Файл: Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России, как и в любой стране, существует категория граждан, которая нуждается в поддержке государства.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В организации деятельности, принципами социального страхования являются: формирование и управление страховыми фондами, которые заключены в: [32]
-
уровне государственного участия, которое подразделяется на государственное, полностью владеющее и управляющее страховыми фондами и коллективное, где оно осуществляет контроль соблюдения правилами законодательных актов, возлагая ответственность за оперативное управление системой на страхователей и страховщиков; -
автономности финансовых средств, состоящих из государственных бюджетных, используемых для всех видов требований и внебюджетных, сформированных для исполнения целевых назначений. Самоуправляющиеся фонды делятся на государственные и негосударственные, доверительное управление, которым и производят страховые организации, руководящие инвестиционными компаниями, пенсионными фондами; [32] -
стабильность финансовой системы, обеспечивающей обязательное социальное страхование, действующей на равноценности размеров, предоставляемого страхового обеспечения и уплаченных страховых взносов; -
государственной гарантии по соблюдению прав граждан, заключивших договор на страхование, на защиту от воздействия социальных рисков и выполнение обязательств по обязательному страхованию вне зависимости от финансового состояния страховщика.
Его деятельность осуществляется путем выдачи компенсаций по социальным рискам, которые позволяют обезопасить граждан в ситуациях их возникновения.
Показатель социального страхования устанавливается по виду риска и последствий его влияния, которые зависят от следующих факторов: [29]
-
уровня проявления в обществе; -
степени потери дохода полностью либо снижение некоторой его части; -
меры покрытия риска, предписанного обществом и государством, вытекающего из целей, преследуемых общей социальной политикой.
В Российской Федерации предусмотрены нижеперечисленные виды социального страхования: [44]
-
медицинское, возмещает риски по временной нетрудоспособности, связанной с болезнью, травмами, беременностью и родам, уходе за ребенком; -
пенсионное, компенсирует риск по потере главы семьи или кормильца, достижения старости, инвалидности; -
последствий профессиональных рисков, в число которых входят несчастные случаи, произошедшие на производстве, профессиональные заболевания; -
по долгосрочному уходу вследствие потери способности самостоятельно вести жизнедеятельность из-за серьезных нарушений здоровья, когда необходима посторонняя помощь и дополнительные расходы для жизнеобеспечения; [44] -
отсутствия работы, сопровождаемый невозможностью найти заработок, обеспечивающий жизнедеятельность человека.
Что касается размера получаемых денежных средств, то он рассчитывается с учетом общего трудового стажа, начисляемой заработной платы, степени потери способности трудится наравне с лицами, способными полноценно принимать участие в общественном труде.
В условиях рыночной экономики на осуществление социального страхования влияют факторы экономические и правовые, которые учитываются при назначении денежных выплат из фондов социального страхования.
К основным задачам, решаемым посредством осуществления социального страхования, относятся: [52]
-
образование денежных фондов, которые идут на осуществление выплат; -
создание требуемого количества и структуру части населения, занимающегося общественно-полезной деятельностью; -
сокращение разрыва уровня материального состояния между работающими и неработающими членами общества; -
повышение уровня жизни разнообразных социальных категорий населения, которые не вовлечены в трудовой процесс.
В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.
Другими словами, институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей. [52]
Системы социального страхования являются одним из самых сильных выражений социальной солидарности на государственном уровне. В этой связи создание и поддержание хорошо развитой системы социального страхования, рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности общества.
Следует подчеркнуть следующий момент: последствия при наступлении социальных рисков неблагоприятно воздействуют не только на рабочих, но и на предпринимателей, на общество и государство, так как приводят к сбоям в производственном процессе, порождают лишения, нужду, бедность и отчужденность. Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков, уязвимость при их наступлении всех субъектов трудовых отношений, предопределяет их высокую актуальность и вызывает заинтересованность в солидарных действиях по созданию соответствующих механизмов и институтов по защите от социальных рисков. В этой связи ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность всех участников экономической деятельности по вопросу организации национальных систем социальной защиты [32].
Следовательно, необходимо учитывать особую значимость системы социального страхования, его влияние на протекание общественных процессов, совершенствовать ее путем концентрирования ресурсов в единых фондах для обеспечения населения Российской Федерации социальной защитой, обладающей надежностью и устойчивостью.
