Файл: Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ ПОСОБИЯ………………………………………………………………………………..4

ВВЕДЕНИЕ…………………………....................................................................................................... 11 ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……12

1.1. Информация как объект правового регулирования……………………………………………….12

1.2. Правовые отношения в информационной сфере…………………………………………………. 21

1.4. Государственная система защиты информации………………... ………………….......................33

1.3. Информационная безопасность государства………………………………………....................... 25

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ…………………………………… 40

2.1. Правовой режим защиты государственной тайны……………......................................................40

2.1.1. Правовое регулирование информационных отношений в области государственной

тайны………………………………………... …………………………………………………………...40

2.1.2. Правовые аспекты защиты государственной тайны…………. ………………………………..47

2.2. Правовые режимы защиты конфиденциальной информации.................................................... 51

2.2.1. Понятие и виды конфиденциальной информации…………...................................................... 51

2.2.2. Правовой режим защиты коммерческой тайны………………. ……………………………….56

2.2.3. Правовой режим защиты персональных данных………………………………… ……………60

2.3. Правовые проблемы защиты информации в Интернет………..................................................... 72

2.3.1. Характеристика Интернет………………………………………………………………………..72

2.3.2. Правовое обеспечение ИБ Интернет…………………………………………………………... 74

2.4. Правовые проблемы защиты информации с использованием

шифровальных (криптографических) средств………………………………………… …………….76

2.4.1. Правовые основы защиты информации с использованием шифровальных (криптографических) средств………………………………………………………………………….76

2.4.2. Правовые аспекты создания и применения шифровальных

(криптографических) средств защиты информации………………............................... …………….77

2.4.3. Правовые аспекты применения электронной подписи……...................................................... 80

2.5. Правовые аспекты защиты интеллектуальной собственности... ………………………………..84

ГЛАВА 3. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ В СФЕРЕ

ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………………………………... 86

3.1. Лицензирование деятельности по защите информации…………………………………………86

3.2. Сертификация продукции и услуг в области защиты нформации……………………………...91

4. ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ………………………………………………………………………95

4.1. Правонарушения в информационной сфере и их характеристика……………………………….95

4.2. Характеристика неправомерного доступа к компьютерной информации……………………. 97

4.3. Основы расследования неправомерного доступа к компьютерной информации ……………...98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………. ……………..102

АННОТАЦИЯ ПОСОБИЯ



Лицензиаты несут юридическую и финансовую ответственность за полноту и качество выполнения работ и обеспечение сохранности государственных и коммерческих секретов, доверенных им в ходе практической деятельности.

Для осуществления контроля выполнения лицензиатами лицензионных требований предусматривается проведение лицензирующим органом различных проверок.

В отношении лицензиата могут проводиться:


  • документарные проверки;

  • плановые проверки;

  • внеплановые выездные проверки

Предметом указанных проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

В отдельных случаях действие лицензии может быть приостановлено лицензирующим органом или по решению суда прекращено.

3.2. Сертификация продукции и услуг в области защиты информации
Для того, чтобы защитить потребителя от некачественного товара, проконтролировать безопасность товара для окружающей среды, жизни и здоровья человека, предусматривается процедура сертификации.

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

В процессе сертификации независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Основными правовыми документами, регламентирующими отношения в сфере сертификации средств защиты информации, являются:


  • Федеральный закон «О техническом регулировании» (Глава 4. Подтверждение соответствия);

  • Положение о сертификации средств защиты информации.



Сертификация осуществляется в целях:


  • удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

  • содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

  • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

  • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.



Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Обязательная сертификация проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.
Система сертификации средств защиты информации представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих ее по установленным правилам.

Участниками сертификации средств защиты информации являются:

  • федеральный орган по сертификации;

  • центральный орган системы сертификации (создаваемый при необходимости) - орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции;

  • органы по сертификации средств защиты информации - органы, проводящие сертификацию определенной продукции;

  • испытательные лаборатории - лаборатории, проводящие сертификационные испытания (отдельные виды этих испытаний) определенной продукции;

  • изготовители-продавцы, исполнители продукции.

Федеральные органы по сертификации федеральные органы по сертификации средств защиты информации представлены Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, уполномоченными проводить работы по сертификации средств защиты информации в пределах компетенции, определенной для них законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации.


