Файл: Каменный век (от возникновения человека до iii тыс до н э.), бронзовый век (с конца iv до начала 1 тыс до н э.), железный век (с 1 тыс до н э.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19. XIX в. мировой истории: рождение индустриального общества.

Анри де Сен-Симоном

Впервые термин «индустриальное общество» был введён французским философом Анри де Сен-Симоном.

Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции. Перераспределяется рабочая сила: занятость населения в аграрном секторе падает с 80 % до 15 %, за счёт этого растет занятость населения в промышленности, торговле и прочих несельскохозяйственных сферах занятости, что приводит к росту доли городского населения (до 85 %).

Темпы развития технического прогресса определял тесный союз между машинной индустрией и наукой, ориентированной на практические цели. Прежде всего, были найдены новые источники энергии и способы ее использования. XIX век нередко называют веком пара. Да, паровой двигатель триумфально завоевывал все новые и новые сферы применения. Но в равной мере XIX век может быть назван веком железа, веком электричества. Возросло значение нефтяной промышленности. Началась эпоха освоения электричества. Появилась электросварка, электрохимия, электрометаллургия, по улицам прошли первые трамваи. Был изобретен двигатель внутреннего сгорания, наиболее экономную модель которого предложил немецкий инженер Рудольф Дизель.

Усовершенствовалась выплавка стали, а также быстро развивалась химическая промышленность. На развитие производительных сил все большее влияние стали оказывать крупные хозяйственные объединения. Картели определяли цены и делили рынки сбыта. Синдикаты создавались как объединения для совместной продажи товаров. Полное объединение собственности для совместного производства и сбыта осуществлялось в форме трестов. И, наконец, сами тресты объединялись в концерны.К концу XIX в. складывается система мирового хозяйства, которое включало в себя три составные части: крупная машинная индустрия, которая уничтожила прежнюю, естественно сложившуюся обособленность отдельных стран; современный транспорт первая половина XIX в. была эпохой каналов, вторая эпохой железных дорог, которые, как писал Генрих Гейне, убили пространство; мировой рынок, который возник еще в эпоху Великих географических открытий, но только к концу XIX в. охватил фактически уже весь мир. Соотношение сил между отдельными регионами мира в XIX в. отличались достаточной стабильностью и резким преобладанием Европы, а в ней Англии. Лишь в конце XIX в. положение меняется. Мировое хозяйство из европоцентрического становится двуцентрическим (Европа и США). Важной особенностью индустриальной цивилизации являлось изменение характера труда, роли человека в производстве и отношения человека к своей деятельности. С одной стороны, новое производство требовало мобилизации творческих возможностей человека. С другой, - зародившееся поточное, массовое производство превращало работника в придаток машины. Зарождение поточного конвейерного производства связано с именем Генри Форда, который
первым ввел в автостроение поточную систему, позволившую выпускать его знаменитую массовую модель автомобиля Жестяная Лиззи. Производительность труда на предприятиях Форда по тем временам была весьма высокой, но труд обезличивался, был машинизирован.

20. Европейские проблемы и Россия в первой четверти XIX в.

Внутренняя политика. Восшествие на престол Александра I. XIX век для России фактически начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда в результате заговора был убит император Павел I. Среди заговорщиков были – генерал-губернатор Петербурга граф П. А. Палин, генерал Л. Л. Бениксен, фаворит Екатерины II князь П. А. Зубов, гвардейские офицеры.

Эра либерализма.

В 1808—1810 гг. Сперанский разработал проект Государственной думы — законодательного собрания, однако из-за противодействия консервативных сановников удалось учредить лишь Государственный совет — прообраз верхней палаты Думы (1810). Ввиду угрозы войны с Наполеоном преобразования были приостановлены, а Сперанский из-за интриг консерваторов в 1812 г. был отправлен в ссылку.

Война 1812 г. после победы авторитет России резко возрос, и она встала во главе Священного Союза всех монархов Европы (кроме английского и османского). Целью Союза была поддержка европейских монархий в их борьбе с революционными и национально-освободительными движениями. Россия стала на 40 лет «жандармом Европы».

В 1810 г. был учрежден высший законосовещательный орган при императоре — Государственный совет. Он централизовал законодательное дело, обеспечил единообразие юридических норм. Созданная при Александре I система государственных органов с небольшими изменениями просуществовала до 1917 г.

В 1815 году Царству Польскому, вошедшему в состав Российской империи после разгрома Наполеона, была дарована конституция. Согласно ей, законодательной властью обладал парламент (сейм), а исполнительной — император, представленный в Польше наместником.

По указанию царя разрабатывались и проекты отмены крепостного права. Однако на деле в жизнь была проведена мера противоположного характера. В 1816 г. Александр, желая уменьшить затраты на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселяне должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой.

21.Россия на пути к индустриальному обществу: экономика, политика, культура(2 четверть XIX в)


Во внутренней политике Николая I можно четко выделить три основных направления: курс на усиление самодержавия и централизацию управления; попытки решения крестьянского вопроса; курс на подавление любых проявлений инакомыслия. Формирование официальной идеологии – «теория официальной народности».

