Файл: 1. Предмет, структура и функции философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако и эти критерии опосредованы практикой, которая является решающим и всеобщим критерием истины.

21. Общество и его жизнь
1. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании.

Целостный и полноценный анализ природы и сущности человека, основных этапов его развития, зафиксированных в понятиях индивид, индивидуальность, личность не возможен вне исследования понятия «общество». Это связано с тем, что само появление человека во многом является продуктом коллективной жизнедеятельности и общения. Поэтому анализ различных компонентов человека невозможен вне понимания его социальной сущности, что и является предметом особой отрасли философского знания – социальной философии. Если предметом философии является взаимодействие таких составляющих как человек и мир, то предметом социальной философии являются проблемы соотношения человека и социального мира (общества).

Важнейший вклад в становление социальной философии был сделан в XIX веке усилиями четырех мыслителей – Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Г. Спенсера. До этого момента мыслителями выделялись лишь отдельные проблемы социальной философии. Например, с Античности и вплоть до Нового времени в философских исследованиях разрабатывались, прежде всего, 2 пункта: этика и учение о государстве, получившее обстоятельную разработку у Платона, Аристотеля, Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. Понятие государства при этом мало чем отличалось от общества. Впоследствии центр теоретического интереса все больше сдвигался от политико-государственных и духовных проблем к проблемам социально-экономическим. Это отчетливо проявилось в работах К.А. Сен-Симона, А. Смита, К. Маркса и др. Особенно заметное развитие социальная философия получила в связи с разработкой социологии в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина в XIX-нач. XX века.

Термин «общество» представляет собой особую форму коллективного надындивидуального бытия людей, которую, по мнению К.Х. Момджяна, принято рассматривать в 3 основных значениях:

- общество как особый самодеятельный коллектив людей (напр., российское общество, общество ветеранов и т.д.);

- общество как процесс коллективного бытия людей (т.е. общественная жизнь людей в отличие от животного стада);


- общество как целостная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами (т.е. общество как органическое соединение различных частей – политической, правовой, экономической сфер, науки, социальных групп).
Общество изучается множеством наук – философией, социологией, историей, этнологией, культурологией и др. Задача социальной философии сводится не только к целостному пониманию общества, но и его взаимодействия с конкретным человеком, а также закономерностей общественной жизни. Ключевой вопрос социальной философии – что такое общество? Понимание предмета социальной философии становится ясным в ходе анализа структуры социальной философии. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие компоненты социальной философии:

- социальная онтология исследует универсальные закономерности общественной жизни, проблему соотношения материальных и духовных факторов в общественном развитии, роль природы в общественной динамике;

- социальная гносеология анализирует общие проблемы познания социальных явлений, зависящих от человека и не зависящих от него. Это ответ на вопрос о том, как возможно адекватное познание социальных явлений;

- социальная аксиология (или социальная теория ценностей) служит обоснованию существования относительной системы ценностей в разные периоды истории, исследует закономерности появления ценностей в обществе, их соотношения с абсолютными ценностями;

- социальная праксиология исследует практические проблемы организации общественной жизни, проблемы соотношения целей, средств и результата.
Таким образом, становится понятно, что социальную философию интересуют общие проблемы общественной жизни – факторы ее развития, общая структура общества, закономерности социально-исторического развития. Это означает, что социальная философия выступает как обобщающее теоретическое знание, основанное на данных таких эмпирических наук как социология, история, социальная психология, этнология. Так, если социология анализирует внутреннюю структуру общества, особенности его социального состава, динамику отношений между социальными группами, общие закономерности в различных сферах общественной жизни – политике, экономике, праве, то социальная философия рассматривает общество с точки зрения наличия в нем универсальных общественных закономерностей в их взаимосвязи с окружающим природным и космическим миром. Если история и социология трактуют общество как определенный поток изменений, то социальная философия стремиться рассматривать общество как синтез изменчивости и неизменных начал. Он исследует то, что могло бы объединить различные народы и культуры на всем протяжении человеческой истории и на основе этого дать ответ – каково реальное значение общества в жизни человека.


2. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества.

Научный анализ общества не представляется возможным, если отсутствует четкое понимание того, что объединяет различные социальные группы, отдельных индивидов, крупные социальные общности в единое целое и заставляет их действовать в рамках общего исторического движения. Другими словами – что является источником развития общества и что объединяет людей в единый социальный «организм»?

В истории социальной философии традиционно выделяются 3 наиболее значимые точки зрения:

- натуралистический подход – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Л. Чижевский и Л.Н. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш.Л. Монтескье, Л.И. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Докинс);

- идеалистический подход – основой общественной жизни выступают идеи, верования, убеждения людей, а также божественное начало (религиозное понимание общества), или идеи великих личностей (О. Конт, Ф. Ницше), психология масс (Г. Лебон) или абсолютный Разум (Гегель);

- материалистический подход – наиболее полно обоснован в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, которую они сами называли материалистическим понимаем истории. Основой единства социальной жизни и мировой истории выступает деятельность (труд и общение) явилась источником превращения обезьяны в человека. Именно характер деятельности является важнейшим критерием существования различных этапов общественной жизни. Именно уровень развития техники, материального производства и является определяющим для формирования той или иной системы социальных отношений, уровня культуры, политического строя, правовых положений и философских представлений о мире.