Федеральный орган по сертификации в пределах своей компетенции:

  • создает системы сертификации;

  • осуществляет выбор способа подтверждения соответствия средств защиты информации требованиям нормативных документов;

  • устанавливает правила аккредитации центральных органов систем сертификации, органов по сертификации средств защиты информации и испытательных лабораторий;

  • определяет центральный орган для каждой системы сертификации;

  • выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

  • ведет государственный реестр участников сертификации и сертифицированных средств защиты информации;

  • осуществляет государственные контроль и надзор за соблюдением участниками сертификации правил сертификации и за сертифицированными средствами защиты информации, а также устанавливает порядок инспекционного контроля;

  • рассматривает апелляции по вопросам сертификации;

  • представляет на государственную регистрацию в Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации системы сертификации и знак соответствия;

  • устанавливает порядок признания зарубежных сертификатов;

  • приостанавливает или отменяет действие выданных сертификатов.

Центральный орган системы сертификации:

  • организует работы по формированию системы сертификации и руководство ею, координирует деятельность органов по сертификации средств защиты информации и испытательных лабораторий, входящих в систему сертификации;

  • ведет учет входящих в систему сертификации органов по сертификации средств защиты информации и испытательных лабораторий, выданных и аннулированных сертификатов и лицензий на применение знака соответствия;

  • обеспечивает участников сертификации информацией о деятельности системы сертификации.

При отсутствии в системе сертификации центрального органа его функции выполняются федеральным органом по сертификации.

Органы по сертификации средств защиты информации:

  • сертифицируют средства защиты информации, выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия с представлением копий в федеральные органы по сертификации и ведут их учет;

  • приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов и лицензий на применение знака соответствия;

  • принимают решение о проведении повторной сертификации при изменениях в технологии изготовления и конструкции (составе) сертифицированных средств защиты информации;

  • формируют фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

  • представляют изготовителям по их требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.


Испытательные лаборатории проводят сертификационные испытания средств защиты информации и по их результатам оформляют заключения и протоколы, которые направляют в соответствующий орган по сертификации средств защиты информации и изготовителям. Испытательные лаборатории несут ответственность за полноту испытаний средств защиты информации и достоверность их результатов.

Изготовители:

  • производят (реализуют) средства защиты информации только при наличии сертификата;

  • извещают орган по сертификации, проводивший сертификацию, об изменениях в технологии изготовления и конструкции (составе) сертифицированных средств защиты информации;

  • маркируют сертифицированные средства защиты информации знаком соответствия в порядке, установленном для данной системы сертификации;

  • указывают в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым средства защиты информации должны соответствовать, а также обеспечивают доведение этой информации до потребителя;

  • применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательством Российской Федерации и правилами, установленными для данной системы сертификации;

  • обеспечивают соответствие средств защиты информации требованиям нормативных документов по защите информации;

  • обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих сертификацию, и контроль за сертифицированными средствами защиты информации;

  • прекращают реализацию средств защиты информации при несоответствии их требованиям нормативных документов или по истечении срока действия сертификата, а также в случае приостановки действия сертификата или его отмены.

Изготовители должны иметь лицензию на соответствующий вид деятельности.

Изготовитель для получения сертификата направляет в орган по сертификации средств защиты информации заявку на проведение сертификации, к которой могут быть приложены схема проведения сертификации, государственные стандарты и иные нормативные и методические документы, требованиям которых должны соответствовать сертифицируемые средства защиты информации.

Основными схемами проведения сертификации средств защиты информации являются:

  • для единичных образцов средств защиты информации - проведение испытаний этих образцов на соответствие требованиям по защите информации;

  • для серийного производства средств защиты информации - проведение типовых испытаний образцов средств защиты информации на соответствие требованиям по защите информации и последующий инспекционный контроль за стабильностью характеристик сертифицированных средств защиты информации, определяющих выполнение этих требований. Кроме того, допускается предварительная проверка производства по специально разработанной программе.


Срок действия сертификата не может превышать пяти лет.

В отдельных случаях Федеральный орган по сертификации и органы по сертификации средств защиты информации имеют право приостанавливать или аннулировать действие сертификата.

Органы, проводившие сертификацию средств защиты информации, осуществляют инспекционный контроль за сертифицированными средствами защиты информации.