1. Курс на укрепление самодержавия и централизацию управления.

Это курс нашел свое выражение в усилении влияния Собственной Его Императорского Величества Канцелярии Необходимо отметить стремление Николая I к максимальной централизации управления и регламентации и милитаризации всех сторон общественной жизни.

Результатом его проведения стало усиление бюрократического аппарата, поощрение слепого повиновения и строгого следования инструкциям, указаниям из Центра, полицейские методы управления обществом

2. Попытки осуществления крестьянской реформы.

Следует отметить, что Николай I считал крепостное право злом и возможной причиной следующего бунта, но, с другой стороны, боялся огласки своих планов, недовольства дворян, а также того, что крестьяне не смогут воспользоваться предоставленной свободой из-за необразованности.

1837-1841гг. – реформа в государственной деревне графа Киселева. Создавалось специальное Министерство государственных имуществ с казенными палатами на местах, для государственных крестьян отменялась барщина, повинности определялись, исходя из доходности земель, вводилось волостное самоуправление, создавались школы и больницы за государственный счет.

1842г. – указ об “Обязанных крестьянах”, по сути, аналогия указу 1803г. “О вольных хлебопашцах”.

Несмотря на то, что Николай I понимал пагубность крепостного права, оно не было отменено, так как по-прежнему большинство дворянства было против этого.

1826г. – «чугунный» цензурный устав.

1827г. – запрет принимать детей крепостных крестьян в гимназии.

1828г.- школьный устав- введение принципа сословности в народном образовании.

1831-1837гг. – закрытие ряда наиболее популярных журналов: «Европеец» Киреевского, «Телескоп» Надеждина, «Московский телеграф» Полевого.







Европейские проблемы и Россия в первой четверти XIXв


Они определились еще в XVIII в., когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя.

На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В первые полтора десятилетия XIX в. реализация западного направления была связана с борьбой против агрессии Наполеона. После 1815 г. основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Александр I и Николай I ориентировались на наиболее консервативные силы и чаще всего опирались на союзы с Австрией и Пруссией. В 1848 г. Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и задушил революционные выступления в Дунайских княжествах.

На юге сложились весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVIII в. Черноморского побережья и, в первую очередь, с присоединением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов – Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной к из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук- Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства христианским подданным Османской империи. Этим правом Россия активно пользовалась, тем более, что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя.

На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории. Здесь Россия старалась расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи с вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включения всего кавказского региона в состав Российской империи.


К этим традиционным направлениям в первой половине XIX в. добавились новые (дальневосточное и американское), имевшие в то время периферийный характер. Россия развивала отношения с Китаем, со странами Северной и Южной Америки. В середине века российское правительство начало присматриваться к Средней Азии.

21. Россия на пути к индустриальному обществу: экономика, политика, культура (вторая четверть XIX в).

В первой половине XIX века в области просвещения наметилась реор­ганизация школьного дела. Готовилась единая система народного образо­вания. В 1802 г. появилось Министерство народного просвещения; были основаны новые университеты: Дерптский, Виленский, Казанский, Харь­ковский, Киевский. Систематическим стало устройство средних учебных заведений - гимназий - для дворянских и чиновничьих детей. Для подго­товки высших государственных чинов открываются лицеи; техническую под­готовку дают Институт инженеров путей сообщения, Техническое училище, Училище гражданских инженеров. Число учащихся средних и низших учебных заведений возрастает с 120 тыс. до 450 тыс. человек.

Появляются сельские школы для крестьян, но процент грамотности в деревнях очень низок: 5-7% среди государственных крестьян, 1% - среди помещичьих.

Российская наука, получившая в новых университетах значительную опору, вышла на уровень мирового признания. Ректор Казанского универ­ситета Н.И.Лобачевский создал новую "неэвклидову" геометрию. В том же университете работали Н.Н.Зинин и А.М.Бутлеров, внесшие важный вклад в ста­новление органической химии. В Московском университете творил великий химик Д.И.Менделеев, открывший периодический закон смены химических элементов. В Дерптском университете работал знаменитый хирург Н.И.Пирогов, основоположник анатомно-экспериментального направления в хирургии, ос­нователь всемирно известного атласа "Топографическая анатомия".

Петербургские академики В.В.Петров и Б.С.Якоби значительно прод­винули вперед электротехнику: Петров открыл в 1802 г. электрическую дугу, а Якоби изобрел и опробовал электродвигатель (1834-1838), создал гальва­нотехнику (1838), сконструировал несколько типов телеграфных аппаратов.

В 1839 г. была отрыта Пулковская обсерватория. Для развития гума­нитарных наук много сделал Н.М.Карамзин, чья "История Государства Рос­сийского" (1816-1829) была не только новым этапом в становлении исто­рической науки, но и вкладом в развитие русского литературного языка, пробудила интерес образованных кругов к прошлому России.