3. Общество и природа. Биосфера и ноосфера.

Важную роль для понимания единого характера процессов взаимодействия природы и человека сыграло учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
.
Биосфера представляет собой особый этап в геологической истории Земли. Под биосферой он понимал совокупность всех живых организмов в процессе их взаимодействия между собой и неорганической природой, включающей влияние космического излучения. Принципиальный момент позиции Вернадского состоит в обосновании идеи целостности природы и невыделенности ее частей. С появлением человека начинается принципиально новый этап развития биосферы, который Вернадский обозначает термином ноосфера. Термин ноосфера (сфера разума) впервые был введен в научный обиход французскими философами Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Вернадский же под ноосферой подразумевал комплексную геологическую оболочку (биосферу), преобразованную научной мыслью. То есть это такая стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность человека становится геологическим по масштабам фактором. Жизнедеятельность людей приобретает планетарное значение. Ноосфера предполагает включение в биологическую эволюцию Земли множества идеальных явлений: знаний, сведений, мыслей, образов и т. п. В своем развитии к ноосфере человечество должно исключить войны, невозможные без самоистребления при обладании мощными источниками энергии. В итоге ноосфера должна обеспечить автотрофность человечества, то есть освободить его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли. Это позволит разорвать границы земной эволюции и перенести ее ход в Космос.
Значение В.И. Вернадского и отечественных представителей географического детерминизма – А.Л. Чижевского, Л.Н Гумилева и др. В этой связи следует особо обозначить сферы взаимовлияния общества и природы. Воздействие природы на общество заключается в следующем:

1) природа выступает в качестве источника средств жизни и труда,

2) природа влияет на общество в качестве среды обитания,

3) природа во всем своем многообразии ставит перед человеком и обществом разнообразные задачи,

4) влияние природы на общество всегда носило и носит глобальный характер.

Воздействие общества на природу заключается в том, что:

1) общество разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы,

2) общество на основе природы создает новый мир – «вторую природу» - ноосферу и техносферу.

Однако, несмотря на усилившееся в последние годы воздействие социального мира на природу, значение последней не перестает уменьшаться, что выражается в двух кардинальных факторах развития любого общества – народонаселении и географическом положении.


22. Модели исторического развития общества

Общество - это очень сложный объект для социально-философского исследования. Также непросто изучать и историю, которая представляет собой объективный процесс смены форм и состояний общественной жизни, движение и развитие общества в социальном времени и социальном пространстве. История это ведь прошедшее (вчера, позавчера), которое уже никогда не откроется перед нашим взором во всем своем живом и неповторимом многообразии.

В истории социальной философии сформировались 2 мировоззренческие позиции, которые определяют конкретные подходы к исследованию общественной жизни и ее истории. Это философский идеализм ("линия Платона") и философский материализм ("линия Демокрита"). Они в корне отличаются ответом на вопросы о сущности общества, источниках и механизмах его функционирования и развития.

Суть первой позиции ("линия Платона") заключается в том, что основную роль в общественной жизни якобы играет духовное начало в различных его формах. "Разум правит миром" - так предельно кратко сказал об этом древнегреческий философ Анаксагор. В соответствии с таким углом зрения и сам человек рассматривается как существо исключительно духовное, носитель религиозных, нравственных и т.п. качеств. Для сторонников "линии Платона" (Г.Гегель, Фома Аквинский, и др.) духовное начало ценится несравненно выше материального и поэтому особое внимание обращается на исследование форм общественного сознания (религия, мораль, искусство и др.), внутреннего мира самого человека. Полагается, что особую роль в истории общества играют так называемые "исторические" личности, которые якобы знают тайны и внутренний смысл истории, ее божественный замысел. Основными в рамках философского идеализма являются такие понятия, как "сознание", "душа", "Бог", "любовь" и т.п.

Суть второй позиции ("линия Демокрита") к исследованию общества и его истории состоит в признании того простого и очевидного факта, что люди для своей жизни вынуждены трудиться, развивать материальное производство. Эта деятельность является истоком и основой всей общественной жизни. В основном на ее базе складывается общественное бытие как система отношений между людьми и социальными группами, все устройство общественной жизни. Материальное производство — это субстанция общественной жизни и движущая сила истории, которая (субстанция) оказывает определяющее и всестороннее влияние на общественный организм. Что же касается духовной жизни во всех ее формах и проявлениях, то она есть отражение, т.е. порождение общественного бытия людей. С точки зрения философского материализма, духовный фактор ("духовные производительные силы", по определению