Файл: Каменный век (от возникновения человека до iii тыс до н э.), бронзовый век (с конца iv до начала 1 тыс до н э.), железный век (с 1 тыс до н э.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых: Средневековой европейской цивилизации была свойственна также феодально-католическая экспансия. Ее наиболее общей причиной был экономический подъем XI-XIII вв., вызвавший рост народонаселения, которому стало не хватать пропитания и земель. (рост народонаселения опережал возможности развития хозяйства). Основными направлениями этой экспансии были крестовые походы на Ближний Восток, присоединение Южной Франции к французскому королевству, Реконкиста (освобождение Испании от арабов), походы крестоносцев в Прибалтику и славянские земли. В принципе, экспансия не является специфической чертой средневековой европейской цивилизации.

В-третьих: в Европе в Средние века утвердился единый общественно-политический строй, который в исторической науке принято называть феодализмом. Это слово происходит от названия земельного владения, которое представитель господствующего класса-сословия получал за военную службу. Владение это называлось феод. В этом периоде в основном завершается процесс феодализации важнейших западноевропейских стран. Даже в тех странах, где этот процесс шел замедленным темпом, как в Англии или в Германии, к концу XI в. процесс практически завершился.

В-четвертых: Главным источником единства в историческом развитии средневековой Европы были общие цивилизационные основы: наследие античности и варварского германского мира. На территории ряда варварских государств начался синтез позднеримских и германских институтов, результатом которого явилось становление европейской средневековой цивилизации. Первоначально этот процесс развернулся в пределах государства франков, которое в VIII- начале IX вв. превратилось в обширную империю. Империя объединила территории современной Франции, значительную часть будущих Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель.

В-пятых: Центрами образования европейской цивилизации, стали средневековые города, на которые по мере развития товарно-денежных отношений стала опираться центральная государственная власть. Внутренняя перестройка этой цивилизации (в рамках средневековья) началась в 12 веке.

В-шестых: Не смотря на то, что в раннесредневековый период различные регионы Европы не были одинаковы по уровню развития, эту разницу развития помогали исправить тесные связи с теми государствами, где новые тенденции развития зарождались быстрее. Различные страны вносили свой вклад в жизнь Европы, что по мнению некоторых историков и предопределило динамичность развития европейской цивилизации.


Полностью средневековая европейская цивилизация сложилась в период Великих географических открытий. Эти открытия резко расширили сферу влияния европейской цивилизации на цивилизации других народов и ускорили ее переход в новое качество. Поэтому многие историки рассматривают конец XV века как границу между Средними веками и Новым временем.

6. Развитие восточнославянского общества в раннем средневековье (VI–VIII вв.)

Происхождение и расселение славян.В современной науке существует несколько точек зрения на происхождение восточных славян. Согласно первой славяне — коренное население Восточной Европы. Согласно второй точке зрения славяне переселились на Восточно-Европейскую равнину из Центральной Европы. Восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. Но протяжении 6—8 вв. у восточных славян образовались пер­вые территориально-политические объединения — союзы племён, бывшие своеобразными зародышами государств. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых уже утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из множества родов. Объединяться в союзы славян заставляла необходимость защиты от набегов кочевых племен и налаживания торговых связей. Верховным органом плененного самоуправления у славян было вече. Дальнейшее развитие родоплеменной организации предопределяло появление сперва выборной, а затем наследственной княжеской власти. Так возникли племенные княже­ния. В VII-IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

В это время выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (веча) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства. Славяне жили небольшими селениями по берегам рек. В некоторых местах для защиты от неприятеля селения огораживали стеной, вокруг которой выкапывали ров. Такое место называли городом. о славянским порядкам можно было иметь несколько жен, но больше одной имели только богатые, т.к. за каждую жену надо было платить выкуп родителям невесты. Нередко, когда умирал муж, жена, доказывая свою верность, убивала и себя. Повсеместно был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей — курганов. Чем знатнее покойник, тем выше насыпали холм. После погребения справляли «тризну», т.е. устраивали пиршества, боевые игры и конские ристалища в честь умершего.


Рождение, свадьба, смерть — все эти события в жизни человека сопровождались заклинательны-ми обрядами.

Занятия. Основу составляло земледелие. В культуре возделывания почвы господствовали переложная и подсечно-огневая системы земледелия. Осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, славяне несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. н.э. в южных районах получает распространение пашенное земледелие, основанное на использовании плута с железным лемехом и тяглового скота. Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха.

Большую роль играло скотоводство. 3анимались славяне и промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Развивались ремесла. Большое значение имела внешняя торговля. Для торговли использовались Балтийско-Волжский путь, по которому в Европу поступало арабское серебро, и путь по Днепру, «из варяг в греки», связывающий византийский мир с Балтийским регионом.

Общественный строй. Эпоха Великого переселения народов, к концу которой произошло выделение восточных славян, совершенствование орудий груда и техники земледелия, развитие ремесленного производства привели к изменению социальной структуры общества: началось разрушение древних родовых связей и усиление связей территориально-политических. Радимичи, кривичи, поляне, и другие славянские племенные союзы, о которых упоминает автор древнейшего летописного свода «Повести Временных лет», являлись территориально-политическими, а не этническими образованиями. Стабильная оседлость и господство земледельческого хозяйства вызвали к жизни у восточных славян земледельческую общину («мир», «вервь»), которая надолго стала основной первичной организацией восточнославянского общества. Несколько вервей объединялись в «землю». Политической основой таких союзов были институты «военной демократии». Во главе союзов стояли князья, которые осуществляли управленческие и военные функции. Под руководством князей славяне устраивали далёкие походы и отражали нападения (на севере - от набегов скандинавов, на юге - от разного рода кочевников-степняков), за что ему платили дань на содержание его двора и дружины. Иногда в одном племени правили несколько князей.

