Файл: Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ ПОСОБИЯ………………………………………………………………………………..4
1.1. Информация как объект правового регулирования……………………………………………….12
1.2. Правовые отношения в информационной сфере…………………………………………………. 21
1.4. Государственная система защиты информации………………... ………………….......................33
1.3. Информационная безопасность государства………………………………………....................... 25
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ…………………………………… 40
2.1.1. Правовое регулирование информационных отношений в области государственной
тайны………………………………………... …………………………………………………………...40
2.1.2. Правовые аспекты защиты государственной тайны…………. ………………………………..47
2.2.2. Правовой режим защиты коммерческой тайны………………. ……………………………….56
2.2.3. Правовой режим защиты персональных данных………………………………… ……………60
2.3.1. Характеристика Интернет………………………………………………………………………..72
2.3.2. Правовое обеспечение ИБ Интернет…………………………………………………………... 74
2.4. Правовые проблемы защиты информации с использованием
шифровальных (криптографических) средств………………………………………… …………….76
2.4.2. Правовые аспекты создания и применения шифровальных
(криптографических) средств защиты информации………………............................... …………….77
2.5. Правовые аспекты защиты интеллектуальной собственности... ………………………………..84
ГЛАВА 3. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………………………………... 86
3.1. Лицензирование деятельности по защите информации…………………………………………86
3.2. Сертификация продукции и услуг в области защиты нформации……………………………...91
4. ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ………………………………………………………………………95
4.1. Правонарушения в информационной сфере и их характеристика……………………………….95
4.2. Характеристика неправомерного доступа к компьютерной информации……………………. 97
4.3. Основы расследования неправомерного доступа к компьютерной информации ……………...98
- нормативные правовые акты федерального уровня;
- нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.
Источники информационного права на уровне субъектов РФ — это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.
Состав информационного законодательства может быть представлен следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:
- информационно-правовые нормы международных актов;
- информационно-правовые нормы Конституции РФ;
- нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;
- информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.
Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере определяется тем, насколько полно совокупность информационно-правовых норм и актов информационного законодательства обеспечивает все множество информационных правоотношений применительно ко всем возможным объектам информационных правоотношений и субъектам, действующим в информационной сфере. А поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законодательства).
«Вертикальная» структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов.
Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.
Что же касается информационного законодательства, то здесь имеется особенность, обусловливающая необходимость принятия дополнительных правовых актов упомянутой иерархии. В информационном законодательстве пока еще имеются не урегулированные правом отношения. А поскольку создание федеральных законов, ликвидирующих эти пробелы, требует значительного времен и, органы исполнительной власти РФ и ее субъектов нередко принимают правовые акты для урегулирования соответствующих отношений до принятия необходимых федеральных законов.
«Горизонталь» структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направления лишний раз подтверждают, что информационное законодательство — комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.
В ряду важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются в Российской Федерации, находится право на информацию. Признание и гарантии права на информацию в нашей стране отражают тенденцию следования требованиям международных принципов и стандартов по правам человека. Эти принципы и стандарты нашли свое воплощение в основополагающих международных соглашениях о защите прав и свобод человека.
Конституция РФ предусматривает право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29, п. 4). Конституция гарантирует свободу массовой информации и запрещает ее цензуру (ст. 29, п. 5).
Она же наделяет каждого гражданина правом на неприкосновенность частной жизни, сохранность личной и семейной тайны (ст. 23, п.1). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24, п.1).
Согласно Конституции, каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29, п. 1), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст. 44, п. 1).
Положения Конституции РФ прямо или косвенно обязывают органы государственной власти и местного самоуправления, соответствующих должностных лиц обеспечить каждому гражданину РФ возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Однако декларация информационных прав и свобод не означает отказ государства от защиты информационных ресурсов.
Правовое обеспечение информационной безопасности формируется на основе поддержания баланса интересов граждан, общества, государства, что особенно важно в условиях существования различных форм собственности. Поэтому Конституцией определены и основания для ограничения информационных прав и свобод граждан.
К их числу относятся защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 17, п. 3, ст. 55, п. 3). Основным законом предусмотрена также возможность ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и сроков их действия (ст. 56).
Соответствующие статьи Конституции РФ направлены на пресечение распространения следующих видов информации:
- информации, рассчитанной на разжигание ненависти, вражды и насилия в отношениях между людьми и народами;
- непристойной и ложной информации, включая заведомо ложную рекламу;
- информации, посягающей на честь и достоинство граждан, оказывающей негативное воздействие на здоровье людей и их духовно-нравственное состояние;
- информации, изменяющей память о прошлом, фальсифицирующей историю страны, нарушающей связь поколений и подрывающей единство российского народа;
- информации, способной инициировать процессы разрушительного свойства – от техногенных и природных катастроф до всевозможных социальных, демографических, экономических потрясений, кризисов, конфликтов.
Однако закрепленные Конституцией РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки в практическом отношении не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления данных персональных данных.
В итоге необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.
1.3. Информационная безопасность государства
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Информационная сфера является системообразующим фактором жизни общества и вследствие этого оказывает влияние на состояние всех составляющих национальной безопасности Российской Федерации.
Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими отношения в сфере безопасности, являются:
- Федеральный закон Российской Федерации от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности»;
- Указ Президента Российской Федерации 12.05.2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности российской федерации до 2020 года».
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (Федеральный закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности»).
Жизненно важные интересы призваны обеспечить существование и прогрессивное развитие основных объектов безопасности:
- личности – ее прав и свобод;
- общества – его материальных и духовных ценностей;
- государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
В качестве субъектов безопасности при этом выступают граждане, государственные, общественные и иные организации.
В содержательном плане в национальной безопасности выделяются различные структурные элементы, представляющие виды национальной безопасности, которые могут быть классифицированы по различным признакам.
С целью уяснения роли и места информационной безопасности в общей системе безопасности государства приведем классификацию видов безопасности по следующим признакам:
- по местонахождению источника;
- по уровням;
- по субъектам;
- по сферам жизни;
- по природным данным и условиям жизни.
Такая классификация представлена на рис. 1.7.
Рис. 1.7 – Классификация видов безопасности государства
Каждая составляющая национальной безопасности обладает определенным специфическим своеобразием. Вместе с тем они все находятся в тесной диалектической взаимосвязи. Однако в зависимости от конкретно-исторической обстановки, в силу действия различных факторов на передний план может выступать та или иная составляющая.
Так, например, сущность политической безопасности состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества.
Неотъемлемым признаком политической безопасности государства является суверенитет. Это понятие определяется как возможность ведения государством независимой внешней и внутренней политики.
Экономическая безопасность характеризуется высоким уровнем развития производительных сил и производственных отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества, наличием развитой инфраструктуры и полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силой и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей. Экономическая замкнутость и экономическая зависимость с одинаковой эффективностью разрушают систему экономической безопасности.
Одним из специфических (особых) видов безопасности является военная безопасность. Специфика этого вида безопасности заключается в том, что военная безопасность служит условием обеспечения многих других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их основе.
Внешний аспект военной безопасности отражает способность нации противодействовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа. Это предполагает наличие современных вооруженных сил, формирование эффективной системы коллективной безопасности или всеобщей безопасности, вхождение в состав тех или иных военно-политических союзов. Опыт «холодной войны» показал, что наиболее действенный путь укрепления военной безопасности - это формирование эффективной системы международной безопасности.
Место военной безопасности в системе национальной безопасности можно определить следующим образом: безопасность есть состояние, при котором нация не жертвует своими интересами из-за боязни оказаться вовлеченной в войну и способна надежно и эффективно защитить эти ценности военными средствами и методами, если войны избежать не удается.