Файл: Каменный век (от возникновения человека до iii тыс до н э.), бронзовый век (с конца iv до начала 1 тыс до н э.), железный век (с 1 тыс до н э.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


10 руб. = 6%

Х руб. = 100%, откуда Х  166 руб. 67 коп.

Это непосильные для большинства крестьян деньги, поэтому выкупной операцией занялось государство. Был учреждён Крестьянский банк, под залог надела он давал ссуду в 75-80% от необходимой для выкупа суммы. За кредит крестьяне расплачивались с казной до 1907 г. и в итоге были бессовестно ограблены собственным государством, заплатив почти втрое больше рыночной стоимости выкупаемой земли.

Стоимость земли по ценам 1863 г. была 648 млн. руб., а к 1907 г., когда платежи отменили, крестьяне уже заплатили 1540,6 млн. руб. За период временнообязанного положения они уплатили бывшим помещикам в виде оброка ещё 527 млн. руб. При этом множество помещиков также разорилось, поскольку государство из выкупных сумм вычло их долги перед казной (всего 425 млн. руб., взятых помещиками под залог крепостных).

  1. Реформы местного управления.

- Земская реформа 1864 г. В европейской России на губернском и уездном уровнях созданы всесословные (из представителей всех сословий) земские учреждения. Они избирались на три года от представителей: 1) землевладельцев, 2) городских избирателей и 3) от сельских обществ. Занимались земства хозяйственными нуждами местного значения: устройством и содержанием дорог, мостов, почт, школ, больниц, приютов. Земства заботились также о местной торговле, промышленности, ветеринарном деле, статистике, взаимном страховании и т.п. Их бюджет формировался за счёт сборов с местных населения, предприятий, штрафов и пожертвований.

- Городская реформа 1870 г. Осуществлена по тем же принципам, что и земская. В городах созданы всесословные городские думы из 30-70 гласных (в Москве - 180, а в Петербурге - 250 гласных). Они избирали городскую управу, состоявшую из городского головы и двух и более членов. Контролировал деятельность городского самоуправления губернатор, в столичных городах - министр внутренних дел.

  1. Судебная реформа 1864 г. Сословные суды (за исключением крестьянского волостного суда, судов для военных, духовенства и политических преступников) упразднялись. Вводились новые принципы судопроизводства: бессословность (равенство сословий перед законом), гласность (открытость для публики), независимость (от администрации) и состязательность (участие стороны обвинения и защиты). Представителей всех сословий судили теперь по одним и тем же законам в одних и тех же судах с одним и тем же порядком судопроизводства. По уголовным делам учреждался суд присяжных

  2. Реформы в сфере образования. В 1864 г. вышли постановление о начальных народных училищах, которые могли открывать частные лица и общественные организации, и новый устав гимназий. В начальных школах учились дети низших сословий, срок обучения - 4 года. Гимназии были семилетними (позднее добавились два подготовительных класса) и делились на классические и реальные. Учиться в них могли представители всех сословий, но плата за обучение была высокой. В классических гимназиях особое внимание уделяли древним языкам (латыни, греческому), а в реальных - математике и естествознанию. Выпускник классической гимназии без экзаменов зачислялся в университет, реальной – в технический вуз.


В 1863 г. издан новый университетский устав, предоставивший вузам широкую автономию. Вузы стали самостоятельно решать все научные, учебные, административные и финансовые вопросы. Увеличилось и число вузов. К концу XIX в. в России было 10 университетов, в которых обучалось 16,5 тыс. студентов. Обучение было платным, но одарённые студенты имели право учиться за казённый счёт. Появилось высшее женское образование. Хотя женщины не получили права поступать в университеты, было разрешено открывать частные высшие женские курсы.

  1. Цензурная реформа 1865 г. Для отечественных изданий объёмом в 10 печатных листов и зарубежных - 20 печатных листов отменена предварительная цензура. Под залог до 5000 руб. по особому разрешению министра внутренних дел газета или журнал тоже могли освобождаться от цензуры. Судебной ответственности за содержание освобождённых от цензуры изданий подлежали не только автор и редактор, но и издатель, владелец типографии и даже книготорговец.

  2. Военные реформы. В 1860-х гг. образовались военные округа и военному министру были подчинены все рода войск. 1 января 1874 г. утверждён Устав о всеобщей воинской повинности, заменивший прежнюю рекрутскую систему. Все мужчины, достигшие 21 года, обязаны были служить: в сухопутных войсках - 6 лет и 9 лет запаса, во флоте - 7 лет и 3 года запаса. От службы освобождался единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также те, чей старший брат служил или уже отслужил. Срок службы сокращался в зависимости от образовательного ценза, например, окончив гимназию, служили полтора года, а вуз - полгода.

