Файл: 1. Предмет, структура и функции философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17. Структуры и функции сознания

В современной философии и науке сознание рассматривается как целостная система, но набор элементов, которые выделяются в структуре сознания, изменяется в зависимости от теории или концепции.

Общая психология выделяет в сознании 3 сферы:

• когнитивную (познавательную);

• эмоциональную;

• волевую.
Когнитивную сферу составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания.

Традиционно выделяют 2 познавательные способности человека: чувственную и рациональную.

Чувственная познавательная способность – способность к ощущениям, восприятиям и представлениям, которые выступают базой для рациональных знаний.

Ощущение – отображение отдельных свойств объекта, например, кислое, сладкое, холодное и т.п.

Восприятие – комплекс ощущений, отображение множества свойств объекта. Ощущения выступают предпосылкой восприятия и в естественных ситуациях встречаются редко, поскольку мы, как правило, отображаем не отдельные свойства и стороны предметов, а их совокупность.

Третья форма чувственного познания – представление – связывает чувственную и рациональную способности. Представление – образ предмета, который воспроизводится в сознании без непосредственного воздействия самого предмета на органы чувств. Представление объединяет в себе черты и чувственной, и рациональной способностей. Как и восприятие, представление – это конкретный образ конкретного предмета, но в отличие от восприятия оно не связано с конкретной ситуацией. Представление позволяет человеку обрести некоторую свободу по отношению к воспринимаемой реальности.

Рациональная познавательная способность – главная в познавательной сфере, это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений.

Понятие – форма мысли, в которой обобщены и выделены предметы по сходным для них признакам, например, "студент", "книга", "дерево" и т.п.

Суждение – форма мысли, в которой утверждается наличие или отсутствие у предметов каких-либо свойств или отношений между ними. Пример суждения: "Этот человек изучает философию", "Некоторые животные являются домашними", "На улице идет снег". Суждение может складываться уже на уровне чувственного отображения действительности. Сказать: "Это кот" можно, имея в виду конкретного рыжего кота, который сидит на диване, а не понятие "кот", в котором имеются в виду все возможные коты разнообразных окрасов, спящие, охотящиеся, уличные и домашние.


Умозаключение – форма мысли, в которой из одного, двух или более суждений выводится третье. Умозаключение формируется на базе понятий и суждений и представляет собой динамичную форму абстрактного мышления. Пример умозаключения: "Все кошки животные, некоторые кошки серые, следовательно, некоторые животные серые".

Помимо рациональной и чувственной способностей в познавательную сферу входят внимание и память.

Внимание – это способность концентрировать умственные усилия на каком-то определенном объекте, явлении или событии.

Память – это способность накапливать информацию и воспроизводить ее при необходимости, память обеспечивает единство всех элементов сознания. Различают 2 формы когнитивной памяти:

образную, которая проявляется в виде зрительных, слуховых, обонятельных и прочих ощущений;

мыслительную, которая фиксирует слова и понятия.

На основе интеллекта, ощущений, внимания и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые составляют содержание познавательной сферы сознания.
Содержание эмоциональной сферы сознания составляют потребности, интересы и цели, а ее элементами выступают аффекты, эмоции и чувства, все они выражают переживания человека и его отношение к тому, что он видит, слышит и постигает. Эмоции выражают потребности человека и смысл его мотиваций и поступков.
Волевая сфера сознания представлена мотивами, интересами и потребностями в единстве со способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы – воля – способность сосредоточить внимание на каком-либо объекте или цели и достигать их.
В структуре сознания можно также выделить интуицию – способность, которая обеспечивает переход с уровня образного мышления на уровень рационального и наоборот. Этот переход, который обычно принимает вид скачка, трудно прогнозировать, его можно обнаружить лишь задним числом. Различают конкретную и абстрактную интуицию. Конкретная интуиция относится к фактической стороне вещей и тяготеет к чувственной познавательной способности. Абстрактная интуиция касается идеальных связей и отношений действительности и тяготеет к абстрактному мышлению. Отличие интуиции от других психических функций заключается не только в ее скачкообразной природе, но и в той форме, в которой фиксируются результаты интуитивного процесса. Результаты интуиции могут оформляться в виде ощущений, понятий или эмоций. Но, несмотря на это, интуицию всегда можно отличить от мышления, чувства или ощущения, потому что интуитивные прозрения даны непосредственно и очевидно, они не выводятся как понятия или суждения.