2.2 Управление системой обязательного социального страхования
Система обязательного социального страхования представляет собой не только сложнейший комплекс социально-экономических отношений, но и как особый социально-экономический институт находится во взаимодействии и взаимосвязи с различными структурами общества. Такими структурами являются Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ, министерства, ведомства, органы власти регионов, финансовые учреждения, профсоюзы и т. д. [50]
Особое место в этих отношениях занимает государство. И обусловлено это в первую очередь его управленческими функциями. Обязательное социальное страхование, как и любая иная социальная система, требует управления, или обеспечения целенаправленной и скоординированной деятельности всех ее звеньев по защите населения от социальных и профессиональных рисков. Без этого ее функционирование может превратиться в хаотичные, как правило, малоэффективные действия. При этом необходимо иметь в виду, что даже при самой высокой степени самостоятельности и самодостаточности страховых организаций они не могут быть полностью автономны и независимы от государства, бизнесобщества и иных общественных структур, от их воздействия на них. Центральное место среди них занимает государство. [50]
Поскольку в настоящее время по организационно-правовому статусу фонды обязательного социального страхования являются государственными учреждениями, постольку структурно они входят в состав органов государственной власти. В настоящее время Фонд обязательного медицинского страхования находится в ведении Министерства здравоохранения, ФСС и ПФР — Министерства труда и социальной защиты. Их руководители по представлению министерства назначаются и освобождаются от должности Правительством РФ. Правовое положение каждого федерального фонда определяется федеральным законом о государственных социальных фондах, федеральными законами, регулирующими деятельность отдельных фондов, другими федеральными законами и уставом каждого федерального фонда, утвержденным Правительством РФ.
Органом управления каждого федерального фонда является правление Федерального фонда и его председатель. [20]
Правление федерального фонда является коллегиальным органом, определяющим основные направления деятельности фонда и осуществляющим текущий контроль за его деятельностью.
К полномочиям федеральных органов государственной власти по управлению обязательного социального страхования относятся: [50]
-
установление порядка принятия бюджетов фондов социального страхования и порядка их использования. Бюджет — основной финансовый документ фонда — по поручению Правительства разрабатывается каждым фондом самостоятельно, затем после его рассмотрения на заседании Правительства направляется в Государственную Думу Федерального Собрания РФ; -
утверждение бюджета каждого фонда обязательного социального страхования и отчетов каждого из них об его исполнении. В соответствии с действующим законодательством эти отчеты утверждаются Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Утверждение бюджетов фондов социального страхования и отчетов об их исполнении происходит одновременно с рассмотрением федерального бюджета на очередной финансовый год; -
управление системой обязательного социального страхования. Оно охватывает разработку стратегии его развития, разработку законодательной базы и подзаконных нормативных актов, вопросы координации деятельности внебюджетных страховых фондов, установление норм и правил страхового обеспечения, регламентацию их деятельности (осуществляется Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты). Оперативное управление текущей деятельностью фондов осуществляется их органами самостоятельно; [50] -
обеспечение финансовой сбалансированности системы обязательного социального страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объемах, предусмотренных бюджетами фондов; -
определение порядка использования временно свободных средств фондов обязательного социального страхования; -
осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение пенсий, пособий, медицинских услуг.
Непосредственная координация деятельности государственных внебюджетных фондов социального страхования возложена на Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты. Она включает в себя: [48]
-
внесение в Правительство РФ предложений о назначении на должность и освобождение от должности руководителя государственного внебюджетного фонда, подведомственного соответствующему министерству; -
принятие подзаконных нормативных правовых актов по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов; -
внесение в Правительство РФ проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов обязательного социального страхования по принадлежности; -
внесение в Правительство РФ по представлению руководителя фонда обязательного социального страхования проектов федеральных законов о бюджете государственного фонда обязательного социального страхования и об исполнении его бюджета; [48] -
назначение проверок деятельности фонда (фондов) обязательного социального страхования в случаях, устанавливаемых федеральным законом.
В процессе своей деятельности фонды обязательного социального страхования постоянно взаимодействуют также с другими министерствами и ведомствами, осуществляющими определенные управленческие функции в отношении системы обязательного социального страхования. В частности, администрирование, начисление и сбор страховых взносов, передаваемых в фонды обязательного социального страхования, они осуществляют в определенном взаимодействии с Федеральной налоговой службой РФ. В соответствии с действующим законодательством проверку финансово-экономической деятельности фондов обязательного социального страхования проводит Счетная палата РФ. Ее выводы и предложения, хотя и носят рекомендательный характер, но в случае необходимости могут быть внесены на рассмотрение в Правительство, Прокуратуру РФ или Государственную Думу для принятия соответствующих решений.
Составной частью государственного управления системой обязательного социального страхования является осуществление различных согласований с министерствами. В первую очередь это относится к Министерству финансов и Министерству экономического развития. Именно с этими ведомствами происходит согласование бюджетов фондов обязательного социального страхования, величины ставок страхового тарифа по каждому фонду, категорий плательщиков, размера страховых выплат, вносимых поправок в федеральные законы. Важным звеном управленческого процесса социального страхования является экспертиза и регистрация издаваемых фондами подзаконных актов, осуществляемые Министерством юстиции РФ. [50]
Российское государство провозглашено и формируется как правовое государство. В этой связи определения и решения судебных органов, вступившие в законную силу, являются обязательными для исполнения в управленческой практике. Это относится к решениям судов любых инстанций. Особое место среди них занимают решения Конституционного и Высшего арбитражного судов, поскольку их определения имеют общероссийское значение.
Характеристика действующей системы управления обязательного социального страхования будет неполной, если не учесть в нем место и роль субъектов Российской Федерации. Обусловлено это тем, что Россия является федеративным государством, где, естественно, каждый регион — субъект Федерации — наделен как определенными правами, так и соответствующими обязанностями и ответственностью. И те и другие закреплены в действующем законодательстве.