Улучшилось вооружение, появился паровой флот вместо уничтоженного в Крымскую войну парусного. В стране развернулась сеть двухгодичных военных училищ. Офицерский чин теперь мог получить представитель любого сословия. Появились военные академии и морское училище.

В результате реформ 1860-1870-х гг. абсолютная монархия в России меняется. Появляются элементы буржуазного конституционного строя. Благодаря отмене крепостного права, за которую Александр II был прозван «Освободителем», складываются классы буржуазии и наёмных рабочих. Однако, вводя буржуазные принципы в экономику, организацию местного самоуправления, суда, образования и т.д., правительство максимально постаралось сохранить привилегии дворянства и самодержавный характер государственной власти. Незавершённость реформ и отказ от политических преобразований вызвали недовольство общества.



Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг - кратко


 
Царствование Александра II, потомки назвали «эпохой великих перемен».  В этот период были реформированы важнейшие сферы общественной жизни. Катализатором этих изменений послужило поражение в Крымской войне, которое обнажило множество проблем в социально-экономическом развитии Российской империи. Стало понятно, что без масштабных изменений не обойтись. 
Отмена крепостного права.

Причиной, начавшейся в 1861 году крестьянской реформы, послужило возросшее количество крестьянских бунтов. 19 февраля был обнародован Манифест, согласно которому крепостные крестьяне стали свободными гражданами, получившими гражданские права. 

 Но, земля по-прежнему оставалась в руках помещиков. Помещик выделял землю в пользование сельскому обществу, которое распределяло землю между крестьянами. За это крестьянин должен был выплатить оброк или отбыть «барщину». 
Итоги реформы:

  1. Ликвидация крепостнической системы.

  2. Положение крестьян мало чем стало отличаться от дореформенного положения. Он был также закабален, нес те же повинности, что и прежде.

  3. Реформа не смогла предотвратить крестьянские восстания.


Финансовая реформа

В модернизации нуждалась финансовая система России. В мае 1862 г. началось создание в стране экономики нового типа. По проекту В.А. Татаринова, главными финансовыми учреждениями Российской Империи стали Государственный банк и Главное выкупное учреждение

Была создана вертикаль финансовых учреждений: контрольные палаты на местах подчинялись казначействам, которые находились в подчинении непосредственно у Министерства финансов. Впервые был опубликован документ «Государственный бюджет». Все министерства и ведомства должны были отчитываться о расходах государственных средств перед вышестоящими органами.
Реформа образования

В 1863 году Александр II подписал Университетский Устав, в котором определялись порядок и устройство высших учебных заведений Российской Империи. Отныне университет должен был состоять из 4 факультетов: историко-филологического, физико-математического, юридического и медицинского. Руководство осуществлялось деканами.


Управление университетом осуществлялось проректором или университетским советом. Должность декана становится выборной, сроком на 3 года. Проректор избирался из числа преподавателей сроком на 3 года. Смета годовых расходов утверждалась университетским правлением.

В 1864 году было реформировано среднее образование. По «Положению о начальных народных училищах» учредителями гимназий, училищ могли стать земства, различные организации и отдельные граждане.

По «Уставу средней школы» 1864 года гимназии разделялись на 2 вида: классические и реальные. В классических гимназиях упор делался на изучение языков и гуманитарных дисциплин, в реальных – на изучение естественных и технических наук.

Впервые открылись женские гимназии.
Земская реформа

Земская реформа создала основу местного самоуправления в сельских поселениях. Согласно «Положению о губернских и уездных земских учреждениях», принятому 1 января 1864 года были созданы органы самоуправления – земские собрания и управы

Избиратели были разделены на 3 курии. В 1 курию входили крупные землевладельцы и промышленники, во 2 – городские жители, в 3 – представители сельских общин.

В составе губернских и земских управ было по 6 человек, которые назначались на должность собраниями, проводимыми раз в год. 

В ведении органов местного самоуправления находились все хозяйственные дела подведомственной им территории.
Судебная реформа

В 1864 году были подписаны «Судебные указы», ставшие основами реформы. Судебная реформа полностью изменила судоустройство, разделила суды на две ветви – мировые суды и общие судебные установления. Каждая из них имела 2 инстанции и третью инстанцию – кассационный департамент Сената. 

Перед рассмотрением уголовного дела в суде велось судебное следствие. Тяжкие уголовные дела стали рассматриваться с участием присяжных. Для защиты подсудимых создали адвокатуру.
Цензурная реформа

Реформированию подвергся порядок цензурирования печатных изданий. В апреле 1865 года вышли «Временные правила о цензуре и печати». В акте выделены произведения, которые никогда не будут напечатаны: порочащие нравственные и духовные устои, подрывающие авторитет власти, веры и т.п.