Необходимой составляющей интуиции является воображение – способность наглядно представить объект исследования. Образ, создаваемый воображением, отличается от ощущения тем, что он не связан с конкретной ситуацией. Воображение опирается на ощущения и образное мышление, но превосходит его, поскольку позволяет представить предмет так, как его никогда невозможно наблюдать в реальности.

Основные функции сознания:

познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке;

конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе;

регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром;

прогностическая, позволяющая предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их;
18. Проблема познания; виды познания

Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания.
Проблема познания: Познаваем ли мир в принципе – вот основной вопрос философии, который ищет ответа в рамках этой проблемы. Для философии вопрос о природе познания и формах его проявления является фундаментальным и традиционным. Сложность и важность проблемы обусловлена тем, что в познании раскрывается природа человека, и гносеологическое исследование оказывается неотделимым от антропологического. Учение о познании есть, по сути, органическая часть философского учения о человеке.
Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Наибольший вклад в ее изучение внесли такие мыслители, как Юнг и Кант. С познанием так или иначе связана любая деятельность человека. Именно способность к нему сделала нас такими, какими мы есть сейчас.
Проблемы познания в философии

Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема познания в философии важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя.


В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг.

Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений – важная задача всего общества.

Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует. Проблема познания в философии может быть рассмотрена и с другой точки зрения. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что, либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно.
Сама по себе наука о познании называется гносеологией. По большей части она базируется именно на позициях гностицизма. Принципы у нее следующие:

- историзма. Все явления и предметы рассматриваются в контексте их становления. А также непосредственного возникновения;

- активности творческого отображения;

- конкретности истины. Суть в том, что истину можно искать только в конкретных условиях;

- практики. Практика – это та деятельность, которая помогает менять человеку и мир, и самого себя;

- диалектики. Речь идет об использовании ее категорий, законов и так далее.
Как уже говорилось, в познании субъектом является человек, то есть существо, которое наделено достаточным разумом, способное осваивать и пользоваться арсеналом средств, подготовленным предыдущими поколениями. Субъектом познания можно назвать и само общество в целом. Стоит отметить, что полноценной познавательная деятельность человека может быть лишь в рамках общества.

В качестве объекта познания выступает окружающий мир, а точнее та его часть, на которую направлен интерес познающего. Истиной называется идентичное и адекватное отражение объекта познания. В том случае, если отражение будет неадекватным, познающий получит не истину, а заблуждение.

Различают следующие виды познания:

Повседневное, или житейское, познание. Основано на здравом смысле, наблюдении, обыденном познании, согласуется с общесоциальным жизненным опытом, носит несистематический, эмпирический характер.

Художественное познание. Основано на цельном, а не на разделенном воспроизведении мира и особенно человека в мире, взаимосвязано с понятием культуры как среды человеческого, которая длится и возобновляется только постоянным усилием человека.

Чувственное познание. Осуществляется с помощью органов внешних чувств. Раскрывается посредством трех его форм: ощущения (возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека и передают только отдельные свойства предмета); восприятия (структурированного образа, состоящего из нескольких ощущений); представления (образа ранее созданных или воспринятых воображением явлений). Чувственное познание позволяет иметь представление только о внешних свойствах отдельных предметов. Чувственного познания недостаточно для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования.

Рациональное познание. Является процессом абстрактного обобщающего мышления. На уровне рационального познания происходит отвлечение от частных, несущественных свойств предмета. Рациональное познание осуществляется посредством таких 3х его форм, как понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это элементарная единица рационального мышления, отражающая общие, существенные признаки предметов. Следующая форма рационального познания – суждение является совокупностью понятий, отражающей связи и отношения между предметами и их свойствами. В суждении утверждается или отрицается что-либо. Третья форма рационального познания – умозаключение представляет собой процесс получения на основании законов логики заключения из двух или нескольких суждений. Умозаключение – высшая форма отвлеченного (абстрактного) мышления.

Интуитивное познание. Представляет собой неосознанно полученное непосредственное знание, которое подразделяется: на чувствительное (мгновенное чувство); рациональное (интеллектуальное озарение); эйдетическое (зрительная интуиция).

Научное познание. Предполагает исследовательскую практику и последующее объяснение фактов на основании их осмысления в контексте системы понятий данной науки.