного о в а. Например, выработать – вырабатывать, заморозить – замораживать. В некоторых случаях в глаголах несов. вида не будет ошибкой употребление двух вариантов в парах: обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытоживать. Вторые формы (с корневым А) носят разговорный характер, поэтому в деловой речи более естественно употребление книжного варианта (с корневым О).

Глаголы хотеть, жаждать, видеть, слышать, ехать, мочь не имеют повелительного наклонения. Нельзя сказать «хоти» или «моги». Здесь повелительные формы образуются от синонимичных глаголов: смотри, слушай. Для глагола ехать литературной формой повелительного наклонения будет: поезжай, съезди (ехай, езжай, едь – просторечный формы, недопустимые в речи). Если действие относится к третьему лицу, то формы повелительного наклонения образуются с помощью частиц пусть и пускай в сочетании с глагольными формами 3 л.: пусть он едет, пускай они видят. Нужно помнить, что данные частицы придают речи разговорный оттенок.

Речевые ошибки возникают при образовании конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления. Для их предупреждения важно правильно поставить вопрос, которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:

– обращать внимание (на что?) на факты – уделять внимание (чему?) подбору кадров;

– консультировать (кого?) клиента – консультироваться (с кем?) с профессором, у профессора;

– требовать (чего?) объяснений – требовать (что?) пропуск;

– основываться (на чем?) на фактах – обосновывать (чем?) фактическими данными;

– рекомендовать (кого?) агента – рекомендовать (для чего?) для участия – рекомендовать (к чему?) к употреблению.