Верования Славяне, как и другие народы, находившиеся на стадии военной демократии, были язычниками. Они поклонялись силам природы, которые были непонятны человеку, обожествляли умерших предков. При всех неповторимых особенностях язычество восточных славян являлось лишь ветвью общеславянского, шире - общеиндоевропейского, более того общечеловеческого древа языческой религии и мифологии. Славянские дохристианские верования в своем развитии прошли три этапа.


Первоначально славяне приносили жертвы упырям и берегиням. Упыри - это вампиры, оборотни, олицетворявшие зло. Берегини - добрые, помогающие человеку духи. Одухотворение всей природы, деление ее на доброе и злое начало - очень древние представления, возникшие еще у охотников каменного века. Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты – «обереги» и т. д.

На втором этапе славяне стали приносить жертвы Роду и рожаницам, божествам плодородия. Вероятнее всего, появление этих божеств связано с земледелием и действительно отражает более позднюю ступень развития человечества - неолит, энеолит и последующее время. Род был верховным божеством неба и земли, распорядителем жизненно важных стихий - солнца, дождя, грозы, воды. Вера в единого верховного бога явилась основой позднейшего христианского монотеизма. Впоследствии славяне стали молиться Перуну, при этом сохраняя веру и в других богов. Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия, возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества.

Моления славян - язычников своим богам были строго расписаны по временам года и важнейшим сельскохозяйственным срокам. Год определялся по солнечным фазам, поскольку солнце играло огромную роль в мировоззрении и верованиях древних земледельцев. Язычники стремились активно воздействовать на своих богов при помощи просьб, молений и жертвоприношений. В честь богов устраивались пиры, на которых закалывали быков, козлов, баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги. Знатоками обрядности и точных календарных сроков молений были волхвы, кудесники, ведуньи - знахарки, появившиеся еще в первобытную эпоху. Наряду с языческими молениями об урожае, которые составляли содержание годового цикла праздников, славянское язычество включало и первобытный анимизм (вера в леших, водяных, болотных духов) и культ предков (почитание мертвых, вера в домовых). Сложной обрядностью обставлялись свадьбы и похороны. Свадебные обряды были насыщены магическими действиями, направленными на безопасность невесты, переходившей из-под покровительства своих домашних духов в чужой род, на благополучие новой семьи, на плодовитость молодой четы. Погребальные обряды славян значительно усложнились к концу языческого периода в связи с развитием дружинного элемента. Со знатными руссами сжигали их оружие, доспехи, коней. На могилах богатых руссов совершались ритуальные убийства их жен.

Восточные славяне, происхождение


Восточными славянами принято характеризовать народы, населявшие восточную часть древнерусской земли ещё до призыва на княжение Рюрика и его братьев. В то время они подвергаются процессу этногенеза, происходит переход от родовой общины к соседской. Частным имуществом считались дома и отдельные предметы хозяйства, однако земли, скот и леса были общими. Каждое племя имело своего вождя, что является своеобразным признаком постепенно развивающейся государственности.

Быт и хозяйство восточных славян

Восточные славяне селились преимущественно неподалеку от рек, в полуземлянках, постепенно сменившихся избами. Обычно они искали такое место заселение, где было бы комфортно содержать скот и при этом заниматься земледелием. В основном восточные славяне занимались выращиванием таких культур, как пшеница и просо, помимо этого популярными занятиями являлись бортничество, рыболовство и охота. Спустя какое-то время начали возводиться городища, а вместе с этим, развиваться новые виды ремесел: ковка орудий труда, гончарное дело.

Вера

Единого бога у восточных славян не существовало: их верование граничило между анимизмом и политеизмом. Главным богами были Перун, Ярило, Сварог и Велес, соответственно олицетворяющие собой гром и молнию, Солнце, небо и скот. У них также имелись свои традиции и обычаи, вроде Масленицы, Радуницы, Семика. Существовал обязательный погребальный культ, соблюдая который, каждый покойник, в зависимости от того, как он умер, должен был быть захоронен соответствующим образом. Славяне обладали патриархально-родовым строем, долгое время у них держался культ предков.

Противники

Славяне предпочитали оседлому образу жизни кочевой, поэтому их поселения не представляли собой крупных укрепленных деревень и городов. По этой причине они становились легкой добычей для кочевых племен, вышедших прямиком из глубин Азии. Так например, славяне часто страдали от набегов аваров и хазар. Обычно восточные кочевники находились в боевом и численном преимуществе над своими жертвами, из-за этого славяне предпочитали не защищаться, а просто сбегать со своей земли и отстраиваться на новой. Они считали, что проще отдать то немногое, что у них есть и начать отстраиваться заново, нежели распрощаться с жизнью, пытаясь отбиться от врага. Спустя какое-то время, славянские племена объединяются в более крупные общины и начинают возводить небольшие «городишки», которые ограждаются толстыми и высокими стенами из стволов деревьев.  Помимо этого, они тщательно выбирали место, прежде чем где-то обосноваться. Заселялись такие территории, которые были с какой-либо стороны ограждены рекой, лесом, или же находились на возвышенности.