Файл: Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России, как и в любой стране, существует категория граждан, которая нуждается в поддержке государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • возникновение социального страхования в дореволюционной России (1861–1917 гг.);

  • развитие социального страхования в условиях социализма (1917–1990 гг.);

  • формирование социального страхования в условиях построения рыночной экономики (1990–2000 гг.);

  • реформирование социального страхования в современной России (2001 год–настоящее время).

Проанализируем историю формирования социального страхования на каждом из выделенных нами этапов с целью выявления исторических тенденций его развития.

Первый этап (1861–1917 гг.) – возникновение социального страхования в дореволюционной России.

Развитие этой сферы в нашей стране началось гораздо раньше, чем в других странах. Впервые этот вопрос был поднят ещё в десятом веке, когда был принят князем Владимиром церковный устав. Он установил обязанность духовенства и имущих слоёв Киевской Руси осуществлять надзор за медиками, а также содержать больницы и богадельни. Церковь и княжество должны были выделять для этих целей одну десятую от своих доходов. [23]

Уже в 1581 году в России был принят Аптекарский приказ, среди полномочий которого определённое место занимало проведение судебно-медицинских и врачебных экспертиз [34].

Социально-экономические реформы 60-х годов девятнадцатого века стали своеобразным толчком для окончательного законодательного закрепления вопроса о социальном страховании. Предпосылками этого явились: появление центров фабричного производства; увеличение числа промышленных рабочих, формирование и развитие финансовых институтов [27].

Начало организации социального страхования в России было положено 6 марта 1861 года принятием Закона «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных за- в одах», закрепившим возможность создания товариществ путем объединения в качестве своих членов всех работников завода. Страховые фонды формировались за счет взносов работников, вычитаемых из их заработной платы в размере 2–3%, и взносов заводоуправлений, которые были равны взносам работников. Страховые выплаты производились в форме пособий по болезни, а также пенсий по инвалидности и потере кормильца [34].

К началу ХХ века в тенденциях развития социального страхования в России четко прослеживалось понимание государством необходимости страхования населения от основных социальных рисков в обязательном порядке. Россия стала перенимать опыт Германии, которая в 80-х–90-х годах ХIХ века внедрила систему социального страхования. В это время такие отечественные К.В. Берви-Флеровский, Н.Е. Введенский, Н.А. Вигдорчик, Барановский, Г.Б. Хлопин, – принимают участие в разработке экономической доктрины социального страхования, а также методов оценки социальных рисков. Одной из задач, стоящих перед ними, является увязка системы заработной платы с уровнями социальной защиты наемных работников [27].


В результате предпринятых усилий общества и государства 23 июня 1912 года Третьей Государственной Думой был принят так называемый общий Закон «О больничном страховании», включающий в себя четыре отдельных законоположения, построенных по модели О. Бисмарка: «О присутствиях по делам страхования рабочих», «О Совете по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев».

Положениями принятых законов был закреплен финансовый механизм системы обязательного социального страхования в России.

Застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай болезни, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев являлись все наемные работники предприятий фабрично-заводской и горной промышленности, железнодорожного транспорта и судоходства. [35]

Российские законы о социальном страховании, принятые до революции, были несовершенны, так как не предусматривали покрытие всех социальных рисков, не охватывали наемных работников отдельных отраслей народного хозяйства, гарантировали низкий уровень страховых выплат. Однако при разработке этих законов были учтены страховые принципы организации социального страхования, действовавшие в цивилизованных странах.

Таким образом, к 1917 году в России была сформирована передовая для того времени комплексная система социального страхования работников наемного труда (за исключением сельского населения), ставшая неотъемлемой частью государственной социальной политики.

Второй этап (1917–1990 гг.) – развитие социального страхования в условиях социализма.

Советская власть критически оценила принятые Третьей Государственной Думой законы в области социального страхования. Поэтому сразу же после революции большевики попытались реализовать программу социального страхования, разработанную В.И. Лениным [34]. В течение 1917–1920 годов советским правительством было издано 15 декретов, касающихся социального страхования. Содержание декретов носило противоречивый характер, ими Советское правительство то пыталось реформировать социальное страхование, то ликвидировать его. Так, в 1918 году социальное страхование полностью заменялось социальным обеспечением и вводилось обязательное предоставление бесплатной медицинской помощи. Страховые взносы были отменены, а все социальные выплаты населению финансировались за счет средств государственного бюджета [35].


В период НЭПа финансовый механизм социального страхования был частично восстановлен. 15 ноября 1921 года было введено обязательное социальное страхование работников предприятий всех форм собственности на случай временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, безработицы, а также на лечебную помощь [35].

Финансирование социального страхования основывалось на обязательных страховых взносах предприятий, использующих труд наемных работников. Тарифы страховых взносов утверждались правительством и зависели не от санитарно-технических условий труда, а от формы собственности предприятия. Таким образом, «страховые актуарные расчеты были заменены директивным регулированием» [34]. Для частных предприятий были установлены максимальные размеры тарифов (21–28,5%), а для государственных – минимальные (12–16%). Нормы страхового обеспечения определялись отдельными постановлениями Совета народных комиссаров (СНК).

В это время в деятельности органов социального страхования больше внимания начинает уделяться профилактическому и социально-бытовому направлению: создаются санатории, профилактории, детские сады и ясли, дома отдыха, открываются молочные кухни.

В 1933 году все средства, имущество и кадры социального страхования, находившиеся в ведении НКТ, были переданы в управление Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов (ВЦСПС), который занимался разработкой и утверждением сводного бюджета социального страхования, а также контролировал его исполнение [23]. Руководство системой обязательного социального страхования ВЦСПС осуществлял через свои отраслевые и территориальные органы. На профсоюзные комитеты был возложен контроль за обоснованностью назначения социальных пособий, своевременностью их выплаты, а также за процессом обеспечения работников путевками на предприятиях.

В 1938 году было принято решение о включении бюджета системы обязательного социального страхования (утверждаемого до этого времени отдельно) в состав единого государственного бюджета СССР. Таким образом, социальное страхование трансформируется в социальное обеспечение.

Следует отметить, что в 20–30-х годах ХХ века уровень развития социального страхования в России был наравне с ведущими западными странами. Так, в 1927 году средства социального страхования в СССР составляли 4,5% от национального дохода, в Великобритании – 3,75%, в Германии – 7,5% [23].

С 1964 года социальное страхование, традиционно охватывающее в нашей стране только рабочих и служащих, стало постепенно распространяться и на колхозников: вначале на руководство колхозов, а с 1970 года социальное страхование распространилось на всех членов колхозов. [23]


Таким образом, в социалистический период развития исчезли многие элементы социального страхования, которые были сформированы и законодательно закреплены в дореволюционный период развития России. Но, несмотря на это, социалистическое государство, которое являлось основным работодателем и собственником средств производства, обеспечивало социальные гарантии, хотя и на несколько стандартизированном, но достаточно стабильном уровне.

Третий этап (1990–2000 гг.) – формирование социального страхования в условиях построения рыночной экономики.

Система социального страхования (по сути государственного социального обеспечения), действовавшая в СССР, не могла функционировать в новых экономических условиях. Общеэкономический кризис, произошедший в России в начале 90-х годов ХХ столетия, обусловил необходимость поиска альтернативных источников финансирования системы социальной защиты населения. С этой целью были созданы государственные социальные внебюджетные фонды. [35]

В 1990 году система государственного социального страхования была разделена на две системы: систему пенсионного страхования и систему социального страхования. В связи с этим в конце 1990 года были созданы два государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) и Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС).

В рамках борьбы с финансовым кризисом государственного здравоохранения и ростом безработицы в 1991 году были приняты Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР» и Закон «О занятости населения РФ», в соответствии с которыми в 1992 году в нашей стране были введены обязательное медицинское страхование и обязательное страхование по безработице. Для осуществления данных видов обязательного социального страхования были созданы Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) и Государственный фонд занятости населения РФ соответственно. [35]

В 1998 году в России законодательным путем вводится обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. А 16 июля 1999 года принимается Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», закрепивший основы государственного регулирования обязательного социального страхования в нашей стране и определивший права и обязанности всех его субъектов.


Таким образом, в конце XX столетия в России законодательным путем была создана новая система обязательного социального страхования, охватывающая основные социальные риски. Управление социальным страхованием перешло к государству, а финансовые ресурсы системы обязательного социального страхования стали собственностью государства, не ассоциированной с государственным бюджетом.

В 90-е годы, несмотря на достаточно высокие тарифы страховых взносов, фонды обязательного социального страхования испытывали финансовые затруднения. Так как, во-первых, работодатели активно применяли «зарплатные схемы», во-вторых, негативное влияние на систему обязательного социального страхования оказал финансовый кризис 1998 года, сокративший ее финансовые ресурсы почти в 2 раза [34]. Сложившаяся ситуация свидетельствовала о необходимости изменения системы финансирования обязательного социального страхования.

Четвертый этап (2001 – настоящее время) – реформирование социального страхования в современной России.

В начале XXI века в нашей стране было начато реформирование социального страхования. С 1 января 2001 года главой 24 части второй Налогового кодекса был введен единый социальный налог (далее - ЕСН), консолидирующий обязательные страховые взносы за работающее население в ПФ, ФСС, ФФОМС и ТФОМС.

Ставка ЕСН была установлена на 2,9 пункта ниже действовавшего страхового тарифа и дифференцирована в зависимости от категории налогоплательщика, а также от величины налогооблагаемой базы по регрессивной шкале [2].

Введение ЕСН не оказало значительного влияния на размеры финансовых ресурсов системы обязательного социального страхования России, так как темпы роста заработной платы отставали от уровня инфляции в стране, а работодатели активно стали уклоняться от уплаты ЕСН. При этом замена страховых взносов ЕСН нарушила один из принципов организации социального страхования – эквивалентность страховых взносов и выплат.

Для стимулирования работодателей к повышению заработной платы своим работникам и выведения их доходов из «тени» с 1 января 2005 года ставка ЕСН была снижена почти на треть. Однако поставленная цель не была достигнута, а внебюджетные фонды социального страхования потеряли значительную часть финансовых ресурсов [16].

С 1 января 2010 года ЕСН отменен и вновь введены страховые взносы в фонды социального страхования